Источники доказательств в административном праве

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств.

Доказательства - фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. Отсюда вытекает и их назначение - быть средством установления истины в делах, влекущих применение правовых санкций. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют правовой характер, что в свою очередь означает:

1. только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств в производстве, которые получены в установленном законом порядке и предусмотренными способами;

2. только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств, которые законодатель допускает к использованию в качестве таковых;

3. только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств по конкретному административному делу, которые имеют значение для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения этого дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденных в установленном порядке в качестве измерительных приборов, иными документами.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

Если при рассмотрении дела уполномоченный орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.


БИЛЕТ №15

1. Республиканские министерства: компетенция, виды.

Министерства и иные республиканские органы государственного управления.

Ведущая роль в осуществлении управления в сфере народного хозяйства принадлежит министерствам, государственным комитетам и комитетам при Совете Министров РБ. МинистерствоРеспублики Беларусь - республиканский орган государственного управления Республики Беларусь (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь. Каждое министерство осуществляет руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Руководитель министерства – министр – входит в состав Правительства, осуществляет свою деятельность на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций. В структуре министерств могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.Государственный комитет Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления Республики Беларусь, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности. Практически все государственные комитеты обладают равным статусом и на основе коллегиальности осуществляют свою управленческую деятельность. Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами. Комитет при Совете МинистровРеспублики Беларусь - республиканский орган государственного управления реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь, а комитеты, департаменты министерств также и перед соответствующим министерством за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подчиненных им предприятий, организаций, учреждений и объединений. Перечень этих органов конкретно определен Указом Президента РБ от 24.09.2001г. "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусью". Министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться и исключительно Президенту Республики Беларусь. Республиканские органы государственного управления являются юридическими лицами. Министерства и государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Беларусь. В министерствах (других республиканских органах государственного управления), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, создаются коллегии, в состав которых входят министры (руководители республиканских органов государственного управления) и их заместители по должности, а также иные работники соответствующих отраслей экономики или сфер управления. В состав коллегий могут включаться работники подведомственных предприятий, организаций, учреждений, объединений. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей экономики или сфер управления, обсуждают иные вопросы деятельности министерств (других республиканских органов государственного управления), подведомственных им предприятий, организаций, объединений и учреждений. Решения коллегий проводятся в жизнь приказами министров (руководителей республиканских органов государственного управления). Полномочия, задачи каждого из министерств, а также иных республиканских исполнительных органов власти определяются соответствующими правовыми актами, в большинстве случаев положениями о них.





2. Общая характеристика системы образования. Контроль и надзор в сфере образования

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В соответствии со ст. 49 Конституции РБ каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственных учебных учреждениях. Кроме Конституции правовую основу сферы образования составляют Кодекс РБ об образовании и иные акты законод-ва, в т.ч. и международные акты (Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы; Меморандум о сотрудничестве между РБ и ООН по вопросам образования, науки и культуры и др.). Есть очная и заочная формы получения образования, обучение по индивидуальным планам. Действуют единые образовательные стандарты в пределах образовательного уровня. Образование делят на основное, дополнительное и специальное. Республиканским органом госуправления образованием является Министерство образования РБ. Некоторые задачи в деятельности Минобразования: разработка и обеспечение реализации госполитики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними; проведение госуд. молодежной политики; осуществление госконтроля за функционированием системы образования и др. Минобразования возглавляет Министр образования РБ (назнач. и освобожд. от должн. Президентом РБ), имеющий заместителей. В структуру Минобразования входят департамент контроля качества образования, управления и отделы. В Минобразования создается коллегия (Министр образования + его заместители + руководители департаментов + ведущие специалисты министерств отрасли). При Минобразования могут создаваться советы по направлениям деятельности. Также есть управления и отделы образования местных исполкомов. Управление образования облисполкома образуется облисполкомом и подчиняется ему (при этом входя в систему Минобразования). Управлениям подчиняются отделы образования райисполкомов и горисполкомов. В организационном и учебно-методическом подчинении управления образования находятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, детские интернатные учреждения всех типов и др. Напоминаю еще раз, что отделы действуют в пределах райисполкомов, горисполкомов, местной администрации районов в городах и местной администрации г. Минска. Цели и задачи стандартные. Отдел возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности распоряжением председателя рай-или горисполкома по согласованию с управлением образования облисполкома. У заведующего отделом есть заместители. Внутри отдела создается совет по решению вопросов развития образования на подведомственной территории, полномочный собираться не реже 1 раза в 2 месяца, его решения оформляются приказами заведующего отделом.


БИЛЕТ №16

Понятие компетенции органа управления. Компетенция Министерства юстиции Республики Беларусь.

Компетенция органа управления — определяемые Конституцией РБ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. К.о.у. предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение К.о.у. юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.

Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе:

- в сфере исполнения уголовных наказаний;

- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

- правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Наши рекомендации