Федеративное государственное устройство
Под формой государственного (территориально- политического) устройства понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Различают две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарную и федеративную.
В современном мире существуют около 20 федераций. Федеративное государство- это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовойстатус. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью.
Субъекты федерации обладают известной политической самостоятельностью. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Существует несколько разновидностей федеративных государств: федерации на основе союза и на основе автономии составных частей; федерации, основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные и т.д. Органами общегосударственного управления в федерации являются федеральные органы государственной власти и управления. Это парламент, глава государства, правительство, министерства и ведомства, федеральные суды, органы судейского управления, прокуратура и др.
Для субъектов федераций характерны некоторые общие признаки. Во-первых, они имеют собственные местные парламенты и собственные правительства (администрацию), формируемые обычно парламентами. (Лишь в ОАЕ эмираты не имеют парламентов, законы принимают эмиры. Наследственные эмиры сосредотачивают в своих руках также функции правительства.) Во-вторых, субъекты федераций имеют право собственного законодательства. В-третьих, в федеральных конституциях всегда проводится размежевание предметов ведения (полномочий) федерации и ее субъектов. В-4-х, для федераций характерно особое представительство субъектов в парламенте.
Существуют различные способы разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов. Первый способ предполагает закрепление в конституции исключительной компетенции федерации. Вопросы, не вошедшие в этот перечень, относятся к исключительному ведению субъектов федерации. Второй способ - установление двух исключительных сфер: предметов ведения федерации и предметов ведения ее субъектов (Канада, США, Швейцария и др.).
Третий способ - предметы ведения распределены по трем видам компетенции: исключительная компетенция федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, исключительная компетенция субъектов. Так распределены полномочия в конституции Индии.
Четвертый способ - нет излишней детализации и содержится «открытый» перечень полномочий субъектов в виде остаточных полномочий (Нигерия, Пакистан, Россия). В него входит все, что не вошло в исключительную компетенцию федерации и совместную компетенцию федерации и ее субъектов.
Субъекты федерации в различных формах участвуют в решении общегосударственных вопросов. Основным органом для этого является верхняя палата парламента. Во многих странах практикуется регулярно созываемые совещания премьер-министра федерации и руководителей правительств ее субъектов (Австрия, Канада и др.). Министры также созывают совещания для выработки общей позиции по вопросам отраслевого управления.
Различаются ординарные и чрезвычайные способы федерального контроля. Первые связаны с действием федерального законодательства, ставящего субъекты федерации в определенные рамки, с деятельностью федеральных исполнительных органов, чья компетенция по вопросам федерального значения распространяется на всю страну, с ролью судов, принимающих обязательные для субъектов постановления. Особое значение имеет финансовый контроль. Многие субъекты федерации в значительной мере живут на дотации федерации и, естественно, следуют указаниям ее органов. Все вооруженные силы находятся в подчинении федерации. Среди чрезвычайных способов федерального контроля важнейшее значение имеет четыре: введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации, институт федерального вмешательства, президентское правление в субъекте федерации, приостановление собственного управления субъектов федерации.