Понятие, особенности и виды административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.
БИЛЕТ №1
Понятие, особенности и виды административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, элементом более широкой правовой категории, именуемой «правовое положение», или «правовой статус» гражданина. С другой стороны, он является частью такого важного правового явления, как «правовой статус личности». Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.
Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность, то есть способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере, является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина.
Административная дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правой сфере, также связана с возрастом и в ряде случаев с состоянием здоровья (наличием психического расстройства, вследствие которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.
Административная деликтоспособность граждан наступает при достижении ими 16 лет. Именно с этим возрастом КоАП Республики Беларусь связывает возможность привлечения к административной ответственности.
Виды административно-правовых статусов граждан:
1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);
3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей
Структура нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к актам управления.
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
В административно-правовой литературе, можно выделить три основные группы требований:
1. Общие требования законности, которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как они создаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства. Конкретно они заключаются в следующем:
· правовой акт управления должен быть издан в соответствии с законом и его целями полномочным органом управления и в пределах его компетенции;
· акт управления не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений;
· акт управления должен приниматься в строго установленном порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами либо прямо вытекающем из структуры органа управления;
· акт управления должен быть юридически обоснован, т. е. в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;
· акт управления должен быть издан с соблюдением формы (официальное наименование акта), установленной Конституцией, текущими законами или иными правовыми актами, т. е. с отражающим сущность заголовком, с соответствующими реквизитами, подписями, с указанием места и времени принятия, исполнителями, контроля за исполнением и т. д.
2. Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения:
· некоторые акты могут быть изданы лишь в определенный срок.;
· многие акты издаются после предварительного согласования с другими государственными органами, заинтересованными сторонами, с предшествующим получением заключений компетентных органов;
· отдельные акты могут издаваться лишь по отношению к лицам, достигшим определенного возраста (например, постановление о применении административного взыскания к нарушителям, достигшим 16-летнего возраста);
· в отдельных случаях акты управления могут издаваться лишь при наличии оснований в виде других правовых актов.
3. Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство.
Акт управления должен быть написан кратко, четко, доступным для понимания языком; в нем не должны быть положения, не имеющие к нему прямого отношения или допускающие двусмысленные толкования. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл.
Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты – особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть оформлены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов, печатей.
Таковы основные требования, предъявляемые к актам управления. Если они нарушаются при издании актов, то в зависимости от степени и характера нарушения акты управления становятся дефектными. Такие акты принято подразделять на оспоримые и ничтожные.
БИЛЕТ №2
Билет № 5
Таким образом, особенности предмета административного права обусловливают специфику его метода правового регулирования. Административное право предусматривает, как правило, юридическое неравенство субъектов правоотношения, подчинение одного субъекта правоотношения другому.
БИЛЕТ №6
БИЛЕТ №8
БИЛЕТ №10
1. Порядок образования общественных объединений
Согласно Закону РБ "Об общественных объединениях" от 4 октября 1994 г. общественное объединение - это добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей. Союз (ассоциация) общ. объединений – это добровольное объединение общ.объединений, создаваемое для координации их деятельности по достижению общих уставных целей, представления и защиты общих законных интересов. Общ. объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности, равноправия и гласности.
Общ. объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их Уставов. Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Минюстом РБ.
Для госрегистрации общ.объединения, союза в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания в Минюст, главные управления юстиции областного, Минского городского исполкома представляются сведения:
а) заявление о госрегистрации общ. объединения, союза, подписанное руководителем общ. объединения, союза либо иным уполномоченным лицом;
б) устав общ. объединения, союза в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;
в) протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания;
г) платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины;
д) для общ. объединения – список учредителей общ. объединения, в котором указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей.
е) международным общ. объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах). При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков РБ;
ж) заявление гражданина (в случае его смерти – заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общ. объединения, союза имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения);
з) документ, подтверждающий наличие юридического адреса общ. объединения, союза;
и) документ об оплате за сообщение о регистрации общ. объединения в приложении к юридическому научно-практич. журналу «Юстиция Беларуси».
