Этнический «россиянин» в поисках Родины
РУССКАЯ идея не потому нехороша для Чубайса, что она не хороша, а потому, что она – русская. Адепт «россиянства», он везде по ходу книги ставит слово «россияне», «российский» там, где по смыслу должны стоять слова «русские», «русский». И сам попадает в собственную ловушку.
Даже анализируя дух русских пословиц, которые он цитирует по книге В.Даля с более чем характерным названием «Пословицы русского (!) народа» (само это название наш историософ, конечно же, стыдливо опускает), Чубайс пускается в рассуждения о «мировидении россиян», о том, «что же означало для россиян православие» (27), об отношении «россиян к земле и земледелию» - все это для того, чтобы, наконец, сделать вывод: «Многомиллионное коренное население России (еще один эвфемизм, образец изворотливости! – А.С.) выражает себя в целостном, непротиворечивом… наборе суждений. Анализ поговорок обнаруживает существование единой российской общности» (31). Бедный Даль вращается в гробу, как пропеллер, от такого извращения! Но Чубайс, который если и хотел бы, все равно не может «примазаться» к русскому народу, не в силах перешагнуть через себя: нет русских, есть россияне, которых он задним числом производит в высокий ранг «наших далеких предков» (35)…
И вот он пишет, рассуждая об истории этих самых, якобы общих у нас с ним, «наших предков»: «До сих пор, кажется, еще никто ясно и четко не сказал, что нынешняя Россия – это третье российское государство на нашей территории. Та Русь-Россия, что существовала с VIII до начала XX века, принципиально отличается от иного российского государства, имевшего не только другое название – СССР – и другие символы… В Российской Империи ключевые ценности выражались понятием Русская идея. Нынешнее государство – третье в отечественной истории – Россия - Российская Федерация начало формироваться с 1991 года в результате распада СССР. Идейно-мировоззренческий статус этого государства является предметом острой политической борьбы, и по сей день он четко и однозначно не определен… Здесь не действует прежняя конституция, не существует власти советов и советско-коммунистической символики, нет правящей КПСС и нет коммунистической идеологии. Значит, новая Россия не равняется ни РСФСР, ни уменьшенной СССР. Но нынешняя Россия не является, и это очевидно, прямым продолжением Российской Империи хотя бы потому, что мы не живем в православной самодежавной монархии”.
Для нас-то, русских, ясно, что наша современная Родина – не российское, а русское государство, и не третье, а, как минимум, пятое: Киевская Русь – Московское царство – Российская империя – СССР – Россия. Преемственность (для нас) видна тут самая прямая: ибо Россия на всем протяжении своей государственной истории едина как государство русского народа. Именно и только в этом единственный смысл ее развития как единого целого во всех своих фазах. Перейдя в XVIII веке из фазы русского национального государства в фазу империи, мы через триста лет вновь возвращаемся в свое национальное государство в конце ХХ века, хотя и в гораздо более широких границах.
Для Чубайса такая преемственность органически неприем-лема. Именно поэтому он и ведет исчисление истории с имперского периода (при этом подложно удлинняя его на тысячу лет), когда в состав населения начинают входить многие народы, в том числе евреи.
Именно поэтому же он и утверждает облыжно, что в империи-де “ключевые ценности выражались понятием Русская идея”. На самом же деле официальная идеология была бесконечно далека от этого. Все Романовы, за исключением, в некоторой степени, Александра Третьего, были нормальными «имперцами», а отнюдь не русскими националистами, и сторонились Русской идеи, которая пробивалась на свет только в трудах оппозиционеров – декабристов, славянофилов – или крайне правых идеологов, ничего общего не имевших с официозом.
Чубайс лжет, ибо ему чрезвычайно важно показать, что Русская идея - не есть нечто живое, существующее в нашем мире вместе с нами, развивающееся, эволюционирующее. Нет: это мумия, чья жизнь закончилась в дореволюционной России и эмиграции. Отмерла вместе с Империей. Соответствующая глава и называется с учетом этого: «Русская идея, в чем она состоит и можно ли к ней вернуться?» Как известно, в настоящее не возвращаются, возвращаются в прошлое.
