Объект и предмет социологии управления

Социология управления как молодая социологическая дисциплина до сих пор не имеет своего общепризнанного места в системе социологического знания.

Социология управления, по всей видимости, относится к комплексным дисциплинам, в центре ее внимания – поведение личности, функционирование организации как системы, механизмы и технологии управления. Комплексный подход, таким образом, реализуется как специфический тип системной организации знания. Социология управления интегрирует данные социологии, психологии, экономики, менеджмента, осуществляет координацию усилий всех смежных дисциплин.

Наиболее близкими социологии управления являются такие дисциплины, как социология труда, индустриальная социология, социология организации, социология профессий, теория управления, управление персоналом, менеджмент.

Объектом социологии управления является социальное управление, или процесс управления социальными организованными системами. Конечно, этим объект социологии не ограничивается. Не менее значимую часть объекта социологии управления составляет информация о процессах социального управления, собранная с помощью методов эмпирического социологического исследования. Это может быть информация о том, как и насколько управляемые субъекты воспринимают цели, задачи, способы и последствия реализации программ деятельности, направленных на изменение условий их жизнедеятельности, как они реагируют на процесс осуществления этих мер, насколько они способные и готовы принять участие в осуществлении тех или иных управленческих решений.

Предметом социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институционализации, а также социальные механизмы и способы управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.

Проблемное поле социологии управления

В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами. Социологические перспективы исследования управленческих отношений определяются изучением, с одной стороны, условий взаимодействия субъектов управленческого процесса, институтов и механизмов управления, а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).

В качестве предмета социологии управления могут выступать следующие направления научного исследования:

– история развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления;

– понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития;

– анализ современных зарубежных концепций социального управления;

– государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа;

– содержание, функции и структура культуры управления;

– управленческая деятельность в структурах публичной власти;

– социальные технологии в системе управления;

– социология организаций как реализация функций управления;

– типологические модели управленческого процесса;

– проблемы эффективности управленческой деятельности;

– сущность, уровни и типы социального прогнозирования;

– социальное проектирование и социальное программирование и др.

В структуре научного знания социология управления существует в трех ипостасях. Во-первых, как особое направление теоретических и эмпирических исследований, сложившихся в рамках общей социологии и изучающих социальные отношения, возникающие в процессе управления. Во-вторых, как специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии и управленческих наук и изучающая социальную природу управления, социальные условия его функционирования. В-третьих, как одна из составляющих современной теории социального управления.

Функции социологии управления

Первая из функций социологии управления – познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п. Познавательная функция социологии управления сопряжена как с теоретическим, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. В ходе реализации этой функции социология управления выходит на составление программ исследования, начиная с формулировки его целей и задач, объекта и предмета, проблем, основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, характера обработки и анализа полученной информации.

Познавательная функция находит свое органичное продолжение в прогностической функции, которая чрезвычайно важна и значима для социологии управления. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего.

Отметим важность оценочной функции социологии управления, сущность которой состоит в том, чтобы оценить, в какой мере эффективна существующая в данном обществе, организации система управления, насколько она соответствует основным тенденциям развития общества, организации, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей.

Нельзя недооценивать значимость образовательной функции социологии управления, цель которой состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значения тех или иных управленческих концепций распространять знания об управлении, об основных его задачах, функциях, механизмах реализации.

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию – организационно-технологическую. Социальная технология – это и программа преобразовательной деятельности, и сама деятельность на основе этой программы, призванная оказать существенное влияние на ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. В отличие от первых, направленных на улучшение тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных задач в рамках совершенствования существующей системы, социальные технологии ориентированы на глубокие качественные преобразования социальных процессов и включают комплекс соответствующих организационных мероприятий. Суть этой функции – вооружить управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превратившись тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

Наши рекомендации