Развитие человека – обобщающий результат общественного воспроизводства
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Развитие человека – обобщающий результат 4
общественного воспроизводства
Заключение 9
Список источников 10
Введение
На протяжении всей истории человечества труд был – и остается – одной из основных способностей и потребностей людей. Труд – важнейший фактор человеческого развития, поскольку он выступает способом самореализации человека, – в труде он воспроизводит сам себя.
Пожалуй, главная роль труда заключается в том, что он лежит в основе общественного воспроизводства. В простом виде схема цикла общественного воспроизводства выглядит так: «движение от человека к произведенному им продукту, а от последнего – вновь к человеку.
В этом цикле труд выступает первым источником (объясняет переход от человека к продукту), а потребление – его вторым источником (объясняет переход от продукта к человеку)»[1].
Таким образом, мы видим, что для выполнения такого цикла нужен субъект (человек) и объект (продукт), связь между которыми устанавливается с помощью процессов труда и потребления. Но каким же образом в этом цикле происходит развитие человека?
Развитие человека – обобщающий результат общественного воспроизводства
В современном мире человеческому развитию уделяется большое внимание. В последнее время для анализа уровня развития обычно используется «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), учитывающий такие показатели, как: ВВП на душу населения, образованность и средняя продолжительность жизни. Раньше при попытке оценки общественного прогресса, человек не брался в расчет, поскольку рассматривался лишь как источник рабочей силы. Тем не менее, исходя из позиции марксизма, что главным критерием прогресса является развитие производительных сил, и из тезиса, что человек есть конечный результат общественного воспроизводства, а кроме того – главная производительная сила, можно заключить, что развитие производительных сил как критерий прогресса подразумевает и развитие человека.
Действительно, в современном мире основным фактором производства является уже не столько количество прикладываемого труда, сколько эффективность этого труда, а его эффективность напрямую зависит от квалификации работника, от того, насколько он личностно и профессионально развит; его развитие, в свою очередь, зависит от объема свободного времени, которое он может затратить на собственное развитие и воспроизводство.
Недостаток ИРЧП заключается в том, что показатели развития в нем «не сведены к единой мере как в стоимостном, так и потребительностоимостном отношении»[2]. Однако представить человеческое развитие в стоимостном измерении представляется невозможным, и стоимость рабочей силы не может выступать его мерой.
Поэтому В.Я. Ельмеев предложил измерять человеческое развитие на основе не меновой, а потребительной стоимости рабочей силы и труда: «Задача сводится к тому, чтобы на основе потребительностоимостной концепции разработать индекс человеческого развития, т.е. способности к творческому труду и ее реализации.<…>Главное в этом деле – связать развитие человека с его трудом, с производительной и потребительной силами. Именно из инновационной природы труда в конечном счете выводится возможность человеческого развития».[3]
Действительно, труд приобретает свою инновационность в создании потребительной стоимости, когда результатом труда является благо, обладающее полезностью, делающей его потребительной стоимостью. Труд, производящий потребительную стоимость, и производит такие блага, полезность которых превышает затраты на их производство. Однако и у жизненных средств как продуктов труда есть потребительная стоимость, также реализующаяся в возможности высвобождения труда (за счет замещения простого труда более сложным), что ведет к росту инновационного потенциала труда, который осуществляется уже в потребительном производстве[4]. Производство таких благ неотделимо от их потребления, и в конечном итоге, именно потребление их ведет к развитию человека, поскольку оно увеличивает и потребительную стоимость собственной производительной силы работника.
Чтобы как-то выразить эффект от потребления материальных и духовных благ, В.Я. Ельмеев предложил воспользоваться понятием «потребительная сила» (труда) – способности к потреблению[5]. Использование такое категории дает ряд преимуществ, позволяя исследовать потребление более объективно и объяснить его через закон потребительной стоимости. В условиях действия стоимостного закона, главная мера потребления – рабочее время – обуславливается стоимостью рабочей силы, в то время как более справедливой мерой была такая, которая исходила бы из закона потребительной стоимости. Тогда потребности сами определяли бы рабочее время, необходимое для их удовлетворения, и оно перестало бы быть мерой потребления, как и потеряло бы свое значение для определения общественного прогресса. Его место заняло бы свободное время, которое стало бы мерой потребительной силы.
