Вопрос 22. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти.
Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.
Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
Сущность контроля заключается:
1) в наблюдении за функционированием соотв. под.контр. объекта
2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению
5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Признаки контроля:
1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.
2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.
3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.
Различают 2 вида надзора:
-прокурорский
- административный
Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»[2], выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:
· Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры
· Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие
· Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и др.
Общественный контроль
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически, и практически это предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации.
Контрольные функции общественных организаций определены в Законе РФ от 7.02.1992 г. "О защите прав потребителей".