Россия – восточная цивилизация.
Господствующей точкой зрения в западной исторической науке является отнесение России к восточным цивилизациям. Ричард Пайпс и Стивен Коэн. Сторонники этой точки зрения утверждают, что в России уже в XII-XIII вв. формируются основные черты восточной деспотии, а именно: абсолютная власть царя, носящая сакральный характер, мощный централизованный бюрократический аппарат, отсутствие элементарных прав сословий, преобладание государственной собственности и циклический (вытекающий из всего этого) вариант развития. Принятие христианства, реформы Петра I, реформы второй половины XIX века не смогли изменить характера развития России. Социальная катастрофа 1917-1920 гг. ещё более усилила восточные черты в развитии России. Тоталитарное государство полностью подчинило себе личность и общество и национализировало всю экономику. При этом устойчивость восточной деспотии к внешнему и внутреннему разрушающему воздействию делает невозможным переход России на европейский путь развития. Идея у всех сторонников данной концепции примерно одинакова: это необходимо учитывать при решении любых вопросов, связанных с Россией.
Евразийская теория.
В 20–е годы XX века в среде Российской эмиграции формируется идея о том, что за тысячелетие существования Россия сформировалась как самостоятельная цивилизация отличная и от востока, и от запада. Среди авторов этой теории Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. Русская национальность сформировалась в результате слияния славянского, финно-угорского и тюркского элементов и стала основой многонационального и поликонфессионального российского сообщества. Решающую роль в формировании Евразийской цивилизации сыграло мощное централизованное государство. Оно носило идеократический характер, поэтому евразийцы подчеркивали особое значение православной церкви. Евразийская цивилизация сформировалась под влиянием востока и запада, но если влияние востока в основном было позитивным, то запад стремился поглотить Россию. Сторонники евразийства считали Россию прямой наследницей Империи Чингисхана, которая и была первой попыткой создания евразийской общности. Сторонники данной теории полагали, что до XV-XVI веков в мире доминировали восточные цивилизации, затем наступила эпоха господства запада. Но события первой половины XX века показали глубокий кризис западной цивилизации и смену эпох цивилизационного доминирования, поэтому с XXI века они предполагали начало господства евразийской цивилизации. Евразийскую теорию часто называют националистической из-за ее содержания. Многие радикальные организации (русские националисты, пантюркизмы и др.) используют эту теорию.
Образование Древнерусского государства. Государственный и общественный строй Древнерусского государства X-XI вв.
Этапы образования ДРГ.
Первый этап. Этап миграции славянских племен и их расселение. Славянские племена появились в Восточной Европе во 2 тыс. д.н.э. В 1 тыс. д.н.э происходит разделение Германских и славянских народов. В IV-II в. д.н.э в результате столкновений с готами началась миграция из долины рек Эльбы, Западной Двины на среднерусскую возвышенность. Большинство историков полагают, что это было расселение на ранее занятых территориях. В целом расселение восточнославянских племен завершается в VI-VII вв.
Второй этап. с VII и до конца IX вв. происходит интенсивное разложение родоплеменных структур, важным элементом становится формирование союзов племен, при этом формируются новые поселения, города, которые становятся не только центрами торговли, но и политическими центрами племенных союзов. Таким образом, в VIII-IX вв. формируется 8-12 племенных союзов. К концу IX в сложились социально-политические и экономические пределы.
Третий этап. Конец IX-X b. 862-980 годы. Это этап образования древнерусского государства Киевская Русь и формирование его территориальной основы. Переломным этапом следует считать правление Святослава. Разгром Хазарского привел к признанию высшего суверенитета киевских князей Киевская Русь начинает претендовать на лидерство в Европе. С княжения Святослава начинается династия Рюриковичей как единственной правящей династии.
Четвёртый этап. 980-1054 гг. – Княжение Владимира и Ярослава Рассвет Киевской Руси и завершения в целом формирования государственного механизма.
Пятый этап. С конца XI в. – начало политической централизации Киевской Руси.