Социальное обслуживание населения: цели, залачи и стандарты предоставления услуг

Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услуг, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Цель соц обслуживания – организация разнообразных форм реабилитации

Регулируется ФЗ №442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (15.11.1995 первый)

целью и задачами социального обслуживания является организация разнообразных видов и форм помощи, реабилитации нуждающихся в ней граждан Российской Федерации и в преодолении и предотвращении проблем, связанных с той или иной тяжёлой жизненной ситуацией.

1.выявление и учет семей, отдельных граждан, нуждающихся в соц поддержке. Профилактика бедности, создание семьям условий для самостоятельного обеспечения, содействие в развитии нетрадиционных форм воспитания (дошкольного, школьного, внешкольного), организация вынужденного временного пребывания ребенка вне семьи.

2. консультирование. Участие в подготовки молодежи в выборе профессии, подготовка к браку, консультирование по соц вопросам

3. соцреабилитирование и проектирование: социальное и психологическое

4. информирование населения, изучение прогноз соц служб, направление, предоставление информации для решения сложной жизненной ситуации, распространение среди населения медико-психологичсеких, педагогических знаний, изучение потребностей клиента

5. участие в организации по преодоления ЧС

ГОСТ 52142

Стандарт социальной услуги – это ключевой элемент в организации социального обслуживания населения:

•для граждан, нуждающихся в социальных услугах, это объем гарантированной государством социальной помощи и эталон, определяющий качество услуги;

Стандарт предоставления социально-бытовых услуг, медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых, социально-правовых услуг, срочных социальных услуг.

Вопрос.

Социальным работникам по самому содержанию своей деятельности приходится иметь дело с самыми разными людьми, в том числе и с теми, чье поведение не соответствует или вступает в прямое противоречие с существующими социальными нормами. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Кроме того, значительная часть социальных служб ориентирована на непосредственную работу с представителями так называемых “групп социального риска”: преступниками; несовершеннолетними правонарушителями; лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью; проститутками; бродягами и нищими; теми, кто совершал попытки самоубийства а также с родными и близкими этих граждан.

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали.

По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением, идентификацией с референтными группами. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции.

Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения.

Социальные санкции — система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. То есть нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она превращается в декларацию лозунг, призыв, и фактически перестает регулировать поведение и отношения людей.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные (поощрения) и негативные (наказания), формальные и неформальные, которые применяются в соответствующих сочетаниях. К основным механизмам социального контроля можно отнести внутренний контроль, основанный на усвоении ценностей и норм, который осуществляется через социализацию (самоконтроль), и внешний контроль, т. е. различные виды формальных и неформальных санкций, который осуществляется посредством группового давления или принуждения посредством государственных органов. Поощрение как один из основных методов социального контроля применяется в основном в процессе социализации индивидов, при формировании конформного, законопослушного поведения. Когда же девиантность поведения стала фактом, приоритет отдается наказанию.

Такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства и т. п., требуют прежде всего организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, “телефоны доверия” и пр. В то же время в отношении преступного поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.

Весь мир сегодня нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Общая стратегия уже ясна:

это перенос акцента с наказания на превенцию, т. е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.

Выделяют 2 уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне — одно из направлений социальной политики государства. Говоря об общесоциальных мерах, мы должны иметь в виду, что общество, устанавливая определенные нормы, уже демонстрирует свое несоответствие этим нормам. Если бы никто не употреблял наркотики, не было бы необходимости борьбы с наркоманией. Функциональность социальных отклонений в том, что они служат индикатором состояния общества, показывают его несовершенство. Кроме того, они являются способом удовлетворения потребностей определенных людей или социальных групп, хотя эти способы зачастую извращены или же извращены сами потребности. Поэтому полностью устранить девиантность, видимо, нельзя, но поставить ее в социально приемлемые рамки можно и нужно.

Из внедряемых в практику мер (технологий) общесоциального контроля можно назвать следующие: последовательное воплощение принципа социальной справедливости. Меры по сокращению экономической дифференциации, безработицы, улучшению городской экологии и т. п.;

расширение доступа к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной или нейтральной деятельностью. Как справедливо отмечают специалисты, если, например, потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, следовательно, надо искать и предоставлять желающим альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций. Это же относится и к употреблению наркотиков: программы поддержки семьи и детей; программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы.

Развитие соседской и общинной (в современном смысле) системы взаимопомощи. Сокращение доли приговоров к лишению свободы, в системе правоохранительной деятельности и переход к альтернативным мерам наказания. Возможно, что лишение свободы следует применять как вынужденную меру только к насильственным преступникам; создание домов-приютов временного содержания для тех, кто вступил в конфликт с семьей; дальнейшее увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости (“Анонимные алкоголики”, “Анонимные наркоманы”, “Возрождение” и т. д.), а также организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение); оказание помощи жертвам преступлении (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); учет этнических и религиозных факторов;

развитие системы психологической помощи подросткам, которая должна включать в себя семейное консультирование и использовать методы психотерапии с привлечением сверстников и братьев с сестрами. Эти меры предполагают как совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, так и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями. В качестве примера можно привести декриминализацию употребления наркотиков, т. е. отказ от уголовного и административного преследования лиц, потребляющих наркотические вещества, что дает возможность обращаться в медицинские учреждения, не опасаясь войти в конфликт с законом.

Специальные меры — это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках (диспансерах) и амбулаториях, психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных непосредственно в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу “групп риска”, “телефонов доверия” и т. д. В данном случае это уже прерогатива специалистов: наркологов, психологов, педагогов.

Наши рекомендации