Период застоя. СССР в 1964- 1984 гг.
В конце 50-х — начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики прибыль, хозрасчет. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах — районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями. Это время часто называют двадцатилетием упущенных возможностей, брежневской эпохой. Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека: 1. Л.И. Брежнев — Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР в октябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа. Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности- отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр. - укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя — в данном случае Брежнева - тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: Невиданных размеров коррупция. Теневая экономика. Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры — формирование организованной преступности — мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр. Падение престижа власти.
Интриги, чинопочитание, угодничество. Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция — Конституция развитого социализма. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности — советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией. Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 — февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.В феврале 1984 г.
Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко,возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.