Рыбка плывет, назад не отдает
КТО НЕ помнит, с какой нездешней силой рвались евреи из СССР! Как ставили превыше всех прав человека и общества - право покинуть нашу страну! Настолько, что шабесгой Горбачев был даже удостоен престижной и дорогой премии Царя Давида “за то, что открыл свободный выезд евреям и боролся против антисемитизма в бывшем Советском Союзе” (“МЕГ” № 8/97).
Постепенно поток отъезжающих мелел, а потом ручеек даже потек вспять. Прошло каких-то десять лет - и уже 15% евреев, уехавших, например, с Украины, вернулось обратно. Не располагаю подобной статистикой по России, но думаю, что вряд ли этот процент меньше. Знаю лично многих “возвращенцев”, знаю и таких, кто живет на два дома, на две страны.
Оставим в стороне идейные мотивы еврейского возвращения и “неотъезда” - их не скалькулируешь, не измеришь. Отчасти о них уже сказано. Признаем, что они есть, - но все же посмотрим, нет ли тут, как говорил Шекспир, подкладки поматериальнее.
Уход российского государства из экономики страны, бурная и бессовестная приватизация колоссальной советской собственности - создали ряд крупных состояний, весьма значительная часть которых находится в руках евреев. Это относится не только к финансовому капиталу, наиболее подвижному, обратимому, относительно легко эвакуируемому, но и к недвижимости, которую в карман не положишь, за рубеж не переведешь, с собой не возьмешь. Заводы, газо- и нефтескважины, рудники, элеваторы - все это и многое другое превратилось в надежный якорь, прикрепивший еврейских капиталистов к России, да так, что никаким КГБ, никакими погромами их теперь от нее не оторвешь. Это касается как евреев, живущих в России, таких, как Гусинский, так и тех, кто значительную часть жизни проводит вне ее, как братья Черные, Рубин или Йордан. (Я нарочно называю только те фамилии, которые у всех на слуху, придавая им нарицательное значение и прекрасно сознавая, что на одного названного приходятся сотни неназванных.)
Несколько примеров оживят эту схему.
“Леонид Ройтман подробно рассказал о том, как развивался его бизнес и каких масштабов он достиг.
- Я владею целым кварталом - площадью 17 тысяч квадратных метров - в районе метро “Таганская” в Москве, - говорит он. - Сдаю эти дома в аренду - и получаю прибыль. Цена на эту недвижимость растет с каждым годом” (“МЕГ” № 17-18/96).
Захочет ли Ройтман уступить или потерять свои квадратные метры в центре Москвы?
“Настало время объяснить, кто такой Борис Березовский и почему его слово в решении программных вопросов [на ОРТ] последнее и часто единственное. В уставных документах он фигурирует как член совета “Объединенного банка” и заместитель председателя Совета директоров ОРТ. Одновременно Березовский является главой АО “ЛогоВАЗ”, и хотя в Совете директоров ОРТ эту коммерческую структуру представляет другой человек, фактически Борису Березовскому принадлежит 8% акций Объединенного банка и 8% акций “ЛогоВАЗа” в уставном капитале Общественного российского ТВ. То есть 16 процентов, тогда как у остальных “частников” - от 3 до 5. [Следует подробное перечисление членов Совета директоров ОРТ и Попечительского совета ОРТ, куда входят, например, Чубайс, Шабдурасулов, А.Н.Яковлев, Лесневская, Ходорковский, Смоленский, Фридман, Шумейко, главный раввин Адольф Шаевич, патриарх и верховный муфтий.]
Интересная картина вырисовывается. Председатель Совета директоров ОРТ - фиктивный. Сам Совет директоров - фиктивный. Попечительский совет, возглавляемый президентом России, - более чем фиктивный... Ну а на самом деле всем на ОРТ заправляет зампред Совета директоров Борис Абрамович Березовский...
Обществу не остается ничего другого, как смириться, а самому ОРТ пора честно объявить этот брак с обществом фиктивным” (И.Петровская. Фиктивный брак. Кому принадлежит ОРТ? - “Известия” 06.08.96).
Что нужно сделать, чтобы Березовский добровольно расстался с хитроумно захваченным им главным каналом информации и пропаганды, а равно и с другой российской собственностью?
“Саратовская хлебная база № 44 имеет стратегическое значение: в ней хранятся государственные запасы зерна области. Но сегодня никто не может дать гарантий, что с этим зерном ничего не случится.
[Коллектив выбрал директором М.Ногомирзаева, поднявшего базу из разрухи, он заключил договор с госрезервом о хранении стратегического запаса, но...] Он настаивал, чтобы фирма “Виктория-Центр” платила за аренду элеватора реальную цену, которая в 10 раз превышала ту, что платили коммерсанты. Конечно, фирму это совершенно не устраивало. Дело кончилось судом, признавшим аренду незаконной.
Но это решение, как видно, ударило по интересам областных чиновников высокого звена... В дело вмешался губернский министр сельского хозяйства Борис Дворкин [в результате чего Ногомирзаева незаконно переизбрали, навязав нового директора]...
Ситуация вопиющая - госрезерв Саратовской области находится непонятно в чьих руках. Из разговоров со многими работниками базы выяснилось, почему коммерсанты из фирмы “Виктория-Центр” так заинтересованы в элеваторе. Говорят, что для нужд птицепрома они закупают зерно четвертого сорта, продавая его по цене третьего. А птицепромом командует тот же г-н Дворкин” (В.Воронков. Коммерсанты прибрали к рукам стратегический запас. - “НГ” 13.02.98).
