Подходы к интерпретации полит процесса

Партия как полит институт

Еще у Аристотеля встречается понятие «партия» как группировка, созданная для поддержания опр лидера или стратегии. След веха – в средневековой Европе Екатерина Медичи создает «срединную партию». Современное понимание «партии» связано с британской практикой.

2 крайние позиции относительно роли партий:

1) Они нужны, позволяют консолидировать общ группы и служить выразителем их интересов

2) Они вредны, т. к. раскалывают единое целое на группы

В 18в. Д. Юм создал первую типологию полит партий. Созданные на основе:

1. Совместных интересов – партии интересов

2. Привязанности к лидеру – партии приверженности

3. Общности принципов, идеологий – партии принципов

2 группы определений – широкие (охватывают глобальные моменты) и узкие (вычленяют осн функции). Главное требование, выделяемое всеми – регулярное участие в выборах.

Признаки партии (Локаломбара):

1) Партия – носитель идеологии или особого видения мира

2) Это организация, т. е. длит объедин людей на разных уровнях политики

3) Цель сущ-я – завоевание и осущ власти

4) Партия старается обеспечить себе поддержку народа.

Функции партии (С. Хорвит):

1. Участие в выборах для получения контроля над органами гос власти

2. Отражение потребностей общества

3. Выдвижение полит альтернатив

4. Проверка полит качеств и обучение лидеров

5. Политизация общ отношений

М. Вебер выделил 3 этапа становления партии: аристократическая группировка – полит клуб – партии его времени.

М. Дюверже в работе «Полит партии» типологизирует:

1. массовые = А+Б+С+Д

2. кадровые = А+Б+Д или А+Б+С, где А – избиратели; Б – симпатизирующие, оказ поддержку; С – члены, выплачивающие парт взносы; Д – функционеры.

Первые хар-ны для партий левого толка, живущих за счет членских взносов. Вторые для консерваторов и либералов.

Кирхаймер выделил еще один тип – «партия –хватай-всех», у Шарло это же «партия избирателей», у Сартори – универсальные.Эти партии пытаются представить себя выразителем интересов всего общ-ва.

Понятие парт системы, типы парт систем

Парт система - это совокупность всех существующих и действующих в стране партий или совокупность партий, принимающих участие в осуществлении гос власти.

Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по колич критерию:

· однопартийная;

· двухпартийная (бипартизм);

· многопартийная.

Классическая типология парт систем предложена Сартори в книге «Партии и парт системы»:

1) Однопартийные (тотальный контроль, слитность партии и гос аппарата - СССР)

2) Партия-гегемон (при реальном наличии 1 партии сущ партии-сателлиты - Болгария)

3) Система доминирующей партии (где многие годы при наличии многих партий правит одна, конкуренция реальна – Индия, Япония)

4) Двухпартийная-бипартизм (две осн партии борются за власть – США, Вел-я)

5) Система умеренного плюрализма (сущ от 3 до 5 партий, кот борются за власть – Франция, Бельгия)

6) Система крайнего плюрализма (6-8 партий, борющихся за власть, что приводит к коалиционному прав-ву – Нидерланды, Скандинавские страны)

7) Атомизированные (более 8 партий - Малайзия, азиатские страны)

Дюверже установил функц зависимость между видом голосования и типом партийной системы.

Парт система России

Парт система России прошла 3 основных этапа в своём развитии:

1) 1905 -- 1917 –многопартийность в усл-ях думской монархии

2) 1917 – 1990 - однопартийность (блок с левыми эссерами просуществовал до лета 1918 года)

3) современный этап, начавшийся с отмены монопольного господства в полит системе КПСС. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общ организаций, принявшая форму «партийного бума».

Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению с предыдущим избирательным циклом расстановка полит сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко».

До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью. Сообразуясь с типологий парт систем Сартори два наиболее возможных варианта парт систем в совр России: партия-гегемон (при реальном наличии одной партии сущ партии-сателлиты) или более вероятная система доминирующей партии.

