Политико-правовая идеология солидаризма и институционализма Л. Дюги и М. Ориу.
Теоретическое правоведение во Франции первой трети XX в. связано, прежде всего, с именами Л. Дюги и М. Ориу.
Выдающимся теоретиком права, конституционалистом был Леон Дюги (1859-1928 гг.), занимавший в течение нескольких лет пост декана юридического факультета Бордоского университета (Франция). Его главным трудом является «Трактат о конституционном праве» (1911 г.). В целом Дюги можно назвать приверженцем позитивистско-социологического правопонимания с некоторыми отступлениями в сторону естественно-правовой доктрины.
Дюги старался упразднить в теоретико-правовой науке такие «метафизические» понятия, как «суверенная личность государства»,«субъективное право личности». Он называл объективно существующую в обществе публичную власть «просто фактом», а субъективные права, полагал иллюзорными и попросту несуществующими. При этом утверждал, что в XX в. прежний государственный строй (свойственный, например, политико-правовому режиму Третьей республики во Франции) исчезает, заменяется новым - «более гибким, более гуманным, более защищающим индивида». Этот новый строй покоится на концепции социальной нормы (основывающейся на объективном «факте взаимной зависимости», связывающей воедино все человечество) и «синдикальном федерализме» (децентрализации). Дюги в этой связи указывал, что современное общество постепенно движется «к федерализму классов, сорганизованных в синдикаты», а роль центральной государственной власти со временем «примет совершенно другой характер и сведется к функциям контроля и надзора».
Центральной идеей учения Дюги является концепция солидаризма, у основания которой стоит французский философ-позитивист, один из основателей современной социологии Огюст Конт (1797-1857 гг.). Значительный теоретический вклад в рассматриваемую проблематику был внесен другим французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917 гг.), в частности его работой «О разделении общественного труда» (1893 г.).
О солидарности в рассматриваемом контексте Дюги высказывался следующим образом: «В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности, членов одной социальной группы. Прибавлю, что в последние годы до того злоупотребляли прекрасным словом «солидарность», что я колеблюсь произносить его; нет деревенского политика, который не разглагольствовал бы о социальной солидарности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я предпочитаю говорить: взаимная социальная зависимость». «Особо тесная зависимость» (солидарность), по мысли Дюги, объединяет людей в классы и иные социальные группы.
Помимо общественной солидарности, в трактовке Дюги индивидов интегрируют в социальные общности те правила поведения, которые заданы не субъективными правами индивидов и коллективов, а социальной нормой: «Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине», каковой и является основополагающая и априорная социальная норма. Дюги придавал концепции социальной нормы приоритетное значение в своих разработках: «Как Эвклид основал всю свою геометрическую систему на постулате параллелей, так и современный человек может основать всю политическую и социальную систему на постулате нормы поведения, обязательной для всех». Социальная норма является, по выражению Дюги, «органическим законом общественной жизни».
Теория институционализма в традиции французского правоведения успешно развивалась Морисом Ориу (1859-1929 гг.), в частности в его основном труде «Принципы публичного права» (1910 г.). Инстатуционализм утверждает, что существующие в обществе коллективы (социальные общности, учреждения, общественные объединения, разнообразные ассоциации и группы) являются основными интегративными механизмами, преобразуют общество в нацию-государство. При этом указанная публичная функция подобных коллективов выполняется ими в связи с реализацией более частных социальных ролей, связанных со служением, выгодным им самим. Концептуальная основа институциональной теории в праве восходит к идее равновесия, которую Полибийсчитал краеугольным камнем смешанной формы государства, а Ш.Л. Монтескье положил в основание своей концепции разделения властей в государстве. М. Ориу и другие институционалисты утверждают, что в обществе нет никакого предустановленного (ни природой, ни каким-либо сувереном) порядка: «Мы верим только, что существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их прогресса. Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается».
Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают у М. Ориу областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и антагонистичные интересы отдельных личностей, социальных групп, право уравновешивает, таким образом, перманентное противостояние между личностью и обществом. Таким образом, и создается универсальная система правового равновесия.
М. Ориу не согласен с тезисом Л. Дюги об иллюзорности прав человека, в частности он, отмечает, что право собственности (например, на землю) является «естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно».
Разработки О. Конта, Л. Дюги, М. Ориу, Э. Дюркгейма заложили основу социологической традиции в правоведении, ставшей одной из основных в теоретико-правовой науке XX в. и выразившейся, в частности, в трудах Р. Паунда, П.А. Сорокина и других исследователей.