Завоевание провинции Гуандун

В минском лагере вновь появилось два претендента на императорский трон: Чжу Юлан в Чжаоцине, и Чжу Юйао в Гуанчжоу. Вновь началась междоусобная борьба между двумя правительствами, доходящая до военных действий. Тем временем зимой 1646—1647 годов цинские власти бросили в наступление на Гуанжун китайские войска, перешедшие под власть маньчжуров в приморских провинциях, командовал ими бывший минский военачальник Ли Чэндун. В январе 1647 года цинские войска вошли в Гуанчжоу, где погиб Чжу Юйао, а затем перешли в наступление на Чжаоцин. Чжу Юлан (носивший титул «Гуй-ван») со своим окружением бежал в Гуйлинь. Надясь получить помощь из Европы в борьбе с маньчжурами, Гуй-ван, его семья, губернатор Гуанси и наместник Лянгуана приняли христианство и через миссионеров (см. Михал Бойм) просили помощи у римского папы[1]. Европейские купцы стали продавать минскому лагерю огнестрельное оружие, включая пушки; на службу в южноминскую армию пошли отряды европейских наёмников. Несмотря на то, что на стороне Южной Мин воевала Армия тринадцати соединений, успешно сдерживавшая западную группировку цинских войск в течение нескольких лет, Гуй-ван и его окружение со страхом и подозрением относились к бывшей крестьянской армии Ли Го.

Отступление Армии тринадцати соединений

До лета 1647 года Армии тринадцати соединений удавалось сдерживать на Янцзы натиск с севера, а Ян Тинлинь успешно действовал в Цзянси против армии перебежчика Цзинь Шэнхуаня. Однако летом наступил перелом: цинские войска разгромили части Ян Тинлиня, павшегов бою, и вышли к Чанша. Хэ Тэнцзяо не стал оборонять город и отступил на юг провинции Хунань. В результате угроза окружения, нависшая над войсками Ли Го, заставила его отходить на юг. Началось массированное наступление армий Кун Юдэ, Шан Кэси и Гэн Чжунмина, занявших всю Хунань. Одновременно из уже завоёванного Гуандуна в южные районы Гуанси вторглась цинская китайская армия Ли Чэндуна. Тем самым цинской стороне удалось загнать в одну провинцию все войска сопротивления (кроме остатков армии Чжан Сяньчжуна в Гуйчжоу и Юньнани) и взять их в клещи. Доргонь объявил большую награду за голову Гуй-вана, и цинские полководцы рвались к Гуйлиню, который обороняли войска минского губернатора провинции Цюй Шисы.

Однако в тылу у Ли Чэндуна началось восстание в Гуандуне, и ему пришлось спешно покинуть со своей армией театр боевых действий для защиты Гуанчжоу. Тем временем в декабре 1647 года в тяжёлых боях под Цюаньчжоу были разбиты и отброшены за пределы Гуанси цинские войска, наступавшие с севера.

Завершение второго этапа маньчжурского завоевания Китая

В 1647 году Доргонь, сместив Цзиргалана, стал единоличным правителем империи Цин. Из китайских войск, перешедших на сторону маньчжуров, были сформированы «войска зелёного знамени» (не входившие в структуру «восьмизнамённой армии»). В 1647 году был опубликован новый кодекс законов. Доргонь стал готовить последний удар по минским силам.

Однако в 1646—1647 году неожиданно для маньчжуров осложнилась обстановка в Монголии. Подавая нежелательный пример другим, из-под цинской власти вышло южное княжество Сунит во главе с Тэнгисом; непокорные монголы ушли в Халху под покровительство Цэцэн-хана Шолоя. В 1646 году туда были посланы войска под командованием князя Додо. Несмотря на первоначальный успех, в 1647 году Додо пришлось прервать свой поход и повернуть назад из-за нехватки сил для ведения затяжной войны в степях Халхи. Несмотря на сомнительный исход экспедиции Додо, Доргонь потребовал от ханов и князей Халхи присылки их сыновей или братьев в Пекин, где бы они жили в качестве заложников. Монголы отвергли это требование.

Покорение маньчжурами Южного Китая

Антиманьчжурские восстания

Цзинь Шэнхуань и Ли Чэндун считали себя обделёнными: после перехода на сторону династии Цин они не получили верховной власти в завоёванных ими провинциях, над ними были поставлены в качестве цинских наместников другие китайцы-предатели. В 1648 году оба полководца восстали против маньчжуров и перешли на сторону Южной Мин вместе со своими армиями и провинциями Цзянси и Гуандун. Воспользовавшись резким изменением обстановки, Хэ Тэнцзяо и Ли Го повели наступление на Хунань и освободили и эту провинцию. В Сычуани восстали три бывших минских военачальника — Ли Чжаньчунь, Тань Вэнь и Тан Хун с подчинёнными им частями «зелёного знамени»; в результате на сторону Южной Мин перешли южная и восточная части Сычуани. На территории провинций Юньнань и Гуйчжоу четыре полководца — приёмные сыновья Чжан Сяньчжуна — создали «Юго-Западное государство» во главе с Сунь Кэваном.

