Положение внутри страны после окончания гражданской войны.
Осенью 1920 г. боевые действия на фронтах гражданской войны в России фактически завершились. Страна, пережив за 7 лет 2 войны, 2 революции, напоминала, по выражению В.ИЛенина, до полусмерти избитого человека. Уровень производства в 1920 г. составлял 14% по отношению к предвоенному 1913 г. Транспорт переживал жесточайший кризис и находился на грани полного развала. Города обезлюдели. Население Петрограда уменьшилось с 2 млн. до 700 тыс. чел. Продукция сельского хозяйства составляла менее 2/3 довоенного уровня. Потеря трудоспособных мужчин составила 29%. В стране насчитывалось 4,5 млн. калек, около 7 млн. беспризорников. Рабочие спасались от голода в деревне. В крупных промышленных центрах прокатилась волна забастовок. Эпидемии, бандитизм усугубляли ситуацию. Около 2 млн. человек выехали из России. Население страны сократилось на 10, 9 млн. человек. В 1921 г. из-за неурожая начался массовый голод охвативший город и деревню.
Провал политики «военного коммунизма» большевики осознали не сразу. «Военный коммунизм» расценивался большевиками не только как сумма вынужденных войной чрезвычайных мер, но и как движение к созданию нетоварной социалистической экономики. Большевикам «пришлось» продвинуться к социалистической экономике дальше и быстрее, чем планировалось первоначально, и они объяснили это тем, что буржуазия сопротивлялась по-военному, и необходимо было ради защиты революции немедленно лишить ее экономического могущества.
В новых же, мирных условиях, крестьянам следует набраться терпения, исправно поставлять в город хлеб по продразверстке, а власть «разверстает его по заводам и фабрикам», восстановит на этой основе почти полностью разрушенную за годы войны промышленность, вернет крестьянину долг – и тогда-то, по словам Ленина, «выйдет у нас коммунистическое производство и распределение».
В декабре 1920 г. Состоялся VIII Всероссийский съезд Советов, который обсудил проблемы хозяйственного строительства. Основой воссоздания всего народного хозяйства и вывода его на современный уровень стал план ГОЭЛРО – Государственный план электрификации России. Он предполагал в кратчайшие сроки превратить страну в сильную индустриальную державу. Но основой всего народного хозяйства страны оставалось продовольствие. Его решено было взять у крестьян по разверстке «в долг», который предполагалось вернуть в виде промышленных товаров.
В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки планов хозяйственного развития страны. Готовился декрет об отмене денежного обращения. В качестве эксперимента закрывались госбанки. Однако требования рабочих и крестьян вступали в острое противоречие с этими мероприятиями. В стране стремительно нарастал социально-политический кризис. В городах вспыхивали забастовки рабочих, в сельской местности – крестьянские восстания. Украина, Дон, Кубань, Среднее Поволжье, Тамбовская губерния, Западная Сибирь были охвачены крестьянскими волнениями. К весне 1921 г. в рядах их участников насчитывалось уже около 200 тыс. человек.
Но самым грозным выступлением стало восстание в Кронштадте, который считался оплотом большевиков, «красой и гордостью революции». Здесь мирно, в результате выборов Совета, 1 марта власть перешла в руки Временного революционного комитета. Выдвинутые Временным революционным комитетом лозунги гласили: «Власть Советам, а не коммунистам!», «Советы без коммунистов!», «Отмена продовольственной разверстки и свобода торговли». Делегация моряков, посланная в Петроград для ознакомления рабочих с резолюцией, была арестована.
Движение кронштадтцев власть охарактеризовала как «мятеж», подготовленный силами внутренней и внешней контрреволюции и призвала к вооруженной с ним борьбе. Первая попытка взять неприступную крепость была отбита. В ночь с 17 на 18 марта начался новый штурм. И осажденные, и идущие на штурм, сражались с отчаянной отвагой. Понеся большие потери, красные части ворвались в город. Восстание было подавлено.
Накануне X съезда РКП(б) ни одна из платформ, сформированных задолго до съезда, не ставила вопрос замены продразверстки продналогом. И только угроза потерять власть заставила большевиков осознать необходимость серьезных изменений в экономической политике.