Коммунистическая идеология.
Источники: Т.Мор, Н. Кампанелла, фр. просветители (Сен-Симон, Фурье), Р. Оуэн. Идеи:
а) классовая борьба (пролетарии против буржуазии)
б) классовая борьба ведет неизбежно к социальной революции
в) установление диктатуры пролетариата
г) ликвидация частной собственности и установление общенародной формы собственности – основа социального равенства и справедливости.
Даль: коммунизм – право каждого на чужое.
Раскол в 1903 г. на II съезде РСДП на большевиков и меньшевиков. Цели и задачи и у социал-демократов, и у коммунистов одни и те же – построение демократического социализма, пути достижения же различны. Если коммунисты шли коренным путем (революционно), то социал-демократы идут эволюционным путем.
Родоначальник западной социал-демократии – Э.Бернштейн, затем развивал Хауцкий. Худшими врагами коммунистов до 30-ых XX века считались именно социал-демократы. Термин социал-демократия введен в конце 19 в., когда в Европе начали возникать массовые партии. 1864 г. – создание первого Интернационала. На практике социал-демократы и коммунисты размежевались в годы первой мировой войны. В 1951 г. создан социалистический Интернационал (Коминтерн существовал с 1918 по 1943 г.г.). Численность социал-демократических партий превышает 20 млн человек. Голосуют за социал-демократов свыше 80 млн человек. В 30 странах мира они входят в состав правительства или формируют его (Швеция, Австрия, Греция, некоторые постсоветские страны). Основная доктрина западной С.-Д. – модель демократического социализма:
1. В политической сфере:
а) гарантированное право на частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства
б) всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены правительства и власти мирным путем
в) наличие многопартийной системы и права на оппозицию
г) гарантия прав личности, национальных меньшинств
д) существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона
2. В экономической программе (претерпела значительные изменения по сравнению с 19 в.):
а) сначала преобладало планирование в государственной форме собственности, затем перешли к плюрализации форм собственности, отказались от огосударствления собственности (сдвигаются «вправо»)
б) существуют следующие формы собственности: государственная (транспорт, сырье, энергетика, природные ресурсы, военный комплекс), кооперативная, частная (земля, недвижимость). Все формы собственности равноправны.
в) определенную и значительную роль играет рынок, хотя есть и планирование
г) перераспределение доходов (70-80% налог – до войны, сейчас 45-47% от доходов - государству)
3. Социальная программа самая сильная и мощная. Расходы на здравоохранение, образование, пособия, пенсии. Цель – государство всеобщего благоденствия, борьба за высокий уровень жизни для всего общества. Пенсия выплачивается всем, здравоохранение практически бесплатное, бесплатный проезд для детей (Швеция, Финляндия, Норвегия).
4. Международная программа: во внешней политике часто выступают против США.
Либералы и консерваторы – идеология богатых, правых, но в последнее время «левеют». Социал-демократы постепенно «правеют». Мир сближается («теория конвергенции»).
38. Политическая коммуникация: понятия, структура, функции и средства.
До середины 50-х XX в. под коммуникацией понимали сети железных дорог, проложенные мосты, почтовая служба, телефон, телеграф. Коммуникации(К.) – связи не только между неодушевленными предметами, но и между людьми – сфера взаимоотношений между большими сферами людей по поводу политической власти.
Массовые коммуникации – особые учреждения, создаваемые для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Это непрерывный, постоянный, всеохватывающий процесс. Сегодня располагают огромными возможностями. Массовые К. – неотъемлемая часть ПСО. П/коммуникации для ПСО – кровообращение для человека. Массовые политические коммуникации имеют свою структуру – совокупность связей и отношений, что формируются вокруг того или иного источника информации, связанного с решением определенных политических задач.
Структура массовой политической коммуникации:
1. Официальные политические коммуникации:
а) государственные институты, представленные информационными отделами, их руководителями, пресс-службами
б) государственные средства массовой информации
в) оппозиционные движения
г) негосударственные СМИ (средства информации оппозиции)
д) зарубежные СМИ
2. Неофициальные политические коммуникации:
а) межличностные неформальные контакты и действия по политическим вопросам (митинги, собрания, стихийно возникшая дискуссия в троллейбусе, магазине, спортивные соревнования)
б) наука и ее достижения, открытия, достижения в культуре
Эффективность политической коммуникации зависит от ряда условий:
1) наличие не менее двух участников информационного процесса (отправитель информации – коммутатор, получатель информации - реципиент)
2) осознание реципиентом полученной информации
3) масштабность политической коммуникации, т.е. ее всеохватывающий характер.
Функции политических коммуникаций:
1) информационная – распространение в обществе необходимых знаний о ПСО, государственном устройстве, политических процессах, о внутренней и внешней жизни государства. Информация распространяется двумя основными способами: а) словесно (вербально) – через СМИ, на митингах, через книги б) не вербально (мимика, жесты, движения головой, руками)
2) функция социализации – удовлетворяет потребность общества в информации, налаживании и углублении контактов, выработку у граждан необходимых норм политического поведения
3) регулятивная – выработка оптимального механизма взаимодействия между элементами ПСО, между государством и гражданским обществом. Главную роль играет идеология, право.
4) контактная – исходит из необходимости человека, получившего информацию, как реципиент, поделиться ею с другими.
Массовые политические коммуникации располагают определенными средствами для реализации своих функций:
1) различные государственные и общественные институты, политические партии, партийные системы, организации и движения, корпорации
2) системы массовой информации
3) неформальные каналы (многоликие, разнообразные – политические анекдоты, частушки, различные слухи и сплетни, граффити). Часто имеют более сильное влияние, чем формальные.
39. СМИ – главный канал массовых политических коммуникаций.
СМИ (масс-медиа) – совокупность предприятий, учреждение и организаций, созданный для открытой передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария. Наиболее значимые СМИ: массовые справочники, пресса, радио, ТВ, кино-, видео-, звукозапись, Интернет.
СМИ – не только канал коммуникаций, но и их составная часть (самая активная). СМИ – четвертая власть. Первые институты политической социализации – семья, церковь, образование. Наиболее важное средство СМИ – телевидение.
Отличительные черты СМИ:
1) публичность
2) наличие специальных технических приборов, аппаратуры
3) непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров
4) однонаправленность, взаимодействие от коммуникатора к реципиенту, невозможность подмены их ролей
5) непостоянный дисперсный характер их аудитории
6) инициировать уголовные процессы по поднятым журналистским проблемам (могут привлечь человека к ответственности, сделать его нетерпимым и т.д.)
В демократических государствах присутствует рациональный аспект воздействия на разум человека (состязательность, борьба), в недемократических – иррациональный (эмоциональный) аспект воздействия (на чувства людей)
Функции СМИ:
1) информационная – иметь важную информацию значит иметь власть, иметь возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре – значит иметь двойную и даже тройную власть.
2) функция социализации
3) регулятивная функция
4) функция политической манипуляции – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их к действию или бездействию вопреки их собственным интересам (наклеивание ярлыков и т.д.)
5) воспитательно-образовательная – подбор формы передачи информации
6) функция защиты общества от власти – не обслуживать власть, а защищать от нее
7) критика и контроль – основана на авторитете общественного мнения
8) познавательная, культурно-воспитательная
СМИ: а) печатные (газеты, журналы, листовки, плакаты) б) электронные (радио, ТВ, Интернет).