Основы правового статуса государственного гражданского и муниципального служащего в Республике Татарстан.
Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и “гарантированных государством”. Естественно, что правовой статус государственных служащих различается в зависимости от занимаемых государственных должностей, от уровня государственной службы. По уровню государственной службы различают правовой статус федеральных государственных служащих и правовой статус госслужащих субъектов Федерации. Отличительными особенностями госслужащих субъектов РФ являются: -госслужащие субъекта РФ замещают государственные должности госслужбы субъекта РФ; -денежное вознаграждение за свой труд они получают из средств бюджета субъекта Федерации. На гражданскую службу вправе поступать граждан РФ, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующий квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Поскольку в ведении субъектов РФ находится лишь гражданская государственная служба, то и больших различий в правовом статусе госслужащих в рамках отдельно взятого субъекта Федерации не наблюдается. Статус государственного служащего приобретается с момента заключения трудового договора и издания приказа о назначении на должность, либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа. В некоторых случаях - с момента принятия присяги, то есть “с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим и, соответственно, применения к нему мер ответственности”. Утрачивается статус государственным служащим “с момента окончания государственно-служебного правоотношения”, то есть с момента ухода в отставку, увольнения – прекращения государственной службы.
Государственный служащий – это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В специальной юридической литературе наиболее распространенным является мнение, согласно которому государственный служащий – это лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате). Здесь главным критерием выступает исполнение работником служебных обязанностей. В другой формулировке государственным служащим называется лицо, которое занимает постоянную или временную должность в государственном аппарате и получает вознаграждение за свой труд. В данной формулировке главным признаком является занимаемая должность. Лица, занимающие должности, выполняют определенную работу по осуществлению государственных функций. По мнению критиков данной точки зрения, признак “государственные функции” весьма неконкретно определяет выполняемые работником служебные обязанности и является произвольно и искусственно перенесенным “в советское административное право из буржуазной юриспруденции, где он используется для обозначения особого положения чиновников”.
Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в гл. III закрепил основы правового положения государственного служащего:
- права государственного служащего (с. 9);
- основные обязанности государственного служащего (ст. 10);
- ограничения, связанные с государственной службой (ст. 11);
- сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (ст. 12);
- поощрения государственного служащего (ст. 13);
- ответственность государственного служащего (ст. 14);
- гарантии для государственного служащего (ст. 15);
- правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа (ст. 16);
- денежное содержание государственного служащего (ст. 17);
- отпуск государственного служащего (ст. 18);
- пенсионное обеспечение государственного служащего и членов его семьи (ст. 19);
- стаж государственной службы (ст. 20).
Статус государственного и муниципального служащего – основа его правового положения как в обществе, так и в структуре государственного управления. Он многогранен и состоит из различных взаимосвязанных элементов, основными среди которых являются права и обязанности. Ограничения, установленные для государственных и муниципальных служащих, рассматриваются как обязанность не совершать определенных действий под страхом наказания.
Основные права гражданского служащего: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации; 8)ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов; 9) защиту сведений о персональных данных; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих; 13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ, иными ФЗ; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ о медицинском страховании государственных служащих; 17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.