Управление городом: системный подход.
Если говорить о городе и об управлении городом, то сначала необходимо выделить различные подходы к представлению городом. К основным подходам относят:
1) ремесленный подход. Город рассматривается как изделие, вещь, сделанная модель мастером, поэтому оценивается качество изделия.2) мифологический. Рассматривает город как место воплощения воли Бога, как сокральное пространство.3) инженерный подход. Город как сложноустроенная машина, обеспечивающая жизнедеятельность людей, а также функциональное пространство для деятельности машин и производств. 4) научный подход развивается в рамках экономико-географических исследований. Возникает необходимость распределения населения по территории. 5) гуманитарный подход. Город рассматривается с точки зрения организации процессов жизнедеятельности. 6) формальный подход. Описывает город как форму. 7) семиотический подход. Становится актуальным в условиях распространения информационных технологий. 8) организационный подход. Данный подход предполагает разработку различных программ развития, проектов.
Все перечисленные теоретические подходы имеют ряд недостатков, к которым относятся:
1) крупные города изучаются с позиций отдельных дисциплин: эконом география, социология управления и др. Таким образом, нет единого представления о крупном городе. 2) существующая классификация городов по численности не отображает особенности городов.
В отличие от перечисленных выше подходов системный подход позволяет комплексно взглянуть на город и избежать вышеперечисленных недостатков.
Системный подход предполагает:
1) город – это сложная, слаборазвитая система, которая имеет сложные, взаимные причинно-следственные связи между различными факторами. 2) город – это социальная система, требующая постоянного мониторинга происходящих процессов для принятия УР. 3) город – это динамическая система. 4) город – это саморегулирующая система, управление идёт через внутриорганизационные процессы саморегулирования и он стремится к некоторому экономическому и социальному равновесию.5) в процессе управления городом часто возникают конфликты между долгосрочным планированием и краткосрочным решением. 6) город – это многоцелевая система. Крупный город – это открытая социально-экономическая система.
Город состоит из двух подсистем:
I. Управляющая система: 1) выборные представительные органы; 2) исполнительные органы власти; 3) органы судебной власти
II. Управляемая система :1) население; 2) географическая среда; 3) градообразующая база. Городское хозяйство – это комплекс расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций, призванных удовлетворять социально-трудовые потребности населения. Городское хозяйство включает ЖКХ, предприятия бытового обслуживания, предприятия торговли, учреждения здравоохранения.4) градообслуживающая база, которая обеспечивает функционирование, сохранение и развитие самого города.
Население относится к обеим подсистемам. В соответствии с системным подходом город можно представить в виде следующих подсистем: 1) население – это постоянно проживающие на этой территории граждане, а также жители близлежащих районов; 2) фонды территории – это сама территория, природные ресурсы, здания, сооружения; 3) инфраструктура – транспортная
еть, коммуникации, водоканал, топливно-энергетическое хозяйство, объекты образования, культуры, здравоохранения; 4) субъекты деловой активности – это коммерческие, юр. лица, частные предприниматели, муниципальные и государственные предприятия и организации;
5) источники бюджетов и финансов – предприятия, население, земля, здания.
Крупный город можно рассматривать как непрерывную функциональную самоорганизующуюся систему с наличием обратных связей.
Существует теория Форрестера, который составил некоторую модель, которая раскрывает фазы развития города в зависимости от активной рабочей силы, жилья, потребительских благ и выводит 4 состояния города.
1) развитие города – это такое положение, при котором количество единиц жилья и его общая площадь , а также объём услуг некоммерческих организаций осуществляется быстрее, чем количество жителей и общее количество рабочих мест. Комфортность проживания высокая, город привлекателен для переезда.
2) рост города – такое положение, когда количество жителей и рабочих мест растёт быстрее, чем количество единиц жилья и объём предоставленных общественных благ. Город становится менее привлекательным для переезда, но достаточно удобным и комфортным.
3) стагнация города. Под стагнацией города понимается положение города, когда наблюдается разрыв между количеством рабочих мест и количеством единиц жилья. Он достигает такой величины, что миграция стремится к «0».
4) упадок города – это такое положение, при котором наблюдается дискомфорт жизни в городе, плохие жилищные условия, низкий уровень общественных благ, сокращение рабочих мест, наличие безработицы.
Определение фазы города необходимо для принятия управленческих решений. Существуют следующие варианты управления:
1) «ничего не делать» — администрация работает в привычном стиле и ритме, решая вопросы текущей хоз деятельности. Используется в фазе развития города.
2) реконструкция городских подсистем. Администрация разрабатывает программы по реконструкции жилого фонда, занимается оптимизацией труда, перераспределяет земли, ускоряет процесс банкротства убыточных предприятий. Этот рискованный сценарий при удаче приводит город в фазу развития, в плачевном – к упадку.
3) использование внешних источников развития. Администрация обязана проанализировать все подсистемы города и рассмотреть различные результаты возможного строительства предприятий или объектов межрегионального развития, размещение мигрантов, строительство жилья для демобилизуемых офицеров. Возможны противоречия между текущими и дальнесрочными целями. Конечный результат не всегда предсказуем.