Тема 10. СССР на пути форсированного строительства социализма

Цели: формирование компоненты НВ/Пр-10:

- иметь представление о тенденциях милитаризация жизни;

- понимать сущность тоталитарных систем;

- иметь научное представление об основных понятиях

Вопросы к теме:

1. Октябрьские события 1917 г. и первые шаги Советской власти.

2. Гражданская война в России: причины, этапы, основные события и итоги.

3. Положение в стране к моменту окончания гражданской войны. Причины перехода к новой экономической политике.

4. Социально-экономическое развитие страны, кризисы и итоги НЭПа.

Источники

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXII.

Архив Троцкого: Коммунистическая оппозиция в СССР (1923 – 1927): В 4 т. / Ред.-сост. Ю. Фельштинский. М., 1990.

Валентинов Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы ВСНХ во время НЭПа: Воспоминания. М., 1991.

Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927 – 1932. М., 1989.

Кронштадт. 1921 /Сост. В.П. Наумов, А.А. Косаковский. М., 1997.

Ленин В.И. Х съезд РКП(б): Доклад о замене разверстки натуральным налогом // Полн. собр. соч. Т. 43. С. 58 – 84.

Ленин В.И. Письмо к съезду // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 369 – 377.

О единстве партии. О замене продразверстки натуральным налогом: Резолюции Х съезда РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 334 – 337; 370 – 371.

Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1953.

Литература

Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. М., 1992.

Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. М., 1991.

Дэвис Р., Гатрелл П. От царизма к нэпу // Вопросы истории. 1992. № 8 и 9. С. 30 – 51.

Мау В.А. Реформы и догмы. М., 1993.

Нэп: приобретения и потери: Сб. статей / Под ред. В.П. Дмитриенко. М., 1994.

Осокина Е.А. Иерархия потребления: О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 – 1935 гг. М., 1993.

Плотников И.Ф. Крестьянские волнения и выступления на Урале в конце 20-х начале 30-х годов // Отечественная история. 1998. № 2. С. 74 – 92.

Содержание самостоятельной работы студента

Теоретический блок

Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-10:

- знать закономерность перехода к индустриальной модели развития общества, урбанизация;

- иметь представление о тенденциях милитаризации жизни;

- иметь научное представление об основных понятиях

Студенты, используя ресурсы поисковых систем интернета, выявляют основные события в истории Советского Союза в межвоенный период.

Практический блок

Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-10:

- знать закономерность перехода к индустриальной модели развития общества, урбанизация;

- иметь представление о тенденциях милитаризация жизни;

- понимать сущность тоталитарных систем;

- иметь научное представление об основных понятиях

Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки (1-й и 6-й – 1 вариант; 2-й и 7-й – 2 вариант; 3-й и 8-й – 3 вариант; 4-й и 9-й – 4 вариант; 5-й и 0-й – 5 вариант.

Вариант 1

1. Отработать понятия:

–Поясните как Вы понимаете понятия «автономия», «федерация», «конфедерация», «унитарное государство». На каких основаниях был построен в 1922 г. СССР? Кто предложил принципы построения многонационального государства?

2. Найти даты основных событий:

-процесс над правыми эсерами в Москве и судьба эсеровской партии в России

-депортация за пределы РСФСР виднейших представителей российской интеллигенции

-Образование СССР

-Смерть В.И. Ленина

-Избрание Генерального секретаря ЦК РКП(б)

3.Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:

-И.В. Сталин

-В.И. Ленин

-Ф.Э. Дзержинский

-Л.Б. Каменев

-В.В. Куйбышев

4.Выполнить задание:

-дайте краткие характеристики лидеров течений и групп в РКП(б)-ВКП(б) в 20-е гг.

Вариант 2

1.Отработать понятия:

–Как Вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Что понимали под этим термином власти СССР в 20-30-е гг.? Чем советская индустриализация отличалась от дореволюционной индустриализации (С.Л.Витте) и от западной?

2. Найти даты основных событий

-первая пятилетка

-вторая пятилетка

-XIV съезд ВКП(б). Принятие курса на индустриализацию.

-Строительство Днепрогэса

-Ввод в строй Челябинского тракторного завода

3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:

-В.И. Ленин

-М.Н. Тухачевский

-Г.К. Орджоникидзе

-Л.М. Каганович

-А.Г. Стаханов

4.Выполнить задание:

-составьте таблицу, заполнив графы:

«предпосылки индустриализации»

«основные задачи индустриализации»

«социально-экономические результаты индустриализации»

«социально-экономические последствия индустриализации»

Вариант 3

1.Отработать понятия:

–Как Вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизации» и «политики сплошной коллективизации»?

2. Найти даты основных событий

-постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»

-массовый голод в ряде регионов СССР

-XV съезд ВКП(б). Принятие курса на коллективизацию.

-годы сплошной коллективизации

-введение и отмена карточной системы распределения продуктов

3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:

-В.М. Молотов

-П. Морозов

-П. Ангелина

-Н.И. Бухарин

-М.А. Шолохов

4.Выполнить задание:

-составьте таблицу, заполнив графы:

«предпосылки коллективизации»

«основные задачи коллективизации»

«социально-экономические результаты коллективизации»

«социально-экономические последствия коллективизации»

Вариант 4

1. Отработать понятия:

–Как Вы понимаете сущность понятия «культурная революция»? Что вкладывали в это понятие представители власти в СССР, деятели литературы и искусства, трудящиеся? Что общего и в чем различие их подходов к этому термину?

2. Найти даты основных событий

-принятие Конституции СССР («победившего социализма»)

-выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)

-1-й съезд Союза писателей СССР

-перелет экипажа В.Чкалова через Северный полюс в Америку

-выход на экраны фильма «Александр Невский»

3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:

-А.М. Горький

-А.А. Жданов

-А.Н. Туполев

-М.И. Калинин

-С.М. Эйзенштейн

4.Выполнить задание:

-составьте таблицу, заполнив графы:

«предпосылки культурной революции»

«основные задачи культурной революции»

«социально-экономические результаты культурной революции»

«социально-экономические последствия культурной революции»

Вариант 5

1.Отработать понятия:

–Как Вы понимаете термин «враг народа», употреблявшееся в 30-егг.? Ваше отношение к этому термину?

-что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти», «командно-административная система»?

2. Найти даты основных событий

-убийство С.М. Кирова

-процесс над высшими руководителями Красной Армии

-Процесс по делу «Антисоветского правоцентристского блока»

-процесс по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра»

-первый Московский политический процесс по делу «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра»

3. Найти какую роль в событиях, указанных в задании 2 сыграли нижеперечисленные деятели:

-Г.Г. Ягода

-Н.И. Ежов

-А.Я. Вышинский

-И.В. Сталин

-Л.П. Берия

4.Выполнить задание:

-определить основные этапы внутрипартийной борьбы в ВКП(б) в 20-е гг.

Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.

Требования к объекту оценивания

1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы

2) сдача работы в указанный срок

3) работа должна быть оформлена

4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).

5) наличие ответов на все поставленные вопросы

Критерии оценки анализа документа или его фрагмента:

1) ответы должны быть четкими, не допускающими двусмысленности;

2) ответы должны опираться на содержание документа;

3) ответы должны быть внутренне не противоречивыми.

4) выводы в ответах должны опираться на информацию в документе и на собственном умении студента находить в тексте нужную информацию.

5) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).

Наши рекомендации