Исторические этапы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
Процесс становления местного самоуправления происходит в несколько этапов:
-формирование федерального и регионального законодательства об организации принципах местного самоуправления.
-формирование органов местного самоуправления
-определение компетенций органов местного самоуправления
-формирование финансово-экономической базы местного самоуправления
-обеспечение эффективной реализации органами местного самоуправления своей компетенции при непосредственном участии и влияние на их деятельность населения МО.
1990 год.
- Районный Совет народных депутатов, сельские Совета народных депутатов
- органы государственной власти, которые входили в систему местного
самоуправления.
1991 год.
- С реформой 24 мая 1991 года на смену исполкомов местных Советов
пришло понятие «местная администрация», которая уже не являлась
органом соответствующего местного Совета. К примеру, администрация Мамадышского района пришла на смену исполкома Мамадышского районного Совета народных депутатов.
Районная администрация не являлась органом Мамадышского районного Совета народных депутатов, была лишь подотчетна этому Совету.
- Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» уже не указывал на принадлежность органов местного самоуправления к органам государственной власти. Закон включил районные администрации в систему местного самоуправления, назвав их представительными органами власти без слова «государственная».
1992 год.
- Происходит дальнейшее разделение законодательной (представительной) и
исполнительной власти сверху донизу – разделение властей на центральную
власть и власть республик, краев, областей.
1993 год.
- Прекращена деятельность районных и городских Советов народных
депутатов.
- Разделение органов государственной власти и органов местного
самоуправления закреплено Конституцией РФ.
- Советы и администрации на уровне субъектов Федерации (Татарстан)
получили статус государственной власти, на уровне городов, районов
(Мамадышский), сел и поселков (Рагозинский) получили статус органов
местного самоуправления, не относящихся к органам государственной
власти.
1994 год.
- Обсуждение проекта федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проект предусматривал:
- формирование президентской вертикали местного государственного
управления во главе с должностными избираемыми лицами;
- выборы органов и руководителей местного самоуправления;
- отношения между федеральной государственной властью и местным
самоуправлением, прежде всего в области разделения компетенции и
полномочий, регулируются исключительно законодательными актами, как
федеральными, так и республиканскими. Проект стал федеральным законом в августе 1995 года.
С того периода прошло 15 лет. Можно ли сегодня говорить о той роли, которую сыграло самоуправление в развитии нашего общества? Безусловно, можно. Повысилась активность самого населения при решении жизненно важных вопросов на местах. Местные органы власти стали больше проявлять инициативы в вопросах использования природных ресурсов для благоустройства населенных пунктов, строительства дорог и т.д. Они все больше чувствуют себя хозяевами своих территорий. К примеру, в Мамадышском районе для строительства дорог между населенными пунктами используется гравий, песок из местного карьера, налажен выпуск тротуарной плитки, керамзитовых блоков, глина используется для изготовления кирпича и др.
А если взять в целом наше общество, то за эти пятнадцать лет произошли очень большие изменения. Сегодня мы живем уже в ином обществе, в условиях рыночных отношений. Однако задачи местного самоуправления остаются прежними – это создание необходимых условий для жизни каждого человека. Ведь те решения, которые принимаются на уровне государственных органов власти, реализуются на местах органами местного самоуправления.
Для простых людей, которые проживают в населенных пунктах, власть – будь то государственная или муниципальная, это то, что они видят вокруг себя. Если жизнь благополучная, то и власть хорошая. А как результат – итоги выборов в местные органы власти.
Безусловно, становление местного самоуправления, не всегда проходило гладко. Особенно в 90-е годы. Да и сегодня не все вопросы еще решены до конца. Главное – слабое финансирование органов местного самоуправления. А без финансовой самостоятельности нет и реального самоуправления.
В настоящее время органы местного самоуправления живут и работают в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании Федерального закона от 12 октября 2005 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральным законом от 7 мая 2009 года внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В этих законах определены и формы организации власти. Думается, что действие этих законов рассчитано на долгие годы. Потому что власть, которая меняется каждый день и меняет свои правила – это не власть. В нормальном обществе формы организации власти каждый день не меняют.
Поэтому будем надеяться, что переходный этап реформы местного самоуправления завершится успешно и очередные законы будут приниматься лишь тогда, когда созреют необходимые экономические и социальные условия для его настоящего действия, когда будет обеспечена соответствующая правовая база.