Тема 10. СССР на пути форсированного строительства социализма
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-10:
- иметь представление о тенденциях милитаризация жизни;
- понимать сущность тоталитарных систем;
- иметь научное представление об основных понятиях
Вопросы к теме:
1. Октябрьские события 1917 г. и первые шаги Советской власти.
2. Гражданская война в России: причины, этапы, основные события и итоги.
3. Положение в стране к моменту окончания гражданской войны. Причины перехода к новой экономической политике.
4. Социально-экономическое развитие страны, кризисы и итоги НЭПа.
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXII.
Архив Троцкого: Коммунистическая оппозиция в СССР (1923 – 1927): В 4 т. / Ред.-сост. Ю. Фельштинский. М., 1990.
Валентинов Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы ВСНХ во время НЭПа: Воспоминания. М., 1991.
Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927 – 1932. М., 1989.
Кронштадт. 1921 /Сост. В.П. Наумов, А.А. Косаковский. М., 1997.
Ленин В.И. Х съезд РКП(б): Доклад о замене разверстки натуральным налогом // Полн. собр. соч. Т. 43. С. 58 – 84.
Ленин В.И. Письмо к съезду // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 369 – 377.
О единстве партии. О замене продразверстки натуральным налогом: Резолюции Х съезда РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 334 – 337; 370 – 371.
Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1953.
Литература
Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.
Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. М., 1992.
Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. М., 1991.
Дэвис Р., Гатрелл П. От царизма к нэпу // Вопросы истории. 1992. № 8 и 9. С. 30 – 51.
Мау В.А. Реформы и догмы. М., 1993.
Нэп: приобретения и потери: Сб. статей / Под ред. В.П. Дмитриенко. М., 1994.
Осокина Е.А. Иерархия потребления: О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 – 1935 гг. М., 1993.
Плотников И.Ф. Крестьянские волнения и выступления на Урале в конце 20-х начале 30-х годов // Отечественная история. 1998. № 2. С. 74 – 92.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-10:
- знать закономерность перехода к индустриальной модели развития общества, урбанизация;
- иметь представление о тенденциях милитаризации жизни;
- иметь научное представление об основных понятиях
Студенты, используя ресурсы поисковых систем интернета, выявляют основные события в истории Советского Союза в межвоенный период.
Практический блок
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-10:
- знать закономерность перехода к индустриальной модели развития общества, урбанизация;
- иметь представление о тенденциях милитаризация жизни;
- понимать сущность тоталитарных систем;
- иметь научное представление об основных понятиях
Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки (1-й и 6-й – 1 вариант; 2-й и 7-й – 2 вариант; 3-й и 8-й – 3 вариант; 4-й и 9-й – 4 вариант; 5-й и 0-й – 5 вариант.
Вариант 1
1. Отработать понятия:
–Поясните как Вы понимаете понятия «автономия», «федерация», «конфедерация», «унитарное государство». На каких основаниях был построен в 1922 г. СССР? Кто предложил принципы построения многонационального государства?
2. Найти даты основных событий:
-процесс над правыми эсерами в Москве и судьба эсеровской партии в России
-депортация за пределы РСФСР виднейших представителей российской интеллигенции
-Образование СССР
-Смерть В.И. Ленина
-Избрание Генерального секретаря ЦК РКП(б)
3.Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:
-И.В. Сталин
-В.И. Ленин
-Ф.Э. Дзержинский
-Л.Б. Каменев
-В.В. Куйбышев
4.Выполнить задание:
-дайте краткие характеристики лидеров течений и групп в РКП(б)-ВКП(б) в 20-е гг.
Вариант 2
1.Отработать понятия:
–Как Вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Что понимали под этим термином власти СССР в 20-30-е гг.? Чем советская индустриализация отличалась от дореволюционной индустриализации (С.Л.Витте) и от западной?
2. Найти даты основных событий
-первая пятилетка
-вторая пятилетка
-XIV съезд ВКП(б). Принятие курса на индустриализацию.
-Строительство Днепрогэса
-Ввод в строй Челябинского тракторного завода
3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:
-В.И. Ленин
-М.Н. Тухачевский
-Г.К. Орджоникидзе
-Л.М. Каганович
-А.Г. Стаханов
4.Выполнить задание:
-составьте таблицу, заполнив графы:
«предпосылки индустриализации»
«основные задачи индустриализации»
«социально-экономические результаты индустриализации»
«социально-экономические последствия индустриализации»
Вариант 3
1.Отработать понятия:
–Как Вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизации» и «политики сплошной коллективизации»?
2. Найти даты основных событий
-постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»
-массовый голод в ряде регионов СССР
-XV съезд ВКП(б). Принятие курса на коллективизацию.
-годы сплошной коллективизации
-введение и отмена карточной системы распределения продуктов
3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:
-В.М. Молотов
-П. Морозов
-П. Ангелина
-Н.И. Бухарин
-М.А. Шолохов
4.Выполнить задание:
-составьте таблицу, заполнив графы:
«предпосылки коллективизации»
«основные задачи коллективизации»
«социально-экономические результаты коллективизации»
«социально-экономические последствия коллективизации»
Вариант 4
1. Отработать понятия:
–Как Вы понимаете сущность понятия «культурная революция»? Что вкладывали в это понятие представители власти в СССР, деятели литературы и искусства, трудящиеся? Что общего и в чем различие их подходов к этому термину?
2. Найти даты основных событий
-принятие Конституции СССР («победившего социализма»)
-выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)
-1-й съезд Союза писателей СССР
-перелет экипажа В.Чкалова через Северный полюс в Америку
-выход на экраны фильма «Александр Невский»
3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:
-А.М. Горький
-А.А. Жданов
-А.Н. Туполев
-М.И. Калинин
-С.М. Эйзенштейн
4.Выполнить задание:
-составьте таблицу, заполнив графы:
«предпосылки культурной революции»
«основные задачи культурной революции»
«социально-экономические результаты культурной революции»
«социально-экономические последствия культурной революции»
Вариант 5
1.Отработать понятия:
–Как Вы понимаете термин «враг народа», употреблявшееся в 30-егг.? Ваше отношение к этому термину?
-что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти», «командно-административная система»?
2. Найти даты основных событий
-убийство С.М. Кирова
-процесс над высшими руководителями Красной Армии
-Процесс по делу «Антисоветского правоцентристского блока»
-процесс по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра»
-первый Московский политический процесс по делу «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра»
3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:
-Г.Г. Ягода
-Н.И. Ежов
-А.Я. Вышинский
-И.В. Сталин
-Л.П. Берия
4.Выполнить задание:
-определить основные этапы внутрипартийной борьбы в ВКП(б) в 20-е гг.
Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.
Требования к объекту оценивания
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена
4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).
5) наличие ответов на все поставленные вопросы
Критерии оценки анализа документа или его фрагмента:
1) ответы должны быть четкими, не допускающими двусмысленности;
2) ответы должны опираться на содержание документа;
3) ответы должны быть внутренне не противоречивыми.
4) выводы в ответах должны опираться на информацию в документе и на собственном умении студента находить в тексте нужную информацию.
5) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).