Заявления о госрегистрации общ. объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков рассматриваются соответствующим регистрирующим органом в месячный срок со дня их поступления.
По результатам рассмотрения документов, представленных для госрегистрации, соответствующий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:
а) о госрегистрации общ. объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков;
б) об отказе в госрегистрации общ. объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков.
Записи о госрегистрации общ. объединения, союза вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим регистрирующим органом в день принятия решения о госрегистрации. Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о госрегистрации выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах госстатистики, органах Фонда соцзащиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, регистрацию в «Белгосстрах». Зарегистрированным общ. объединению, союзу выдаются свидетельства о госрегистрации общ. объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков и 1 экземпляр устава общ. объединения, союза, на котором делается отметка о госрегистрации этого общ. объединения, союза.
БИЛЕТ № 11
БИЛЕТ №12
БИЛЕТ №13
Понятие должностного лица.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций.
Они делятся на:
1. должностных лиц;
2. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);
3. вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов - начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь).
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти - это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).
БИЛЕТ 14
БИЛЕТ №15
1. Республиканские министерства: компетенция, виды.
Министерства и иные республиканские органы государственного управления.
Ведущая роль в осуществлении управления в сфере народного хозяйства принадлежит министерствам, государственным комитетам и комитетам при Совете Министров РБ. МинистерствоРеспублики Беларусь - республиканский орган государственного управления Республики Беларусь (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь. Каждое министерство осуществляет руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Руководитель министерства – министр – входит в состав Правительства, осуществляет свою деятельность на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций. В структуре министерств могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.Государственный комитет Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления Республики Беларусь, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности. Практически все государственные комитеты обладают равным статусом и на основе коллегиальности осуществляют свою управленческую деятельность. Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами. Комитет при Совете МинистровРеспублики Беларусь - республиканский орган государственного управления реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь, а комитеты, департаменты министерств также и перед соответствующим министерством за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подчиненных им предприятий, организаций, учреждений и объединений. Перечень этих органов конкретно определен Указом Президента РБ от 24.09.2001г. "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусью". Министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться и исключительно Президенту Республики Беларусь. Республиканские органы государственного управления являются юридическими лицами. Министерства и государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Беларусь. В министерствах (других республиканских органах государственного управления), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, создаются коллегии, в состав которых входят министры (руководители республиканских органов государственного управления) и их заместители по должности, а также иные работники соответствующих отраслей экономики или сфер управления. В состав коллегий могут включаться работники подведомственных предприятий, организаций, учреждений, объединений. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей экономики или сфер управления, обсуждают иные вопросы деятельности министерств (других республиканских органов государственного управления), подведомственных им предприятий, организаций, объединений и учреждений. Решения коллегий проводятся в жизнь приказами министров (руководителей республиканских органов государственного управления). Полномочия, задачи каждого из министерств, а также иных республиканских исполнительных органов власти определяются соответствующими правовыми актами, в большинстве случаев положениями о них.
