Департамент природных ресурсов и экологии по кемеровской области.

Вопрос 33. Управление в области образования, науки и молодежной политики.

В управленческую часть указанной системы входят Министерство образования и науки Российской Федерации, подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг всфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции пооказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Минобрнауки регулирует в следующих областях:

· образование;

· научная, научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;

· нанотехнологии;

· развитие федеральных центров науки и высоких технологий;

· государственные научные центры и наукограды;

· интеллектуальная собственность;

· воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;

· социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

· молодёжная политика;

· уникальные научные стенды и установки;

· национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечениенаучной, научно-технической и инновационной деятельности.

Законодательную основу управления и регулирования в области образования, науки и молодежной политики составляют Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [27; 67; 78; 115; 191]. Президент РФ принял Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации".

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определяет основы правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, государственной политики в этой области, а также основы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и пауки. Он предусматривает автономию образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы. Указанный Закон устанавливает: 1) систему высшего и послевузовского профессионального образования (включая правовой статус вуза, его задачи и структуру, виды вузов); 2) особенности правового статуса субъектов образовательной и научной деятельности вузов (студентов, слушателей, аспирантов (адъюнктов), соискателей и докторантов, научно-педагогических работников); 3) организацию управления системой высшего и послевузовского профессионального образования; 4) экономические основы системы высшего и послевузовского профессионального образования; 5) особенности международной и внешнеэкономической деятельности вузов.

Важная роль в правовом регулировании науки принадлежит Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике" 1115]. Указанный Закон содержит определения ряда понятий, характеризующих область науки и отношение государства к ней. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Он разграничивает такую деятельность на два вида: 1) фундаментальные научные исследования (экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды); 2) прикладные научные исследования (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач).Научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" определяет правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности (научных работников, специалистов научных организаций, работников сферы научного обслуживания, объединений научных работников, научных организаций, в том числе шести государственных академий наук). Он устанавливает основы организации и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности. Управление указанной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, гарантирующих свободу научного творчества.

Наши рекомендации