3. Торги старьевщика…
ЧУБАЙС подходит к Русской идее, как паталогоанатом, с ланцетом и в перчатках, - чтобы препарировать ее, «разъять, как труп». Как Сальери – музыку.
Выбранные для пяти (!) эпиграфов к соответствующей главе авторы – все, как на подбор, классики, почтенные покойники: Достоевский, Соловьев, Бердяев, Вс.Иванов, Ильин... Современные философы упоминаются только те (Гулыга, Троицкий), что трудятся в старом, давно пересохшем русле, проложенном перечисленными выше авторами, - проще говоря, популяризируют идеи классиков. Чубайсу не приходит, очевидно, в голову, что Русская идея – динамическая модель, у которой множество живых и мертвых соавторов, осуществляющих как преемственность, так и полемику, и эволюцию. Ни один политолог, идеолог, разрабатывающий современную русскую идею, им даже не упомянут.
В итоге, обозначая параметры традиционной Русской идеи, Чубайс (ссылаясь, для верности, на «большинство россиеведов, пытающихся отыскать позитивный смысл концепта») называет «относительно устойчивый и ограниченный набор характеристик»: «соборность и коллективизм, монархизм, православие, эсхатологизм, патриотизм» (13). Такой вот немудрящий пересказ «своими словами» известной формулы «православие, самодержавие, народность».
Музей. Лавка антиквара. Благородные руины. Склеп.
Материал, взятый Чубайсом для самостоятельного анализа Русской идеи, также подчеркнуто архаичен. Это – стихи некоторых произвольно отобранных дореволюционных поэтов XIX-XX вв., русские пословицы, собранные Далем, и собственно русская история, осмысленная автором в меру своих познаний. В итоге он слегка поправляет вышеприведенную формулу: «Мы выделили три важнейших представления, составлявших основу русской идеи – православие, соборность (в другом месте – «общинный коллективизм». – А.С.) и собирание земель. Все эти три идеи, работавшие много столетий на формирование первого российского государства, в нынешней новой России приобретают иной смысл и звучание и не могут быть использованы в прежнем виде» (41). «К концу прошлого столетия все составляющие русской идеи вошли в полосу кризиса» («Историзм…», 15).
Была дедовская шуба, да износилась. Моль съела. Носить нельзя.
«Не волнуйтесь, господа, Русская идея – в прошлом, она мертва и не воскреснет!»
И как тут не согласиться: в таком виде – да, разумеется, не воскреснет.
МЕЖДУ ТЕМ, на самом деле Русской национальной идеи в сколько-нибудь цельном виде до сих пор у нас не было вовсе. Она не умерла, да и не могла умереть, поскольку только еще нарождается. До революции, в условиях имперского строительства, русская национальная идея не была и не могла быть востребована. А та идея, что существовала (и вполне укладывается в приведенные Чубайсом формулы) под именем Русской, - это, по сути, российская государственная идея, выражающая исключительно идеологию имперского строительства. Некоторая «русская» специфичность этой идеологии была задана русским происхождением имперского этноса – и только.
Напомню, что наша нация на всем протяжении истории вплоть до недавнего времени никогда не выдвигала собственно русский национальный (то есть, в первую очередь, кровный и исторический) принцип в основу национальной идентичности. Он хоть и присутствовал в сознании («ты скажи, богатырь, какого роду-племени», «чую, русским духом пахнет!» и т.д.), но не доминировал. А в качестве идентификационной доминанты выдвигались другие принципы: вначале чисто административный (подчиняешься руси, русским князьям – значит, русский; отсюда, кстати, и сама лексическая форма притяжательного прилагательного «русский», отвечающего не на вопрос «кто?», а на вопрос «чей?»), затем территориально-государственный (живешь вместе с русскими, служишь России – значит, русский), конфессиональный (православный – значит, русский), культурно-языковой (русский по духу, по культуре, по традициям – значит и впрямь русский)… Дефективность, точнее - самоубийственность подобной парадигмы выявилась с крушением созданной русскими Российской империи и в еще большей, может быть, степени – с крушением созданного евреями СССР.
