Тема 11. СССР в годы Великой Отечественной войны.
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-11:
- знать причины, основные этапы, уроки и итоги войны;
- уметь выражать и аргументировать свою позицию по особенностям советской мобилизационной модели;
Вопросы к теме:
1. Политика ведущих стран мира в конце 30-х гг. Причины II-ой мировой войны.
2. 22 июня 1941 г. Начало Великой Отечественной войны. Причины наших неудач и поражений в начальный период войны.
3. Разгром фашисткой Германии. Участие СССР в войне с Японией. Уроки и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXIII.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М., 1993.
Документы внешней политики. 1939. М., 1992. Т. XXII. Кн. 1–2.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. 13-е изд., испр. и доп. по рукописи автора. М., 2002.
Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993: Хрестоматия / Сост. Л.Я. Баранова, Н.Н. Баранов и др. Челябинск, 1995.
Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1950.
Черчиль У. Вторая мировая война: В 6 т. Пер. с англ. М., 1997.
Шпеер А. Воспоминания. Пер. с нем. Смоленск, 1997.
Литература
Анфилов В.А. Грозное лето 1941 г. М., 1995.
Безыменский Л.А. Советско-германские договоры 1939 г.: Новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. 1998. № 3. С. 3 – 26.
Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой. М., 2000.
Волков С.В. До и после секретных протоколов. М., 1990.
«Зимняя война». 1939 - 1940. Неизвестные страницы // Родина. Спецвыпуск. 1995. № 12.
Проэктор Д.М. Путь агрессии и гибели. М., 1989.
Розанов Г.Л. Сталин – Гитлер: Документальный очерк советско-германских дипломатических отношений, 1939 – 1941. М., 1991.
Самсонов А.М. Московская битва. М., 1991.
Севастьянов П.П. Перед великим испытанием. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г. М., 1981.
Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.
Фест И.К. Гитлер. Биография: В 3 т. / Пер. с нем.; под ред. С.3. Случа и П.Ю. Рахшмира. Пермь, 1993.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-11:
- знать причины, основные этапы, уроки и итоги войны;
- иметь научное представление об основных понятиях
Провести поиск электронных ресурсов в сети интернет по темам в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки.
1. Битва за Москву
2. Сталинградская битва
3. Курская битва
4. Бои Халхин-Голе
5. Советско-финская война
6. Советский тыл в годы войны
7. Партизанское движение в годы войны
8. Второй фронт и помощь союзников по антигитлеровской коалиции
9. Военные действия на Дальнем Востоке
10. Герои войны
Практический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-11:
- иметь представление о втором переделе мира;
- иметь научное представление об основных понятиях
Составить аннотацию по материалам сайтов, в которой отразить:
1. Создатели сайта
2. Что отражается на сайте
3. Что привлекает внимание в материалах сайта
4. Действующие лица (политики, полководцы, герои, люди)
за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов
Тема 12. СССР на этапе перестройки и реформ 80 – 90-х годов ХХ в.
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-12:
- знать противоречивость и цикличность в развитии России и мировой цивилизации;
- понимать сущность и специфику догоняющей модель развития;
Вопросы к теме:
1. Причины и основные этапы перестройки в СССР.
2. Начало реформирования советской системы. Новое внешнеполитическое мышление. Ориентация на рыночные ценности.
3. Завершение перестройки и реформы конца ХХ – начала ХХ1 вв.
4. Становление новой российской государственности (1993-2007 гг.).
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXVI.
Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс: Полтора года в правительстве. М., 1991.
Горбачев М.С. Коренной вопрос экономической политики партии. Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса 11 июня 1985 г. М., 1985.
Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.
XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза: Стенографической отчет: В 2 т. М., 1988.
Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Свердловск, 1990.
Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
Литература
Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992.
Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1 953 – 1985). М., 1991.
Афонцев С. Внешняя задолженность России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 7. С. 5 – 18.
Болотин Б.М. Кризис российской экономики // ЭКО. 1994. № 4. С. 13 – 17.
