Политические игры в организации
(из: Mintzberg, 1989:238-240)
Мятеж. Цель «игры» — противостояние руководству организации или же инициация в ней неких перемен. Обычно в ней заняты «участники низших уровней» (Mechanic, 1962), тяготящиеся давлением официального руководства.
Контрмятеж. В нем участвуют те члены команды высшего менеджмента, которые хотят вернуть себе былое влияние политическими средствами, возможно, вполне легитимными (например, в церковных структурах — отлучение).
Спонсорство. Участник игры намеревается заложить основы своей власти, для чего прибегает к услугам членов организации с более высоким социальным статусом, демонстрация лояльности к которым «обменивается» на некие властные полномочия.
Создание альянсов. Игра равных. Довольно часто — рядовых менеджеров, реже — опытных профессионалов. Она заключается в выстраивании имплицитных контактов, преследующих цель оказания взаимной поддержки в закладывании фундамента собственной власти и служебном продвижении внутри организации.
Построение империи. Игра выстраивающих базу власти рядовых менеджеров, но не во взаимодействии с равными себе, а через своих подчиненных.
Игры в бюджетирование. Открытая игра с четко очерченными правилами, направленная на выстраивание основы власти. Она похожа на предыдущую, но не связана с таким количеством распрей, поскольку выигрышем в ней
Школа власти :197
являются ресурсы, а не позиции или подразделения как таковые —- по крайней мере не позиции равных игроков.
Экспертиза. Несанкционированное использование экспертизы для выстраивания базы власти либо путем притворства, либо путем выставления себя напоказ. Настоящие'эксперты играют, эксплуатируя свои технические навыки или знания, подчеркивая собственную уникальность, важность и незаменимость, а также используя экспертные знания в собственных целях. Псевдоэксперты стремятся выдать свою работу за экспертную, в идеальном случае — за профессионально уникальную, так что реально ее контролировать могут лишь они одни.
Игры в лордов. Попытка построения базы власти, основанная на использовании законных полномочий теми, кто такой власти лишен или обладает ею лишь отчасти (т. е. использование легитимной власти незаконным образом). Например, менеджер, используя формальную власть, властвует над подчиненными, чиновник — над простыми гражданами и т. д.
Линейные менеджеры против штатных экспертов. Игра похожего Типа, ее цель состоит не в расширении личной власти, а в уничтожении соперника. Для этого стравливают рядовых менеджеров, обладающих официальным правом на принятие решений, со штатными советниками-экспертами. При этом каждая из сторон пытается использовать законную власть нелегитимным образом.
Соперничество равных. И вновь игра на поражение. Обычно она разворачивается тогда, когда игры в «альянс» или в «империю» заканчиваются образованием двух мощных блоков власти. Возможно, соперничество равных связано с наибольшим количеством распрей. Конфликты могут возникать между отделами (например, маркетинга и производственным), между соперничающими индивидами или между конкурирующими миссиями (как в тюрьме, когда часть персонала выступает за ужесточение наказаний, а другая — за социальную реабилитацию заключенных).
Стратегические кандидаты. Игра призвана инициировать перемены в организации. Индивиды или группы пытаются политическими средствами содействовать выгодным для них изменениям в стратегии организации.
Игра в свистелки. Простая короткая игра, цель которой также состоит в инициировании перемен в организации. Один из сотрудников, как правило, из низших участников, инсайдеров, использует имеющиеся у него сведения для того, чтобы «просигналить наверх» или сообщить влиятельному стороннему игроку о сомнительных или незаконных действиях.
Младотурки. Игра с самыми высокими ставками. Небольшая группа «младотурок», близких к власти, но не входящих в ее ядро, пытается переориентировать базовую стратегию организации, изменить ее компетенции, культуру и избавиться от существующего руководства.
ние руководства организации — захват власти изнутри при сохранении системы управления. В корпорации — это «неожиданный переход власти» (Zaldand Berger, 1978:833). Мятеж направлен не только на смену руководства, но и на «изменение отдельных аспектов функционирования организации» — например, отдельных программ или ключевых решений, но в обход обычных политических каналов (837, 838). Массовые волнения (со спектром «от массового протеста до восстания») — это
Глава 8
«коллективные попытки выразить недовольство и разочарование и/или способствовать и^и воспрепятствовать переменам» (841). Последняя форма привлекает большее внимание и вовлекает большее число людей.
Л. Болман и Т. Дил выдвинули следующие тезисы о мире организационной политики:
1. Организации представляют собой коалиции различных индивидов и групп,
объединенных на основе общего интереса.
2. Между членами коалиций существуют устойчивые различия в системах цен
ностей, верований, уровнях информированности, интересах и восприятии
реальности.