Современный этап развития Русской идеи именно и состоит в преодолении ветхого наследия, которое Чубайс пытается выдать за некую неизменяемую ценность, застывшую в прошлом, как муха в янтаре. Но сегодня все меньше становится русских людей, которые согласны считать это наследие за таковую ценность, и все больше начинают понимать необходимость русской самоидентификации по крови и истории. Национальная идея по определению не может быть вненациональной, наднациональной.
В этом и состоит эволюция (даже, если угодно, революция) Русской идеи в условиях, если перефразировать Чубайса, перехода к Новой России. Но ему этого понять не дано.
4. …И лавка мод
НЕТ, Игорь Чубайс, в отличие от многих своих соплеменников, не хочет воссоздания империи и не считает это возможным. Ему достаточно России. Правда - новой. Ну совсем новой: и без коммунистических идей, и без Русской идеи.
Какой же должна быть эта Россия?
Во всяком случае, не русской. А лучше всего – американской.
Старший брат-Чубайс без стеснения пропагандирует теоретические ценности либерализма, которыми младший брат-Чубайс, на пару с Егором Гайдаром, уже до тошноты обкормил Россию: «Нам необходимо… набирая обороты, двигаться вперед. Вперед – это значит к рынку, к многообразию форм собственности, к свободе и утверждению гражданских прав, к устойчивому государству, гибко реагирующему на запросы различных социальных групп. Здесь невозможно обойтись без учета опыта современных западных демократий, которые многого добились, опираясь на идеологию либерализма… Либерализм – это и есть совокупность правил, позволяющих всем, кто их признает, быть максимально свободными, оставаясь членами определенной социальной общности… Либерализм - это укорененный плюрализм, то есть терпимость, толерантность, преодоление фобийности, насаждавшейся номенклатурой по отношению к национальным, профессиональным и иным социальным группам, избранным ею на роль козла отпущения. Либерализм предполагает не только сочетание демократии и рынка, он возможен лишь в правовом государстве» (90-91, выделено мной. - А.С.).
Не правда ли: до какой степени модель Чубайса схожа по основным параметрам с тем западническим идеалом «открытого общества», о котором нам сладко поют Марк Рац и Компания! Только называется это немного по-другому. А по сути – рынок, демократия, правовое государство – в точности то же самое. Идеал, конечно же, – американское общество, где «мирно уживаются не только представители всех национальностей, но даже всех существующих на нашей планете рас! И каждый гражданин США называет себя американцем» (88).
Миф либерализма требует конкретного наполнения? Пожалуйста: «В систему ценностей Новой России предлагаются следующие составляющие – историософия России, умеренный коллективизм, свобода традиционных конфессий, преодоление бремени комидеологии, родной язык, россияне – как российский народ, право, неоязычество, либерализм» (97).
Как видим, и с идеалом «толерантной» и «веротерпимой» Хазарии, воспетым Альтшулером, немало общего.
НУ, ЧТО ТАМ у Чубайса с историософией России, - мы уж видали. Идеологию «россиянства» мы тоже восчувствовали в подробностях - до омерзительной чрезвычайности. Про либерализм они с Рацем, спасибо, все нам объяснили. О свободе всех традиционных конфессий еще до Чубайса мечтал неохазарин Альтшулер.
Хазарстан, Открытое общество, Новая Россия – названия разные, а суть, в общем-то, одна – «демократия без границ» по американскому образцу. Превратить мышей в ежиков, Россию – в Америку, русских – в американцев, гордых своей безнациональной национальностью…
Вот это все и есть «Русская идея глазами еврея».
* * *
Вопрос для референдума:
- «Русская идея глазами еврея»… Почему бы и нет? Разве можно евреям запретить думать, писать, говорить? Но только не им, духовным потомкам торговцев-рахдонитов, возводивших Хазарию, за нас решать, как нам жить. Мы должны это делать сами. Вы согласны?
