Организация и осуществление ведомственного контроля в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»
Согласно Указу утвержден прилагаемый к нему перечень госорганов, госорганизаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль. Указ установил, что правосубъекты из данного перечня в пределах своих полномочий и в определенных законодательством случаях осуществляют контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав организациями, в т. ч. их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами. В соответствующих контролирующих органах субъектов возможно создание ведомственных контрольных служб для этих целей (но можно и без них на усмотрение руководителя контролирующего органа). Плановая проверка одной подведомственной организации (ПО) может проводится не чаще 1 раза в 2 года независимо от количества уполномоченных контролирующих органов. Основные задачи контролирующих органов: контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой ПО; своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства; принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества ПО; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности ПО. Функции контролирующих органов: организация и проведение плановых проверок ПО, внеплановых проверок ПО по поручению органов уголовного преследования и судов, камеральных проверок, мониторинг деятельности ПО; методологическая помощь ПО с целью повышения эффективности их деятельности; контроль за ведением учета и анализа проверок со стороны ПО; проверка ПО на осуществление деятельности по совершенствованию законодательства; координация деятельности ПО. Важнейшие решения по деятельности контрольных органов принимаются руководителем контролирующего органа. Могут проводиться встречные проверки контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта. Указ возложил на: 1.Министерство финансов – контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций; 2) Национальный банк, Национальную академию наук Беларуси, Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный статистический комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Государственную службу медицинских судебных экспертиз, Национальную государственную телерадиокомпанию, местные исполнительные и распорядительные органы – контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности в соответствии с их компетенцией; 3) Министерство образования – координацию деятельности в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для осуществления ведомственного контроля, включая организацию обучения, определение перечня соответствующих учреждений образования, их научно-методическое и кадровое обеспечение.
2. Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Стадии дисциплинарного производства
ДО как разновидность юридической ответственности возлагается на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. ДО делится на общую и специальную. Общая ДО применяется ко всем без исключения работникам. Специальная ДО регулируется отдельными законами и положениями о службе. Основание для ДО: неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Виды ДО госслужащих: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе госслужащего на срок до 6 месяцев, увольнение с занимаемой должности в соответствии с законодательством. Два признака ДО: 1. совершение служебным лицом дисциплинарного проступка; 2. отношения подчиненности лица, на которое налагается ДО, и лица, которое налагает ДО. Перед вынесением ДО проводят служебную проверку с целью уточнения обстоятельств дела. Проверку проводят по решению представителя нанимателя либо по письменному заявлению гражданского госслужащего. Проведение проверки поручают подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров при участии юридического подразделения госоргана, а также профсоюзного органа данного госоргана. По результатам проверки составляется письменное заключение, на основании чего решается, налагать ли ДО. ДО применяется сразу после обнаружения проступка, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения и не может применяться позднее 6 месяцев, а по результатам аудиторской проверки – не позднее 2 лет со дня совершения проступка. День обнаружения проступка – это день, когда о нем узнал руководитель. Меру дисциплинарного взыскания выбирает руководитель соответствующего госоргана. При выборе меры должны учитываться тяжесть проступка, обстоятельства его совершения, предшествующая служба и поведение госслужащего. Госслужащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам госоргана или в суд. Если в течение года госслужащий повторно не подвергается дисциплинарному взысканию, то прежнее взыскание аннулируется.
БИЛЕТ №23