Крупное восстание произошло в провинции Шаньси, где повстанцы освободили более 50 уездов. В 1649 году на сторону восставших перешёл со своими войсками полководец Цзян Сян. Он разгромил сильную маньчжурскую армию, взял столицу провинции город Тайюань и создал угрозу Пекину. Отрядами повстанцев в 1648-49 годах была занята подавляющая часть провинции Шэньси (власть маньчжуров сохранилась лишь в столице провинции — городе Сиань), мусульмане провинции Ганьсу во главе с Дин Годуном и Ми Лаинем овладели районом к западу от Хуанхэ и столицей провинции городом Ланьчжоу. Под контролем династии Цин осталось лишь восемь провинций, находящихся на севере и востоке Китая, но и в них разгоралась партизанская борьба. В 1647—1648 годах минские войска с острова Наньао у побережья провинции Гуандун высадили крупный десант на материк. Однако повстанцев подвела разобщённость, каждый полководец и политик поступал по собственному усмотрению, на свой страх и риск, каждый заботился о своих личных целях.

В критический период в конце 1648 — начале 1649 года правительство Доргоня сумело принять действенные меры для удержания завоёванных китайских провинций в рамках государства Цин. Правительство отменило некоторые виды налогообложения, была разрешена свободная распашка пустующих земель, в правительственных указах обещались различные амнистии, льготы и послабления. Были приняты и репрессивные меры: в 1648 году под угрозой смертной казни и превращением семьи виновного в рабов частным лицам было запрещено иметь холодное и огнестрельное оружие (однако данный запрет применялся выборочно: вооружённое сельское ополчение чаще всего действовало на стороне цинской администрации, и потому репрессиям не подвергалось).

В 1648 и начале 1649 года участились случаи измены и перехода китайских военачальников — на этот раз на сторону Южной Мин. С целью обезопасить себя и укрепить прочность режима маньчжуры установили среди чиновников систему взаимной ответственности. Чтобы приостановить бегство китайских командующих, грозившее оставить цинскую армию без пехоты, маньчжуры оказывали китайским полководцам особые милости, присваивали и повышали титулы: Шан Кэси стал «князем — умиротворителем Юга», Кун Юдэ — «князем — усмирителем Юга», Гэн Чжунмин — «князем — успокоителем юга». У Саньгуй уже давно носил титул «князь — умиротворитель запада», поэтому ему был пожалован высший маньчжурский княжеский титул — циньван. Всем четырём князьям-полководцам посулили власть в провинциях, которые им предстояло завоевать.

Чтобы подкрепить «знамённые» войска, Доргонь всячески обхаживал князей Южной Монголии, давая льготы и обещания, договариваясь о заключении брачных союзов между монгольскими и маньчжурскими князьями. Нуждаясь в помощи европейцев, Доргонь не препятствовал их торговле и деятельности миссионеров, у европейских купцов усиленно закупались пушки.

Цинское контрнаступление

Шан Кэси — китайский генерал на цинской службе

Сосредоточив у Нанкина 120-тысячную армию, маньчжуры бросили её на покорение Цзянси. После трёхмесячной обороны сдался Наньчан, войска Цзинь Шэнхуаня были разбиты, после чего была захвачена вся провинция. Затем настала очередь Шэньси, куда бросили армию У Саньгуя и войска из соседних провинций, а также из-под Наньчана. Под давлением превосходящих цинских сил местные повстанцы сняли осаду Сиани, отступили и рассеялись; власти поспешили объявить беглецам амнистию. Было подавлено мусульманское восстание в Ганьсу и взяты все города провинции.

Особую опасность для Пекина представляло восстание в Шаньси и армия Цзян Сяна, поэтому туда было двинуто отборное 100-тысячное войско во главе с самим Доргонем, с которым шли и другие опытные полководцы — Никань, Аджиге и Боло. Доргоню удалось окружить армию Цзян Сяна в Датуне. В октябре 1649 года крепость пала, после чего было ликвидировано сопротивление во всей провинции. Освободившиеся войска Доргонь двинул в Цзянси, и оттуда направил силы полководцев-изменников в южные провинции. Армии Шан Кэси и Гэн Чжунмина отправились в Гуандун, войска Кун Юдэ — в Гуанси.

В 1650 году свежие цинские части перешли в наступление в Хунани, южнее Чанша разбили Армию тринадцати соединений, и захватили Сянтань. При обороне этой крепости погибли основные силы Хэ Тэнцзяо, а сам он был казнён. Измотанные боями войска Ли Го отступили в Гуанси; противник вынудил их двинуться в Гуйчжоу, где Ли Го погиб, а командование принял его приёмный сын Ли Лайхэн, поведший своих солдат на соединение с другими войсками на стык провинций Хубэй и Сычуань.

После ухода войск Ли Го армия Кун Юдэ устремилась в Гуанси и осадила Гуйлинь, который обороняли немногочисленные войска губернатора Цюй Шисы. В конце 1650 года город пал и подвергся кровавой расправе.

Войска Шан Кэси и Гэн Чжунмина, разбив войска Ли Чэндуна, весной 1650 года осадили Гуанчжоу. Город оборонялся девять месяцев, но в ноябре пал; в результате трёхнедельной резни было убито более ста тысяч человек, Гуй-ван бежал в Гуйчжоу, отдавшись под покровительство Ли Динго и Сунь Кэвана.

Наши рекомендации