Становление соцработы за рубежом.

На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Велико брит, Герм., Нидерланды, Швец-и и Франц.), а также США возникла ср как вид проф деятельности, кот развивалась наряду с благотворит. организациями.

период интенсивного развития капитализма

1. Переход от общинной формы соц жизни к более индивидуализированной;

2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту;

3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому.легитимация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;

Одно из направлений в истории ср в СШÀ было связано со сферой оказания мат помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми соц работниками.

Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х в целях оказания мат помощи бедным людям.внимание на выяснении условий, приводивших к нищете.

Эти организации- предшественники совр системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка.

Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности.

Главная цель- спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юр помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих. Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной ср и заложила теоретические основы соц обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также фин вопросами. решали какие соц учреждения и программы должны поддержать законодатели. становление профессиональной системы ср: В историческом плане к наиболее известным школам в теории ср относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка ср. назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоц проблем ветеранов Первой мировой войны. Мэри Ричмонд- сущность метода индивидуальной ср. бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент в роли своеобразного больного, и задача ср- «соц врачевание» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, подготовка подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

Дальнейшее осмысление- В. Робертсон и Г. Хамильтон. Представители диагностической школы ср утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

Г. Хамильтон. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента.

Другой подход.Функциональная школа (О. Ранк).желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. осн внимание уделяли началу процесса изменений. оригинальная методика по организации аппарата помощи — предоставление и прием помощи.

основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом.другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» — право клиента решать за себя.происходит переход к современному пониманию сущности ср и отказ от авторитарных и формальных отношений.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, кот постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.

История развития институтов по подготовке кадров в США:

I этап - «ученический», этап до профессионального образования (1877-1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и соц агентствами. Начало 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной подготовки социальных работников в США;

II этап - «школьный»,этап профессионализации образования в области ср (1898-1913 гг.), связан с образовательной деятельностью школ социальной работы. начало в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового - «школьного»;

III этап - «кейс»-этап, этап университетского образования в области ср (1913-1929 гг.), связан с интеграцией школ ср в структуру американских университетов. начало1913 г.,;

IV этап - «милфордский»,этап стандартизации образования в области ср (1929 - начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по ср.

Движение практической соц работы:

- добровольные помощники (дружеские визитеры)конец 19 века.

Чаще всего дамы среднего класса посещали бедные семьи, волонтеры объединялись в ассоциации, посещения соответствовали организованному плану.

- движение сеттельментов, связаны с эммигрантами, более выраженнное начало соцработы. Основные проблемы, которые решались: нахождения работы, места содержания детей, пока родители работают, образование, бытовые вопросы.(прообраз детсадов, сестринского ухода на дому).

С конца 19 в начинается разделение СР на индивидуальную и на базе сфер.

Мэри Ричмонд, инициатор создания в 1898 г Школы прикладной филантропии (факультет социальной работы)– начали готовить профессионалов. Форм-иеотд.напр. – индивидуальная ср с отд.КЛ. Работа с семьей: межличн.взаимоде, помощь в трудоустр-ве. Работа с группой, сообществом. К 1920 – около 18 факультетов СР, в то же время вводятся ставки Ср-ков в больницах, школах. 1928 – конференция спец-тов в Милфорде, на кот. Определены осн. аспекты СР, на кот.д.б.ориент-ныобразоват.программы.

Этапы:

1 четверть ХХ – интенсивное создание учебных заведений, программы, сформулированы госстандарты;

Конец 20-30е годы ХХ – этап великой депрессии, стали появляться федеральные программы, принят закон о соцстраховании;

Конец 2 мировой – строительство гос-ва всеобщего благосостояния, гарантия общего уровня соцбезопасности(в том числе экономической), Развитие негосударственных страховых фондов. Новое напр. – псих.помощь – созд.служб психического здоровья.

60е гг. комплексный хар-р программ (преодоление разл.дискриминаций).

1968 – начало кризиса Гос-ва всеобщ благоденствия. Система соц обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов эк роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования соц программ. Реформ-иепенс.сист. – ориент-ия на то чтобы ур-нь не падал ниже 60% от дохода кот.они имели.

с конца 80-х этап модернизации соц сферы и сферы соц работы. Приватизация соц сферы – переход госимущества в частную собственность.(несколько моделей приватизации: 1. Государство объявляло тендер.2. привлекались внебюджетные средства, но контроль и ответственность за соц услуги оставались на гос-ве.3. форма ваучера- финансирование непосрдественно КЛ. Также в Америке распространена частная практика СРка.

Основная часть населения не желала быть пассивным получателем услуг, а хотели участвовать в предоставлении (общественные организации, волонтерство, индивидуальное участие через оказание поддержки родственникам.

Процесс децентрализации – расширение компетенции у более низших слоев, т.е. решение идет снизу вверх, и верхушка решает только те вопросы, которые невозможно решать без них.

Деинституацлизация – развитие форм соц обслуживания, которые являются альтернативой стационарному обслуживанию, нацелен на повышение эффективности.

Наши рекомендации