Окончательное завоевание Южного Китая

Для организации второго контрнаступления маньчжурское правительство перебросило в район боевых действий «знамённые» войска во главе с князьями Дони, Тучи и Лоло, а также монгольскую конницу и китайские части «зелёного знамени». У европейцев закупались пушки и мушкеты. Так как край был уже разорён войной, войска щедро снабжались оружием и продовольствием. Патриотам и повстанцам была обещана амнистия. Для координации действий, наместником пяти провинций (включая отпавшую Гуанси и ещё не завоёванные Юньнань и Гуйчжоу) был назначен возвращённый из опалы Хун Чэнчоу.

Бросив в конце 1654 — начале 1655 годов в бой огромные воинские силы, маньчжуры осуществили перелом и перешли в контрнаступление. Ли Динго был вынужден оставить Гуандун и отступить через Гуанси в Гуйчжоу. Цинские войска разбили армию Сунь Кэвана, вытеснили патриотов из Хунани и заняли Гуанси. Ещё ранее в Сычуани У Саньгуй одержал победу над Лю Вэньсю и заставил его отступить в Гуйчжоу. Были разгромлены также отряды Хао Яоци. Все эти неудачи резко обострили в 1655—1656 годах вражду между Сунь Кэваном и Ли Динго. В 1657 году войска Сунь Кэвана взбунтовались и перешли на сторону Ли Динго, который вместе с Гуй-ваном укрепился в Юньнани. Утратив власть, Сунь Кэван бежал в стан маньчжуров, пожаловавших ему за измену княжеский титул.

В 1658 году войска Хун Чэнчоу, У Саньгуя и трёх маньчжурских князей, наступая с трёх сторон — из Гуанси, Хунани и Сычуани, заняли провинцию Гуйчжоу. В 1659 году превосходящие силы маньчжуров вторглись в Юньнань. Гуй-ван с приближёнными бежал в Бирму, а Ли Динго пытался удержать последний плацдарм китайской территории в глухих юго-западных районах Юньнани.

В 1659 году флот Чжэн Чэнгуна вторично вошёл в Янцзы и приблизился к Нанкину. Его солдаты заняли Чжэньцзян, а действовавшие в союзе с ним войска Чжан Хуанъяня развернули наступление в провинции Аньхой. В Пекине это вызвало панику, ибо успех патриотических сил грозил отрезать от Цинской империи южные провинции. Крупные цинские силы вынужили Чжэн Чэнгуна оставить Янцзы и нанесли поражение войскам Чжан Хуанъяня. В погоню за Чжэном был послан флот, вдвое по численности превосходивший его эскадру, однако он был разбит в морском сражении у Сямэня в 1660 году. Тем не менее, под давлением противника Чжэн Чэнгун был вынужден перебазироваться на Тайвань, где создал себе прочный тыл.

Под натиском превосходящих сил противника Ли Динго двинул свои поредевшие отряды в Бирму, надеясь выручить арестованного там Гуй-вана. На захват последнего правителя династии Мин послал свои войска и У Саньгуй. Добившись от короля Бирмы выдачи беглеца, он казнил его в Куньмине в 1662 году, в этом же году умер от болезни Ли Динго. Многие из сподвижников Ли Динго, не желая жить под пятой завоевателей, остались в Бирме.

После разгрома Южной Мин цинским властям пришлось ещё несколько лет бороться с повстанцами внутри страны. Лишь к 1664 году в захваченной стране установилась кладбищенская тишина.

Монгольские дела

В начале 1660-х годов власть в Пекине перешла в руки князя Обоя, который создал при дворе сильную клику и самовластно правил империей Цин восемь лет (1661—1669). С завершением военных действий в Китае правительство Обоя, воспользовавшись начатой в Халхе междоусобицей из-за наследства умершего Дзасакту-хана Норбо, активизировало цинскую политику в Монголии. В 1664 году Пекин нарушил единство монгголськой территории: пустыня Гоби была объявлена границей между Внутренней Монголией и Халхой. Самовольный переход через неё был запрещён, вдоль границы расположились цинские войска.

В 1669 году молодой император Сюанье и его дядя князь Сонготу свергли Обоя и разогнали его клику. В результате вмешательства Пекина в борьбу за наследство Дзасакту-хана в союз с Цинской империей вступил глава ойратского Хошоутского аймака Даши-Батур (сын и преемник Гуши-хана). Он позволил маньчжурам в 1673 году ввести войска на свою территорию, превратив Кукунор в цинский плацдарм для дальнейшей экспансии.