Красильников Д.Г. Власть и политические партии в переходные периоды общественной истории (1917 – 1918; 1985 – 1993): Опыт сравнительного анализа. Пермь, 1998.
Кудров В. Так что же погубило советскую экономику? Основные черты экономической модели // Вопросы экономики. 1998. № 7. С. 133 – 140.
Советский Союз: прощальный статистический портрет 15 бывших республик // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 141 – 159.
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М., Проспект, 2005. С. 422 – 471.
Самостоятельная работа студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-12:
- знать противоречивость и цикличность в развитии России и мировой цивилизации;
- иметь научное представление об основных понятиях
Изучить разделы сайтов, по итогам изучения написать эссе на одну из предложенных тем (по собственному выбору)
Практический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-12:
- понимать сущность и специфику догоняющей модель развития;
- иметь научное представление об основных понятиях
Темы, требования и критерии оценки эссе, касающихся исторических деятелей Хрущев Н.С.
http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19560225hru.php
http://www.nkj.ru/archive/articles/12674/
http://www.peoples.ru/state/politics/hruschov/
http://www.hrono.info/1953_1964.php
http://xrushev.narod.ru/bio.htm
http://www.history.pu.ru/elbib/
http://antology.igrunov.ru/authors/chruschev/
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=513547&print=true
http://www.bulvar.com.ua/arch/2009/34/4a96f4d69c766/
http://www.youtube.com/watch?v=FREG2VQTk88&feature=related
http://levi.ru/guests/guests.php?id_catalog=28&id_position=364
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/1002078
Брежнев Л.И.
http://scepsis.ru/library/id_811.html
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1614
http://www.biblus.ru/Default.aspx?auth=9j0a8
http://www.brejnevli.ru/
http://leonidbrezhnev.narod.ru/
http://www.nikkka.ru/2music_breznev.shtml
Горбачев М.С.
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=217
http://lenta.ru/lib/14161628/full.htm
http://www.ogoniok.com/4935/12/
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_4336000/4336217.stm
http://www.tvdata.ru/rus/history/mikhail_gorbachev_on_perestroika/
http://cccp.tv/person/mikhail_gorbachev/
Берия Л.П.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8986
http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm!id%[email protected]
http://www.anti-orange-ua.com.ru/index.php/content/view/326/52/
http://gazeta.aif.ru/online/longliver/42/21_01
http://militera.lib.ru/bio/beria/index.html
http://stalinism.narod.ru/docs/repress/repress.htm
http://all-photo.ru/portret/beriya/index.ru.html
http://www.5-tv.ru/video/history/beria/
http://www.deathweb.ru/index.php?name=Page&op=page&pid=505
Андропов Ю.В.
http://www.sovetika.ru/sssr/andropovst001.htm
http://kremlion.ru/praviteli/andropov/
http://gazeta.aif.ru/online/superstar/03/03_01?print
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1152/t/1152_8.html
http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=27954
http://www.novayagazeta.ru/data/2004/11/27.html
http://www.sem40.ru/ourpeople/destiny/15113/
http://www.hrono.info/statii/2009/hlb_androp.html
http://www.itogi.ru/archive/2005/40/60618.html
Ельцин Б.Н.
http://lenta.ru/lib/14160887/
http://www.izvestia.ru/interview/article3094440/
http://xopo6o.livejournal.com/1259.html
http://scepsis.ru/library/id_1200.html
http://scepsis.ru/library/id_1198.html
http://scepsis.ru/library/id_1198.html
http://archive.kremlin.ru/events/detail/2007/04/125066.shtml
http://yeltsin.ru/yeltsin/
Требования:
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена в печатном виде
4) объем работы должен быть от 5 до 10 тыс. знаков.
5) наличие ссылок на источники информации
Критерии оценки:
1) в первой части должны быть представлены положительные стороны деятельности исторического персонажа для российского государства в целом. За каждую представленную сторону дается 1-2 балла.