2. Общая характеристика системы образования. Контроль и надзор в сфере образования
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В соответствии со ст. 49 Конституции РБ каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственных учебных учреждениях. Кроме Конституции правовую основу сферы образования составляют Кодекс РБ об образовании и иные акты законод-ва, в т.ч. и международные акты (Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы; Меморандум о сотрудничестве между РБ и ООН по вопросам образования, науки и культуры и др.). Есть очная и заочная формы получения образования, обучение по индивидуальным планам. Действуют единые образовательные стандарты в пределах образовательного уровня. Образование делят на основное, дополнительное и специальное. Республиканским органом госуправления образованием является Министерство образования РБ. Некоторые задачи в деятельности Минобразования: разработка и обеспечение реализации госполитики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними; проведение госуд. молодежной политики; осуществление госконтроля за функционированием системы образования и др. Минобразования возглавляет Министр образования РБ (назнач. и освобожд. от должн. Президентом РБ), имеющий заместителей. В структуру Минобразования входят департамент контроля качества образования, управления и отделы. В Минобразования создается коллегия (Министр образования + его заместители + руководители департаментов + ведущие специалисты министерств отрасли). При Минобразования могут создаваться советы по направлениям деятельности. Также есть управления и отделы образования местных исполкомов. Управление образования облисполкома образуется облисполкомом и подчиняется ему (при этом входя в систему Минобразования). Управлениям подчиняются отделы образования райисполкомов и горисполкомов. В организационном и учебно-методическом подчинении управления образования находятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, детские интернатные учреждения всех типов и др. Напоминаю еще раз, что отделы действуют в пределах райисполкомов, горисполкомов, местной администрации районов в городах и местной администрации г. Минска. Цели и задачи стандартные. Отдел возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности распоряжением председателя рай-или горисполкома по согласованию с управлением образования облисполкома. У заведующего отделом есть заместители. Внутри отдела создается совет по решению вопросов развития образования на подведомственной территории, полномочный собираться не реже 1 раза в 2 месяца, его решения оформляются приказами заведующего отделом.
БИЛЕТ №16
Понятие компетенции органа управления. Компетенция Министерства юстиции Республики Беларусь.
Компетенция органа управления — определяемые Конституцией РБ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. К.о.у. предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение К.о.у. юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе:
- в сфере исполнения уголовных наказаний;
- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
- правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
БИЛЕТ №18
БИЛЕТ №19
БИЛЕТ № 20
БИЛЕТ №21
БИЛЕТ №23
БИЛЕТ №24
БИЛЕТ №25
Министерство внутренних дел: компетенция, структура и основные направления деятельности
МВД РБ – это республиканский орган госуправления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, и осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охрану общественного правопорядка, обеспечение общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других органов госуправления. Правовая основа деятельности органов внутренних дел РБ: Законы РБ об органах внутренних дел, о государственной охране, о дорожном движении и другие. МВД возглавляет Министр внутренних дел (назнач. и освоб. от должн Президентом РБ и несет персон. отв-ть за выполнение задач, возлож. на МВД). Министр непосредственно подчиняется Президенту, а по некоторым вопросам и Премьер-министру РБ. Министр имеет заместителей. В структуру органов внутренних дел входят: главное управление криминальной милиции, управление уголовного розыска, управление по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов, управление по борьбе с экономическими преступлениями, нац. центр. бюро Интерпола в РБ, департамент охраны, главное управление по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, бюро паспортизации населения, департамент по гражданству и миграции, гл. управление командующего внутр. войсками, управление ГАИ МВД и др. Направления деятельности: принятие мер по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности; организация мероприятий по профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений; розыск лиц совершивших преступления; организация исполнения и отбывания наказаний, админ. взысканий и др.
БИЛЕТ №26
БИЛЕТ №27
1. Порядок подготовки проектов нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления
Законодательной основой при подготовке и принятии НПА органов публичной администрации является Закон РБ "О НПА". Основные стадии: 1. подготовка проекта акта; 2. рассмотрение проекта; 3. принятие акта; 4. доведение акта до исполнителей. Процесс принятия индивидуальных актов управления может быть упрощен в сравнении с этим перечнем. Подготовка проекта правового акта включает: рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта; сбор необходимых материалов и информации; разработка концепции проекта; составление текста проекта; согласование проекта; проведение юридической и других экспертиз. Если проект акта готовится сразу несколькими органами одновременно, то ответственным за его окончательную подготовку ложится на тот орган (организацию), который указан первым в поручении вышестоящего госоргана, адресованного данным органам. Подготовка проекта акта управления включает проверку его соответствия законам и актам вышестоящих органов (иногда проекты актов посылаются на заключения специалистов в научные и финансовые учреждения). Рассмотрение проекта и принятие акта зависит от вида и структуры принимающего акт учреждения. Например, в коллегиальных органах формой обсуждения проекта акта является заседание (обсуждение обычно проводится и во время и до заседания). Для коллегиального обсуждения необходим кворум членов коллегиального органа (устанавливается Положением о конкретном коллегиальном органе). Решение о принятии акта принимается большинством. Также проводится дополнительное согласование проекта акта с заинтересованными органами (например, финансовыми), юридической службой. Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта НПА может принять решения: а) одобрить проект и принять (издать) НПА; б) отклонить проект с указанием мотивов и причин; в) отложить принятие проекта на определенный срок; г) возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений. НПА принимается уполномоченным органом (должностным лицом) с соблюдением процедуры согласно закону на белорусском и (или) русском языках. Затем обязательно следует подписание акта уполномоченными лицами. Доведение НПА до сведения исполнителей: рассылка исполнителям, опубликование в печати, транслирование по радио, телевидению и через ИНТЕРНЕТ. Для особо важных НПА – официальное опубликование в утвержденных законодательством СМИ.
