Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: основные направления и принципы.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.
Для государственной имущественной поддержки малого и среднего бизнеса необходимо:
· организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
· установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа,
· вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
· установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
· упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
Основными формами и методами управления развитием МПв странах с развитой рыночной экономикой, которые могут быть адаптированы к российским условиям, являются
– на общенациональном уровне: стимулирование развития технопарковых структур как своеобразных «инкубаторов» малого бизнеса; поддержка государством создания объединений малых и средних предприятий, позволяющих эффективно влиять на развитие их деятельности; финансирование и кредитование на национальном уровне программ общенациональной значимости через специализированные банки и кассы; предоставление малым предприятиям ссуд с льготной ставкой в 5–6%; установление правительством грантов на отдельные виды деятельности МП; налоговые и законодательные льготы; помощь депрессивным регионам в развитии малого и среднего бизнеса; гарантирование правительством ссуд малому бизнесу на капитальное строительство, покупку оборудования или модернизацию производств;
– на региональном и местном уровнях: создание корпораций развития малого бизнеса; предоставление кредитов и займов; размещение государственных закупок; создание организаций экономического развития местных сообществ; участие органов власти в создании заемных фондов развития малого предпринимательства; оказание помощи малым и средним предприятиям, перемещаемым на периферию; создание региональных агентств развития малого бизнеса; создание сети сервисных центров для малых предприятий; субсидии региональных органов власти на инвестиции; создание сети венчурных предприятий; создание местных сообществ малого и среднего предпринимательства.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.
Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
Малое и среднее предпринимательство, играющее все возрастающую роль в социально-экономическом развитии Приволжского федерального округа, имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в регионах Российской Федерации и создает предпосылки для роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В связи с этим создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов социально-экономического развития округа.
Направлениями развития поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, эффективная деятельность бизнес-инкубаторов, поддержка грантами начинающих собственный бизнес, создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные, окружные, российские и международные рынки, создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий.
Важным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенно актуальный характер данное направление приобретает в сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве Приволжского федерального округа задействовано всего около 10 процентов экономически активного населения округа. Комплексное использование всех направлений и мер поддержки малого и среднего предпринимательства позволит создать благоприятную среду для его развития на территории Приволжского федерального округа, в результате чего к 2020 году в малом и среднем предпринимательстве может быть занято около 30 процентов экономически активного населения округа, что будет способствовать формированию устойчивого среднего класса.
Реализация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, позволит увеличить количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек в 2012 - 2015 годах до 17, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, достигнет - 25 - 35 процентов.
В 2016 - 2020 годах количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек увеличится до 20, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, - до 40 процентов.