«Морской запрет»

Для борьбы с патриотами, укрепившимися на островах у берегов южных и восточных провинций, в 1656 году был издан императорский указ о строгих «морских запретах», распространявшихся на всё побережье от Гуандуна до столичной провинции. Чтобы прервать связь населения материка с «пиратами» на островах, категорически запрещался самовольный выход в море любых торговых судов; нарушители подвергались аресту и казни с конфискацией товара и домашнего имущества. В 1657 году цинские войска опустошили острова Чжоушань; их население было частично вырезано, частично вывезено на материк.

С 1661 года началось массовое переселение прибрежных жителей в глубь провинций. Всё прибрежное население провинций Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун было насильно согнано со своих мест и перемещено вглубь на 15-20 км от моря; на этом расстоянии проводилась «граница», охраняемая днём и ночью, вдоль которой создавались пограничные заграждения, и выход за которую карался смертью. В безлюдной полосе между «границей» и морем были сожжены жилища, вытоптаны поля, образована «мёртвая зона», в которой остались лишь города, имевшие крепостные стены и гарнизоны. Несмотря на тайные нарушения и обходы запрета за взятки, этот жёсткий режим поддерживался с 1661 по 1683 годы.

Государство Чжэнов

Государство Чжэнов: красное — территории, контролировавшиеся Чжэн Чэнгуном, розовое — земли, на которые ходили походами его войска

После того, как в 1645 году маньчжуры увезли в Пекин и казнили Чжэн Чжилуна, фактическим хозяином провинции Фуцзянь стал его сын Чжэн Чэнгун. В 1640-1650-х годах его войска и флот с переменным успехом вели борьбу против захватчиков в южной части Фуцзяни, однако к началу 1660-х годов стратегическая обстановка резко изменилась. Все крупные очаги сопротивления и более или менее значительные воинские силы патриотов, сражавшихся под знамёнами династии Мин, были уничтожены завоевателями и их пособниками. Тем самым высвобождались крупные цинские войска. Их многократное численное превосходство на материке обрекало Чжэн Чэнгуна на неминуемый разгром, и ему оставалось только одно — перебазироваться на остров Тайвань, выбив оттуда голландские колониальные войска.

В мае 1661 года флот Чжэн Чэнгуна высадил на Тайване десант численностью 25 тысяч человек. Частично потопив, а частично отогнав корабли голландцев, и взяв без боя крепость Провидение, китайцы осадили крепость Зеландия, которая капитулировала в феврале 1662 года во главе с губернатором Формозы. На Тайване и островах Сямэнь и Цзиньмэнь образовалось антицинское государство Дуннин, формально выступающее под флагом династии Мин, но фактически управляемое семьёй Чжэн.

В том же 1662 году Чжэн Чэнгун умер, и в борьбе за власть победил его старший сын Чжэн Цзин. Цинские войска и флотилия совместно с голландским флотом к концу 1663 года овладели Сямэнем и Цзиньмэнем, разрушили и сожгли там все сооружения, а затем отразили нападение крупного десанта Чжэн Цзина. После этого военные действия надолго прекратились.

Образование вассальных государств в Южном Китае

После падения Куньмина и ухода войск Ли Динго в Бирму в 1661 году цинское правительство, жалея избежать новой вспышки сопротивления и новой военной кампании, выполнило своё старое обещание о передаче завоёванных армиями «четырёх князей» провинций в личное владение этих полководцев. Так произошёл территориальный раздел Китая к югу от реки Янцзы:

провинции Чжэцзян, Цзянси и Хунань, а также юг Цзянсу, часть Гуйчжоу и ряд областей Гуанси отошли к маньчжурам, став непосредственной частью империи Цин;

провинцию Фуцзянь получил в качестве «даннического княжества» Гэн Цзимао (сын умершего в 1651 году Гэн Чжунмина, ставший после смерти отца главнокомандующим его армией); после смерти Гэн Цзимао в 1671 году оно перешло к его сыну Гэн Цзинчжуну;

провинция Гуандун и прилегающие области Гуанси перешли во владение Шан Кэси;

провинция Юньнань и соседние с ней области Гуйчжоу получил У Саньгуй.

На трёх новых правителей возлагагась миссия политического умиротворения и хозяйственного восстановления этих разорённых многолетней войной провинций. «Князья-данники» должны были выполнять приказы из Пекина. Так как кроме княжеских титулов они получили ещё и должности цинских наместников провинций, то князья оказались в двойственном положении: они сами делали упор на свой владетельский статус правителей, а маньчжурские властители наоборот на первый план выдвишали их должностные обязанности цинских сановников.

У Саньгуй имел не только высший титул, самое крупное княжество и самую боеспособную армию; посредством верных лично ему военачальников-китайцев он также контролировал Гуанси, Шэньси и Ганьсу и имел сильные позиции в Сычуани.

Наши рекомендации