Тема 6. Россия в первой половине XIX в.
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-6:
- знать закономерности преемственности в историческом развитии страны и народов государства;
- иметь научное представление об основных понятиях
Вопросы к теме:
1. Отечественная война 1812 года.
2. Декабрьское вооруженное восстание и его последствия для судеб страны.
3. Общественная мысль в России в первой половине XIX в.
Доклад: «Проект реформ М.М. Сперанского».
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
Литература:
Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. М., 1989.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М., 1991.
Де Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч.: В 9 т. М., 1988 - 1989. Т. 4, 5,
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.
Мироненко СВ. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
Российские самодержцы. М., 1992.
Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб, 1992.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-6:
- знать закономерности преемственности в историческом развитии страны и народов государства;
- иметь научное представление об основных понятиях
Работа студента с электронными источниками. Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки.
1. Опираясь на сайт www.museum.ru/museum/1812, выясните: какое звание было у Кутузова в 1812 г?
2. Опираясь на сайт www.hronos.km.ru, выясните: была ли душевная депрессия у Александра I?
3. Опираясь на сайт www.rulex.ru, выясните: какой личностью был Александр I?
4. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из Указа о вольных хлебопашцах 1803 г. Ответьте на вопросы:
– какие крестьяне подлежали освобождению от крепостной зависимости?
- какой деятель вышел с таким предложением?
5. Опираясь на сайт www.museum.ru/museum/1812, выясните: чья армия была больше в начале войны 1812 г. французская или Александра I?
6. Откройте сайт www.peoples.ru/king/russia/alexadr_1 Сделайте выписки об Александре I. Что он был за личностью?
7. Откройте сайт www.vivovoco.rsl.ru Сделайте выписки из статьи Чулкова Г.И. Императоры: психологические портреты о Александре I. Что он был за личностью?
8. Опираясь на сайт www.museum.ru/museum/1812 , выясните: сколько польских, немецких и иных иностранных войск было в армии Наполеона в 1812 г?
9. Опираясь на сайт www.museum.ru/museum/1812 , сделайте вывод: какую награду получил М.И.Кутузов за Бородинское сражение?
Практический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-6:
- знать закономерности преемственности в историческом развитии страны и народов государства;
- иметь научное представление об основных понятиях
Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.
Требования к объекту оценивания
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена
4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).
5) наличие ответов на все поставленные вопросы
Критерии оценки анализа документа или его фрагмента:
1) ответы должны быть четкими, не допускающими двусмысленности;
2) ответы должны опираться на содержание документа;
3) ответы должны быть внутренне не противоречивыми.
4) выводы в ответах должны опираться на информацию в документе и на собственном умении студента находить в тексте нужную информацию.
5) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).
Тема 7. Эпоха буржуазных реформ в России.
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-7:
- знать закономерности неравномерности исторического развития в мире и в России;
- понимать сущность догоняющей модель развития России;
- понимать особенности реформирования сверху, при отсутствии объективных предпосылок реформирования снизу.
Вопросы к теме:
1. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы.
2. Содержание крестьянской реформы и ее осуществление. Основные итоги и последствия.
3. Земская, судебная, военная и другие реформы; их влияние на социально-экономическое и политическое развитие России.
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XV.
Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
Реформы Александра II.; М., 1998.
Литература
Великие реформы в России. 1856 – 1874. М., 1992.
Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России. М., 1974.
Леонтоевич В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995.
Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г. М., 1972.
Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991.
Российские самодержцы (1801 – 1917) / Отв. ред. А.П. Корелин. М., 1993.
Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978.
Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-7:
- знать закономерности неравномерности исторического развития в мире и в России;
- понимать сущность догоняющей модель развития России;
- понимать особенности реформирования сверху, при отсутствии объективных предпосылок реформирования снизу;
- иметь научное представление основные понятия:
Работа студента с электронными источниками. Изучить материалы сайтов: hist.msu.ru (электронная библиотека); hronos.km.ru; cultinfo.ru и др., касающиеся проблем реформ второй половины XIX в.
Практический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-7:
- понимать сущность догоняющей модель развития России;
- понимать особенности реформирования сверху, при отсутствии объективных предпосылок реформирования снизу;
- иметь научное представление об основных понятиях
Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки (1-й и 6-й – 1 вариант; 2-й и 7-й – 2 вариант; 3-й и 8-й – 3 вариант; 4-й и 9-й – 4 вариант; 5-й и 0-й – 5 вариант.
1.Крестьянская реформа
2. Судебная реформа
3. Реформа образования
4. Реформа местного самоуправления (Земская и городская реформы)
5. Военная реформа
Составить аналитическую записку в форме эссе, в которой отразить:
- время проведения реформы
-сущность преобразований
-сильные и слабые стороны реформ
-итоги реформ и Ваши оценки
-что, на Ваш взгляд, можно было сделать лучше и каким образом?
Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.
Требования к объекту оценивания
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена
4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).
5) наличие ответов на все поставленные вопросы
Критерии оценки анализа документа или его фрагмента:
1) ответы должны быть четкими, не допускающими двусмысленности;
2) ответы должны опираться на содержание документа;
3) ответы должны быть внутренне не противоречивыми.
4) выводы в ответах должны опираться на информацию в документе и на собственном умении студента находить в тексте нужную информацию.
5) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).
Тема 8. Россия в 1917 г.
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-8:
- знать закономерности неравномерности и конфликтности мирового развития
- уметь оценивать исторический опыт реформирования;
- иметь научное представление об основных понятиях
Вопросы к теме:
1. Падение монархии. Формирование Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
2. Временное правительство и политические партии от февраля до октября.
3. Подготовка и осуществление вооруженного восстания в октябре. Причины победы большевиков и борьба за власть.
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. ХХ.
Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата: Пер. с англ. 2-е изд. М., 1991.
Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993.
Ленин В.И. Марксизм и воспитание // Полн. Собр. Соч. Т. 34.
Отречение Николая II: Сборник. М., 1990.
Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей: Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка /Сост. Д.С. Анин. М., 1991.
Октябрьская революция: Мемуары. М., 1991.
Октябрьская революция перед судом американских сенаторов: Офиц. отчет «Оверменской комиссии» сената: Пер. с англ. М., 1990.
Программные документы политических партий и организаций. Хрестоматия для изучающих политическую историю ХХ века. М., 1990.
Литература
Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.
Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.
Васецкий Н.А. Троцкий: опыт политической биографии. М., 1992.
Вернадский Г.В. Ленин – красный диктатор: Пер. с англ. М., 1998.
Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: Теория, история, современность. М., 1987.
Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
Милюков П.Н. История второй русской революции. М., 2001.
Пайпс Р. Русская революция. Часть вторая: Пер. с англ. М., 1994.
Содержание самостоятельной работы студента