Субъективные и объективные ошибки руководителя при принятии управленческих решений.
Качество управленческого решения – это его адекватность решаемой проблеме, способность обеспечить ее разрешение в интересах достижения целей организации, то есть привести к желаемому результату. И при принятии управленческого решения руководитель может допустить ошибки.
Субъективные ошибки руководителя – искаженное принятие управленческих решений в зависимости от его личностных особенностей, прошлого опыта, настроения, собственной выгоды, вантюристичности, информационной неподготовленности,особенно в стрессовой ситуации
Объективные ошибки руководителя- принятие управленческих решений в условиях давления каких- то независящих от него обстоятельств, которые образуют неуправляемое поле в его «коммуникативном пространстве»
К числу наиболее распространенных ошибок, приводящих к некачественным решениям, относятся:
¾ односторонний подход при принятии решения;
¾ решение, обусловленное эмоциями;
¾ отсутствие системного подхода к принятию решения;
¾ при выборе вариантов отдано предпочтения ранее избранному шаблону, "привычной альтернативе";
¾ рассматривались только положительные варианты, возможный риск не был учтен;
¾ при принятии решения руководствовались непроверенной или ложной информацией;
¾ решение было принято с расчетом на то, что возможные ошибки будут исправлены в процессе его реализации;
¾ была допущена поспешность при принятии решения;
¾ новые решения противоречат ранее принятым;
¾ в связи с недостатком времени была нарушена поэтапная процедура принятия решения;
¾ неправильно были истолкованы факты;
¾ решение принималось большинством, хотя было верным мнение меньшинства.
9. Понятие качества управленческих решений и требования к их качеству
Качество управленческих решений – совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.
Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте, своевременности поступления.
Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотношения ожидаемого и достигнутого экономического и социального эффекта с затратами на его разработку и реализацию. Соблюдение данного требования является основной предпосылкой выживания и процветания предприятия в условиях рыночной экономики.
Отдельные авторы рассматривают управленческий труд как сумму решенных управленческих ситуаций, а качество решений, как определяющий критерий эффективности этого труда. [6] Что может выступать критерием качества решений? Очевидно, их практическое внедрение. В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих через количество выполненных решений, и рассчитывается он по формуле:
где Кк – коэффициент качества управленческих решений;
Рп – количество принятых управленческих решений;
Рв – количество выполненных управленческих решений;
Рн – количество выполненных некачественных решений. Выраженный в процентах, данный показатель характеризует, по существу, качество управления, хотя и не абсолютно, а с определенной долей неточности.
Решение должны приниматься в срок. В этом смысле значение своевременного принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.
Непротиворечивость управленческого решения выражает необходимость его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также проверки соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным).
Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.
Конкретностьуправленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.
Решение должно быть простымпо форме и ясным по содержанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.
С точки зрения делопроизводства, управленческое решение (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно включать констатирующую и постановляющую части. Первая отражает суть проблемы, ее характеристики и особенности; вторая – цели решения, средства их достижения. Здесь же называются лица, ответственные за его своевременное выполнение, определяются также формы и сроки контроля, поощрения и санкции за возможные нарушения.
Важной предпосылкой качественных управленческих решений является их профессиональная разработка со знанием дела, с учетом экономической и социальной целесообразности. Грамотный анализ проблемной ситуации, правильная постановка цели и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта согласно установленным критериям – необходимые составляющие качества и эффективности управленческих решений.
Однако в каждой конкретной ситуации разработка управленческих решений осуществляется в специфических условиях, характерных для этой ситуации, с учетом факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие.