Рекомендуемые формы текущего контроля

Контрольная работа

1.1. Темы (примерные) контрольных работ:

Вариант № 1.

1. Предпосылки и сущность «холодной войны».

2. Региональные конфликты 80-х годов (пример одного из конфликтов) и внешняя политика СССР.

3. Внешняя политика России в постбиполярном мире.

Вариант № 2.

1. СССР и Россия в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений.

2. Роль СССР в достижении разрядки международной напряженности.

3. Советско-американские отношения на рубеже веков.

Вариант № 3.

1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

2. Концепция «нового мышления» во внешнеполитической стратегии России.

3. Документальная основа внешней политики Российской Федерации.

1.2. Требования к выполнению контрольной работы:

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе. При выполнении контрольных работ следует придерживаться структуры контрольной работы. Ответы должны быть четкими, логичными, предоставлять точную информацию по вопросу, основанную на основной, дополнительной литературе и лекционном материале. Контрольная работа — это отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы могут быть: аудиторными (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя), домашними, которые задаются на дом к определенному сроку. Текущими - целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационными - оценка по которым имеет статус итоговой.

1.3. Критерии оценки контрольной работы:

Контрольная работа должна быть:

- выполнена по теме, определенной преподавателем;

- написана самостоятельно, на основе предварительного изучения и усвоения содержания учебной и научной литературы по исследуемой теме;

- правильно оформлена, т.е. с соблюдением всех требований, предъявляемым к контрольной работы.

Каждое задание в контрольной работе оцениваются в один-два балла. Условием положительной оценки является соблюдение выше указанных требований, отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов. Контрольная работа, соответствующая данным критериям, может быть оценена максимум в 20 баллов.

Реферат

2.1. Темы (примерные) рефератов:

1. Принцип мирного сосуществования - базовое положение советской внешней политики.

2. Предпосылки и сущность «холодной войны».

3. Идеологическое противоборство во внешней политике СССР и стран Запада.

4. Внешняя политика СССР и страны «третьего мира».

5. Сущность и последствия политики разрядки международной напряженности.

6. Политическая и экономическая стабилизация как фактор повышения роли и веса Российской Федерации в международных отношениях.

7. Геополитическое положение России после распада СССР.

8. Национально-государственные интересы России на международной арене.

9. Российско-американские отношения на рубеже веков.

10. Россия и отношения с Евросоюзом.

11. Постсоветское пространство во внешней политике современной России.

12. Отношения России с государствами Восточной Европы.

13. Международные отношения России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

14. Отношения между СССР (Россией) и КНР: от конфронтации к нормализации.

15. Советско (российско) – японские отношения: проблемы и перспективы.

16. Россия в международных отношениях Юго-Восточной Азии.

17. Россия в международных отношениях Южной Азии.

18. Внешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке.

19. Отношения России со странами Африки.

20. Отношения России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.

2.2. Требования к выполнению реферата:

Реферат должен основываться на анализе и синтезе научных первоисточников по определенной проблеме. При написании реферата необходимо использовать, по крайней мере, 1-2 первоисточника и 3-5 научных изданий, В реферате должна быть раскрыта тема, структура должна соответствовать теме и быть отражена в оглавлении, размер работы – 10-15 стр. печатного текста, снабженного сносками и списком использованной литературы.

2.3. Критерии оценки реферата:

В реферате должно быть системно-структурированное изложение проблемы, план, четкое определение понятий, необходимых для раскрытия темы, обобщение и выводы по исследуемой теме, уровень использования фундаментальных трудов отечественных и зарубежных авторов по заданной теме, практическая направленность реферата, уровень красноречия при выступлении с рефератом, ведении полемики, дискуссии.

«Отлично» – оцениваются рефераты, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании темы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно.

«Хорошо»– оцениваются рефераты, основанные на твердом знании исследуемой темы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории, умело применяет их для изложения материала.

«Удовлетворительно» – оцениваются рефераты, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.

«Неудовлетворительно» – оцениваются рефераты, в которых обнаружено неверное изложение основных вопросов темы, обобщений и выводов нет. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него. Однако осмысленное переложение своими словами учебного и научного текста допустимо. Работа, выполненная с нарушением указанных требований, не рецензируется и возвращается студенту на доработку.

Доклад

3.1. Темы (примерные) докладов:

1. Формирование военно-политических блоков: НАТО и ОВД.

2. Влияние военно-технологического фактора на глобальную военно-стратегическую обстановку в международных отношениях.

3. Международные последствия Карибского кризиса.

4. Кризис в Венгрии (1956 г.), Польше (1956 г.),

5. Берлинский кризис (1961 г.),

6. Карибский кризис (1962 г.) и внешняя политика СССР.

7. Позиция СССР в отношении Суэцкого криз

8. Изменение баланса сил на мировой арене после окончания Второй мировой войны.

9. Региональная дипломатия СССР.

10. Ядерное оружие как фактор внешней политики СССР.

11. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе: принципы, цели, параметры деятельности (Хельсинки – 1975 г.).

12. Советско-американские соглашения: ОСВ-1, ОСВ-2.

13. Основные этапы внешней политики СССР в этот период.

14. Кризис советского внешнеполитического курса.

15. Российско-американские отношения.

16. Европейская политика России.

17. Постсоветское пространство во внешней политике современной России.

18. Международные отношения России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

19. Международные отношения России на Ближнем и Среднем Востоке.

20. Отношения России со странами Африки.

21. Отношения России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.

3.2. Требования к выполнению доклада:

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, который способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При подготовке доклада по заданной теме следует составить план и основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. Доклад по объёмной теме могут выполнять два-три студента, между которыми распределяются вопросы выступления.

3.3. Критерии оценки доклада:

Соответствие теме, глубина проработки материала, наличие научных и учебных актуальных источников, использование новейших работ по теме, систематизация материала, обобщения и выводы. Доклад, соответствующий данным критериям, максимально может быть оценен в 5 баллов. Минимальная оценка доклада составляет 3 балла.

Эссэ

4.1. Темы эссе:

Эссе пишется на свободную тему, как размышление автора над какой-либо проблемой, связанной с тематикой курса.

4.2. Требования к выполнению эссе:

В эссе должна присутствовать четко выраженная авторская позиция, использоваться примеры, аналогии, ассоциации. Свободная композиция текста должна быть подчинена внутренней логике.

4.3. Критерии оценки эссе:

Оценивается степень самостоятельности автора, уровень обоснованности своих выводов в возможной полемике с другими авторами, четкая формулировка проблемы (вопроса). Эссе, соответствующее данным критериям, может быть оценено в 5-7 баллов.

Творческое задание

5.1. Примерные задания:

Составление и разработка тестов, кроссвордов, реферирование, рецензирование научных статей и работ, анализ конкретных событий, портретные очерки, эссе на заданную тему.

5.2. Требования к выполнению творческого задания:

Творческие задания могут обобщать материал, предусматривать комплексное изучение различных источников, демонстрируют не только выявление знаний, но и понимание сущности изучаемых предметов, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

5.3. Критерии оценки творческого задания:

Соответствие изучаемой дисциплине, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, наличие выводов. Творческое задание, соответствующее данным критериям, может быть оценено в 5-7 баллов.

Тестирование

6.1. Примерные задания:

Вариант № 1. Когда сформировалась политика разрядки международной напряженности?

1. в 60-е гг.

2. в 70-е гг.

3. в 90-е гг.

Вариант № 2. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений представляет:

1. однополярный мир

2. биполярный мир

3. мультиполярный мир

Вариант № 3. Какие изменения произошли в геополитическом положении России после СССР?

1. не изменилось

2. улучшилось

3. ухудшилось

6.2.Критерии оценки результатов тестирования:

Однозначность ответа при наличии вариантов выбора, в открытых вопросах – должна быть представлена точная обоснованная информация. Тест, соответствующий данным критериям, может быть оценен максимум в 20 баллов.

Наши рекомендации