С другой стороны, мерой производительной силы может служить и рабочее время, если учитывать его не как время, затраченное на производство, а как количество высвобождаемого труда. Этот высвобождаемый труд может быть перенаправлен на другие виды деятельности, в том числе, потребление. Потребительной нормой, в таком случае, можно было бы сделать отношение высвобождаемого труда к производительному. По мере роста производительности, эта норма будет повышаться, подчиняясь закону роста потребительной стоимости. Тогда конечным результатом общественного воспроизводства следует считать фонд потребления.
Удобство измерения человеческого развития по показателю фонда потребления заключается в том, что он:
· Сопоставляется с уровнем производительной силы;
· Легко переводится в показатель свободного времени;
Таким образом, целесообразно использовать в качестве показателя человеческого развития не деньги, а время. Можно было бы перевести все показатели ИРЧП в временной эквивалент, что сделало бы расчеты показателей человеческого развития на его основе более объективными и содержательными.
Чтобы представить развитие человека как конечный результат общественного воспроизводства, необходимо определить, насколько верно, что человек (и его труд) является ценностью.
Как минимум, человек является общественной ценностью хотя бы уже потому, что через его производство и воспроизводство определяется сущность общества. Кроме того, индивид относится к себе как ценности. Но главную ценность человек приобретает все же в обществе путем признания другого человека (то есть, признавая ценность человека в другом, он признает ее в себе).
Таким образом, развитие общества должно быть главной целью каждого человека, а развитие человека – целью общества. Признание гармоничного развития человека как цели означает признание человека как высшей ценности.
Но что же выступает критерием ценности самого человека? По всей видимости, это его общественный труд. Тогда возникает следующий вопрос: в чем ценность труда?
Ценность труда, очевидно, нельзя определить его стоимостью. К. Маркс вообще не признавал, что труд может иметь стоимостное качество. Раз ценность труда заключается не в стоимости, тогда, вероятно, стоит оценить его с точки зрения потребительной стоимости.
Главный принцип потребительностоимостной концепции – превышение результата труда над его затратами. Следовательно, применительно к человеку и его производительной силе, необходимо, чтобы результаты его труда были выше, чем затраты на его воспроизводство, причем к этим затратам относятся не только минимальные условия обеспечения воспроизводства его рабочей силы, но и такие условия, которые бы обеспечивали его развитие (например, возможность получения образования). Отсюда следует, что потребительная стоимость человеческого труда заключается в том, насколько его результаты превышают издержки на воспроизводство человека, включая его предшествующее развитие. С экономической точки зрения ценность человека – объем высвобождаемого им труда, то есть, свободного времени, которое должно использоваться для развития индивида и общества в целом. Таким образом, мы возвращаемся к тому, что истинной мерой развития человека становится свободное время.
Итак, ценность человека определяется не стоимостью затрат на воспроизводство его рабочей силы, но потребительной стоимостью совокупного продукта его труда[6]. Эта ценность выше стоимости жизненных средств настолько, насколько полезность продукта труда человека превышает затраты на воспроизводство человека вообще, включая те, которые затрачены на его развитие.
Заключение
Определение ценности человека с точки зрения потребительной стоимости позволяет говорить о развитии индивида как о результате трудовой деятельности общества: мера ценности человеческой жизни определяется величиной превосходства результата этой деятельности, т.е. уровня человеческого развития, на затратами на достижение этого результата. В этих условиях труд выступает объективным критерием ценности человека. Но необходимо понимать, что ценность труда, как и ценность человека, не ограничивается потребительной стоимостью произведенного продукта. Предполагается движение этой потребительной стоимости, то есть ее реализация, делающая возможным высвобождение труда, превращающегося в рабочее время – пространство для личностного развития[7].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проблема истинной ценности человека, как и проблема ценности труда, разрешается только на основании трудовой теории потребительной стоимости. Кроме того, в основе решения этой проблемы лежит человеческий труд как основа общественного воспроизводства, в цикле которого осуществляется развитие человека.
Список литературы
1. В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007.
2. Э. Бэллу, В.Н. Волович, В.Я. Ельмеев, Г.П. Зиброва, М.В. Попов. От закона стоимости к закону потребительной стоимости. СПб, 2003.
[1] В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007. – с. 420
[2] В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007. – с. 423
[3] В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007. – с. 423
[4] См. там же – с. 424
[5] См. там же – с. 425
[6] См. В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007. – с. 434
[7] См. В.Я. Ельмеев. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб, 2007. – с. 436