В анализе совр этапа можно отметить следующее:

1) широкие слои населения убеждены в том, что полит партии в первую очередь должны заниматься не борьбой за власть или защитой интересов своих членов, а выражать и отстаивать интересы всех граждан;

2) большинство партий не имеют четкой идеоло­гической и политической программы, их цели и задачи рас­плывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная структура партий, за­частую отсутствуют местные организации. Сущ партии не стали еще кадровыми. Одновременно они не являются и массовыми партиями, отличительная черта большинства из них – малочисленность;

4) отсутствует сплоченность внутри партий и движений, в них идет постоянная борьба за влияние, руково­дящее положение;

5) слаба связь политических партий с избирателями (зачастую полная оторванность от них). Деятельность многих партий активизируется исключительно в предвыборный период.

Группы интересов

Группами интересовпринято называть добровольные объединения, форм-ся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и др полит и соц институтами. Группы интересов появтам, где появ гражданские интересы. Глав функциями явл функции артикуляции и агрегирования интересов. Интересы становятся причиной полит акций. Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Однако, понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления», т. к. значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Вместе с тем группой давления называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы власти. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма». Американские лоббистские организации - профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов.

Группы интересов не борются за полит посты, не стремятся к полит ответственности.

Типологизация по антагонистическим критериям самих интересов: формальные-неформальные, духовные-материальные, общественные-частные.

Олиман выделил 5 сфер соц-полит активности:

1) В экономике и мире труда (профсоюзы и потреб орг-ии)

2) В соц сфере (орг-ии по защите соц прав, благотворительные фонды)

3) В области досуга (спорт союзы)

4) В сферах религии, науки, культуры (секты, науч кружки)

5) По общ-полит деят-ти (правозащитные, экологические, глобалистские и др движения)

Подходы к интерпретации полит процесса

Полит процесс-ход развития, воспроизводства полит системы, её динамическая хар-ка (макро) и некая разнодейственная акция различных соц-полит процессов (микро).

3 осн аспекта:

1) Микро- и макро-уровни исследования

2) Структурно-функциональный и динамический анализ

3) Поведенческий, субъектный, конфликтный подходы

Мысль о макро- и микро-уровневых процессах высказана Полибием во 2в. до н э. Совр этап связан с 20в. (В. Парето идея о круговороте элит). Книга А. Бентли «Процесс управления» произвела революцию: рассмотрел динамику как борьбу заинтересованных групп за полит власть. Полит процесс реальный по Бентли не соотв формальному. Приемником Бентли стал Д. Трумен «Управленческий процесс»: динамика как борьба за власть и ресурсы. Высказал идею волнообразных переходов.

Д. Истон, Т. Парсенс: полит процесс как воспр-во целостной стр-ры и как цикличное функц-е полит системы во взаимодействии со средой. Процесс имеет 4 фазы: вход, конверсия, выход (реакция полит системы), обр связь (возврат к некой исходной точке).

Алмонд дополнил идеей адаптации. Выделил несколько блоков совместной деят-ти субъектов, соотв функциям полит процесса:

1) Преобразование соц потребностей (разработка полит курса, артикуляция интересов)

2) Воздействие системы посредством распределения и освоения общественных ресурсов

3) Адаптация (приобщение индивидов и их групп к полит жизни путем полит социализации).

Полит процесс – последовательная и продолжительная во времени смена состояний полит системы и её подсистем, либо изменение отдельных элементов, кот совершаются под влиянием внутр и внешн усл-й жизни общ-ва (в упрощенном виде).

Полит процесс_

1) Динамическое измерение полит жизни общ-ва, предполагающее воспр-во компонентов полит системы, а также опр перемены состояния полит системы

2) Совокупная полит активность соц и полит субъектов с последующим развертыванием в реальном времени множества единичных полит действия и событий

3) Борьба за контроль над средствами властвования и упр-я обществом, хар-ся опр расстановкой и соотношением соц-полит сил.

Наши рекомендации