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
ВМЕСТО МНОГОТОЧИЯ
ПОСТАВИТЬ точку в исследовании, подобном предпринятому мной, очень трудно.
Накопленный за годы работы материал настойчиво требует воплощения. Вот неполный перечень статей, подготовленный в продолжение прочитанному вами: «Ельцинская Конституция – воля евреев, возведенная в закон», «Как нас к ним адаптируют», «Культ Холокоста и его абсолютная неуместность в России», «Евреи и революция: преступление без наказания», «Москва – Новый Вавилон. Космополис как враг Русской идеи», «Прозелитизм веры и прозелитизм крови», «Иисус Христос – «друг евреев». Иудеохристианство. Ручной Ватикан. Экуменизм. Инфильтрация в РПЦ», «Идеологическая диверсия: «Русская республика», «Палестинская хартия и борьба с «русским фашизмом» и другие. Возможно, когда-нибудь я или другие авторы осветят эти темы в печати.
Совесть моя чиста; я убежден, что основное содержание взятой мною в рассмотрение проблемы раскрыто, основные опасности указаны. Однако посвятить всю свою жизнь разборке с евреями – труд, на мой взгляд, великий (почти подвиг), но не слишком благодарный. Жизнь невечна, можно не успеть сделать более важные вещи. Все-таки, главное для меня – разработка собственно русской современной идеи и технологии ее воплощения.
Поэтому мне приходится «наступать на горло собственной песне» и принимать компромиссное решение.
Во-первых, я опубликую накопленные наброски, мысли и тезисы в «Катехизисе русского в России» (возможно, в отдельном спецвыпуске), который выходит с продолжением в редактируемой мною «Национальной газете».
Во-вторых, будет окончена и опубликована работа «Уроки евреев», над которой я трудился параллельно. У этого народа за плечами четырехтысячелетний опыт национальной консолидации; этот опыт может и должен быть использован частично (не все нам подходит) в деле нашего национального строительства, в борьбе за наши национальные права. Мы ведь еще только делаем первые шаги и собственного опыта у нас почти нет.
Таким образом, я ставлю не точку, а лишь многоточие.
ЗАКОНЧИТЬ вторую часть исследования мне хочется теми же словами, что и первую. Дело в том, что в последнее время как с еврейской, так и с русской стороны нередко раздаются голоса о «русско-еврейском диалоге», «русско-еврейском союзе» и даже «русско-еврейской партии». Особенно настойчиво пропагандирует подобные идеи уважаемый мною редактор «Независимой газеты» В.Т.Третьяков (не стану называть его русских единомышленников, оставляя им право на ошибку), уверяющий нас даже, что «русские и русские евреи – это одно».
Категорически не могу согласиться с подобным утверждением. Да, русские могут по 99 из 100 ментальных показателей совпадать с русскими евреями, но по одному – самому важному - они не совпадут никогда: по отношению к прошлой, настоящей и будущей судьбе России и русского народа. А ведь в этом – все.
Итак, я вновь и вновь (подобно Катону-старшему, любое выступление завершавшему призывом к разрушению Карфагена) готов повторить выверенную и отточенную всем ходом моей работы формулу, выраженную в кратких вопросах и ответах. На мой взгляд, тут - ни прибавить, ни убавить:
КАТЕХИЗИС РУССКОГО В РОССИИ
(фрагмент)
- Правда ли, что евреи сделали для русских
Много добра?
-Да.
- Правда ли, что евреи принесли русским много зла?
-Да.
- Чего больше принесли евреи русским: добра или зла?
- Зла.
- Следует ли признать это добро и смириться
С этим злом, забыть о нем?
- Нет.
- Было бы лучше, если бы евреев в истории России вообще не было?
- Да.
- Можем ли мы доверять евреям наше будущее?
- Нет.
- Можем ли мы вообще доверять в политике евреям?
- Нет.
- Следует ли желать, чтобы русские