БИЛЕТ №28
1. Запреты и ограничения в системе государственной службы
Запреты и ограничения в деятельности госслужащего: служащие госаппарата не имеют права на: 1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью госоргана, служащим которого он является; 2) принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; 3) занимать другие госдолжности, за исключением некоторых случаев; 4) принимать участие в забастовках; 5) заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики в соответствии с законодательством; 6) выполнять работы по совместительству, кроме работы в госорганизациях в рамках законодательства о труде; 7) использовать служебное положение в интересах политпартий, религиозных организаций, иных юр. лиц, граждан, если это противоречит интересам госслужбы; 8) принимать от юр. и физ. лиц любые не предусмотренные законом вознаграждения, включая подарки в связи с исполнением служебных обязанностей, кроме сувениров. Если сувениры стоят дороже, чем установлено Правительством, то они изымаются в доход государства; 9) пользоваться в личных целях бесплатными услугами физ. и юр. лиц, оказанными ими в связи с исполнением служащим своих служебных обязанностей; 10) использовать во внеслужебных целях служебную тайну, а также средства матер.-технич. и др. обеспечения; 11) иметь счета в иностранных банках, за исключением выполнения госфункций в других странах; 12) принимать без согласия Президента госнаграды иностранных государств; 13) вести себя аморально, подрывая авторитет госслужбы и государства в целом.
БИЛЕТ №29
БИЛЕТ №30
1. Локальные (местные) акты органов государственного управления: требования к их содержанию, структура
1. Издается руководством органа, действующего на основе единоначалия;
2. Должен отражать основные цели управления на конкретном участке;
3. Не воспроизводит ранее принятые решения и не противоречит им;
4. Строго соответствует законодательству;
5. Должен быть своевременным;
6. Должен быть обоснованным, т.е. содержать глубокую и верную оценку ситуации (информационная часть) и точное определение целей, средств и сроков их достижения установление конкретных исполнителей (распорядительная часть);
7. Необходимо обеспечить правильное соотношение между информационной и распорядительной частями акта.
БИЛЕТ №31
БИЛЕТ №1
Понятие, особенности и виды административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, элементом более широкой правовой категории, именуемой «правовое положение», или «правовой статус» гражданина. С другой стороны, он является частью такого важного правового явления, как «правовой статус личности». Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.
Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность, то есть способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере, является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина.
Административная дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правой сфере, также связана с возрастом и в ряде случаев с состоянием здоровья (наличием психического расстройства, вследствие которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.
Административная деликтоспособность граждан наступает при достижении ими 16 лет. Именно с этим возрастом КоАП Республики Беларусь связывает возможность привлечения к административной ответственности.
Виды административно-правовых статусов граждан:
1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);
3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей
Структура нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к актам управления.
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
В административно-правовой литературе, можно выделить три основные группы требований:
1. Общие требования законности, которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как они создаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства. Конкретно они заключаются в следующем:
· правовой акт управления должен быть издан в соответствии с законом и его целями полномочным органом управления и в пределах его компетенции;
· акт управления не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений;
· акт управления должен приниматься в строго установленном поря