2) во второй части должны быть представлены отрицательные стороны деятельности исторического персонажа для российского государства в целом. За каждую представленную сторону дается 1-2 балла.
3) в третьей части должно содержаться мнение студента о значении исторического персонажа для России: каковы были последствия его деятельности для страны в ближайшей и отдаленной перспективе, тормозила ли его деятельность развитие страны или ускоряла. За каждый ответ или последствие дается 1-2 баллов.
4) Без аргументации мнение будет оцениваться в 1 балл.
5) сумма баллов за эссе делится на 4, и результат является оценкой за эссе.
Карибский кризис 1962 г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81
http://www.hrono.ru/libris/lib_h/hrush63.php
http://www.loc.gov/exhibits/archives/x3jfk.gif
http://his95.narod.ru/doc08/14.htm
http://www.coldwar.ru/conflicts/cuba/khruschev_speech.php
http://www.hrono.ru/196_ku.php
http://www.nasledie.ru/oboz/06_04/6_13.HTM
http://pseudology.org/CubaCrisis/index.htm
http://militera.lib.ru/h/lavrenov_popov/10.html
http://svr.gov.ru/smi/2002/krzv20021025.htm
http://macbion.narod.ru/spies/penkov_gordievsky.htm
http://www.lki.ru/text.php?id=5761
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
http://bse.sci-lib.com/article104049.html
http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1965helsinki.php
Афганская война 1979-1989 г.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_4093000/4093515.stm
http://rsva-ural.ru/library/?id=857
http://www.artofwar.net.ru/profiles/greshnov_andrei_b/view_book/afganistan_zalojniki_vremeni
http://psi.ece.jhu.edu/~kaplan/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/afgh/afgh-rus.html
http://artofwar.ru/
http://militera.lib.ru/h/russia_in_localwars/index.html
XIX партийная конференция 1988 г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0
http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%9F%D0%A1%D0%A1
http://80-90.fatal.ru/docs/avangard.pdf
http://www.agitclub.ru/front/frontrus/lnf2.htm
http://amoro1959.livejournal.com/359629.html
http://video.21.by/download/film/4519
http://docvideo.in.ua/dokumentalnye-filmy/epoxa-sssr/14178.html
Августовский путч 1991 г.
http://old.russ.ru/antolog/1991/index.html
http://lenta.ru/articles/2006/08/18/opinions/
http://www.toyota-club.net/files/lib/sgkm_man/glava26.html
http://scepsis.ru/library/id_893.html
http://www.ej.ru/experts/entry/4629/
http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58240
http://nnovobzor.ru/article.php?id=16979
Требования:
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена в печатном виде
4) объем работы должен быть от 5 до 10 тыс. знаков.
5) наличие ссылок на источники информации
Критерии оценки:
1) в первой части должны быть представлены положительные стороны явления или процесса для российского государства в целом. За каждую представленную сторону дается 1-2 балла.
2) во второй части должны быть представлены отрицательные стороны явления или процесса для российского государства в целом. За каждую представленную сторону дается 1-2 балла.
3) в третьей части должно содержаться мнение студента о значении этого события или процесса для России: каковы били последствия для страны в ближайшей и отдаленной перспективе, тормозило ли событие или процесс развитие страны или ускоряло. За каждый ответ или последствие дается 1-2 баллов.
4) все три части должны содержать аргументацию, то есть следует указывать, почему я полагаю/думаю именно так, а не иначе. Без аргументации мнение будет оцениваться в 1 балл.
5) аргументация должны иметь опору только на фактическую базу с указанием, откуда взята информация. Допускается использование любых дополнительных материалов. Чужое мнение не может служить опорой для своей точки зрения. То есть недопустимо указывать, что я так думаю, потому что кто-то другой тоже так думает.
6) Ответы в рамках 1, 2, 3 частей не должны повторяться. То есть недопустимо говорить об одном и том же разными словами и указывать, что это разные вещи.
7) сумма баллов за эссе делится на 4, и результат является оценкой за эссе.