3. Важнейшие решения касаются распределения ограниченных ресурсов — кто
что получает.
4. Ограниченность ресурсов и устойчивость различий создают основу для кон
фликта и делают его центральным моментом организационной динамики, а
власть — наиважнейшим ресурсом.
5. Цели и решения являются результатом сделок, переговоров и жонглирования
позициями между заинтересованными группами (Bolman and Deal, 1997:163).
Данные тезисы заставляют отказаться от прежнего взгляда на формирование стратегии как на замысел одного «архитектора» или гомогенной «стратегической» команды. Вместо этого перед нами возникает картина множества действующих лиц и коалиций, преследующих свои собственные интересы и выполняющих свои собственные задачи. Школа власти предупреждает нас об «опасности трактовки стратегии как результата единых коллективных усилий... внутреннее единство руководства само по себе проблематично... и его степень может изменяться в зависимости от ситуации...» (Cressey, Eldridge, Maclnnes, 1985:141).
Кроме того, на процесс определения и изменения стратегии могут оказывать влияние некоторые подчиненные группы. Поэтому школа власти делает упор на более четкую трактовку ролей организованных и неорганизованных индивидов в формировании и изменении поведения организации в целом. Она утверждает, что появляющиеся в результате такого процесса стратегии далеко не всегда являются оптимальными. Скорее, они отражают интересы наиболее мощных групп данной организации. Если угодно, стратегия — это своеобразная карта властной структуры организации.
Как мы уже отмечали, на формирование бизнес-стратегий значительное влияние оказывает политика правительства, по поводу чего имеется более чем обширная литература. Но в ней, как правило, рассматриваются определенные элементы политики (например, внешней политики или политики реформ), а потому она не слишком интересна для стратегического менеджмента в целом. Имеется также значительное число работ, в которых проблемы политики рассматриваются приверженцами знакомых нам школ. Чаще всего — школы планирования, несколько реже — школы обучения (к примеру, цитированный нами Ч. Линдблом), а также когнитивной школы (см.: Steinbruner, 1974).
Пожалуй, наибольшую известность получила базирующаяся на результатах исследования Карибского ракетного кризиса модель «правительственной поли-
Школа власти 199
тики» Грэхема Аллисона (Allison, 1971), являющаяся бблее полным описанием процесса формирования стратегии как процесса внутриполитического. Еще одна интересная политологическая работа посвящена «пробуксовыванию политики» и «политическому дрейфу» (Majone and Wildavsky, 1978:105; Kress et al., 1980; Lipsky, 1978). Пробуксовывание означает искажение первоначальных намерений в ходе реализации стратегии, а дрейф (мы уже упоминали об этом явлении в гл. 8) — серия «более или менее "рациональных" согласований и компромиссов..., которые в совокупности вызывают изменения, затрагивающие самые основы первоначальных намерений» (Kress et al., 1980:1101). Или, в терминах, веденных нами в гл.1, первое положение касается нереализованных стратегий, а второе — отчасти стратегий спонтанных, развивающихся. В своей посвященной обсуждений деятельности общественного сектора работе Г. Мэджон и А. Виль-давский критически оценивают представления о государственных служащих как всего лишь «роботах», которые занимаются осуществлением стратегий, появляющихся «полностью готовыми из головы вездесущего политика» (Majone and Wildavsky, 1978:113). Совсем как шахматисты, о которых мы говорили в самом начале главы!
Практически все мыслимые частные и общественные организации в большей или меньшей степени являются политическими. Лишь самые малые и самые автокра-тичные из них могут обойтись сколько-нибудь продолжительное время без открытого использования политических методов. С другой стороны, некоторые организации настолько погрязли в извращенной политике, что любое стратегическое решение превращается в поле битвы. Такие организации становятся открытой «политической ареной», причем в отличие от государственных структур — в самых уродливых формах. Например, нам доводилось наблюдать ситуацию, когда основатели крохотной фирмы, родные братья, один из которых занимался маркетингом и продажами, а другой,,— производством, практически не разговаривали друг с другом. Небольшая фирма вряд ли сможет долго работать в таких условиях, но аналогичные отношения между менеджерами крупных компаний в стабильной внешней среде могут сохраняться годами.
В периоды серьезных перемен власть перераспределяется непредсказуемым образом, превращая в арены политической борьбы даже те организации, которые в другое время ведут вполне устойчивое существование. В подобных обстоятельствах многое решает обыкновенный захват власти и хищнический подход, а потому люди чувствуют себя неуверенно. Все это является питательной почвой для политических конфликтов, особенно в сфере определения стратегии, так как ставки в ней наиболее высоки.