Со времен Иосифа Египетского они стремятся наложить лапу на стратегические запасы продовольствия, причем самого основного: на хлеб, на мясо и птицу (как Дворкин), на воду (как Йордан)... Им легко, в случае чего, имея в руках такие рычаги, смирить огромные массы людей голодом и жаждой (Иосиф, как мы помним, целый народ обратил в рабов). Но чем заставишь их убрать руки с этих рычагов? И кто сможет это сделать?
“Закончилась закрытая подписка на 20% акций компании “Росгосстрах”, единственным учредителем которой и держателем 100% акций является государство. Около 55 тысяч акционеров получат эту долю за очень смешные деньги - чуть больше двух миллиардов рублей. Примерно столько стоит хорошая квартира в центре Москвы.
По такой же смешной цене уйдет через несколько месяцев еще 30% компании. За них будет заплачено более 3 миллиардов рублей. Причем достанутся они уже не тысячам акционеров, а небольшой инициативной группе, состоящей в основном из руководства компании во главе с председателем правления Владиславом Резником. Группа взяла на себя ответственность за приватизацию “Росгосстраха”...
Естественно, что рыночная стоимость компании значительно выше. Это становится абсолютно очевидным хотя бы из того, что объем страховых услуг в 1995 году достиг 2.719 млрд. рублей, а балансовая прибыль - 285 миллиардов...
Откуда же взялась эта белиберда с продажей половины компании за 5 миллиардов рублей?
От действующего законодательства о приватизации... (М.Бергер, Ю.Невежин. Продается Госстрах. - “Известия” 13.02.97)”.
Напрашивается каламбур: от Госстраха до госужаса один шаг...
“Продолжением “атаки по подрыву экономического блока в правительстве” назвал министр без портфеля Евгений Ясин появившиеся в прессе обвинения в адрес министра экономики Якова Уринсона в том, что он якобы слишком благосклонно относится к одному из банков, с которым активно сотрудничает его брат - Александр Уринсон. “Я не могу сказать, что все члены блока, включая Чубайса, ангелы небесные. Но люди, которые оплачивают эти атаки, никакого морального права на это не имеют”, - заявил министр [хорошенький аргументик! по существу!]” (“НГ” 26.02.98).
Одни евреи придумали приватизацию “по Чубайсу”, другие этим резво пользуются, третьи им всячески помогают (надо думать, бескорыстно), четвертые их критикуют и требуют передела, пятые - их покрывают и оправдывают... Неважно, что у Резника эта сделка сорвалась (не договорился с другими евреями? С Бергером и его командой?). Сорвалось в одном месте - состоялось в другом. Не у Резника, так у Уринсона. Важно: кто и как успел захватить самые крупные и сладкие куски. Важно: кто быстрее и активнее всех включился в дележ имущества. Кто царит в данной сфере. Кто?
Они не вернут добычи “за так”.
В завершение этой темы - два невероятных по своей откровенности признания.
В “МЕГ” раздел “Тора и актуальность”, где из номера в номер идет толкование священных еврейских текстов, ведет признанный духовный авторитет, исполнительный президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) - раввин Элиягу Эссас. Разъясняя читателям, зачем нужно жертвовать на синагогу, он сделал однажды чудовищную проговорку: “Зачем Всевышнему все эти приношения? Они ему не нужны... Приношения нужны, очень нужны - человеку. Чтобы победить САМОЕ СИЛЬНОЕ... СТРЕМЛЕНИЕ СВОЕГО НУТРА - ВЛАДЕТЬ ВСЕМ (выделено мной. - А.С.)”.
Нужны ли комментарии к этому национальному еврейскому императиву, выраженному крупным знатоком еврейского менталитета?
Проговорился и новый президент всемирной еврейской организации Джойнт Ионатан У. Колкер, посетивший с ознакомительным визитом Москву и Киев: “Мы увидели очень ярких, многообещающих еврейских лидеров... Американские евреи, которых представляю я, счастливы, что у вас возникает еврейское сообщество, которое своим существованием обогатит евреев во всем мире” (“МЕГ” № 13/97).
Какая меткая двусмысленность!
Истинный смысл этой проговорки становится несколько яснее, когда узнаешь, например, что министр труда и промышленности Израиля Натан Щаранский в Москве встречался с президентом РЕК Гусинским, который “подчеркнул, что товарооборот должен быть на несколько порядков больше, с учетом того, что около 20 % населения Израиля - выходцы из России...” (“МЕГ” № 3/97). При этом мы узнаем также, что “товарооборот между Россией и Израилем достиг нескольких миллионов долларов в год и продолжает динамично развиваться. Но до сегодняшнего дня не был подписан документ, регламентирующий порядок таможенных процедур. Соответствующий договор разрабатывался в течение последних полутора лет руководителями и экспертами таможенных служб обоих государств при содействии торгово-экономического отдела Посольства Государства Израиль [как же без их содействия! кому же, как не им отстаивать российский интерес!] (“МЕГ” № 5/97). На фоне открывающихся перспектив не слишком значительными кажутся даже суммы, вывезенные алией в Израиль или переведенные туда родственниками из России, хотя и они измеряются миллиардами долларов.
СОБСТВЕННОСТЬ евреев... Это вам не кот начихал. В отличие от нас, без счету раздавших или позволивших растащить русское достояние, тысячу лет собиравшееся предками, евреи ничего не забывают, ничего никому не прощают, ничего не отдают беспамятно просто так. Они способны вернуться к разговору об утраченной ими собственности спустя сколь угодно длительный срок. Они всегда хотят вернуть все до последнего грошика. Они не мытьем, так катаньем доймут любой другой народ, чтобы получить свое. Такова существенная часть их жизненной программы. История со швейцарскими банками, разразившаяся в наши дни, - хорошее свидетельство тому. Но это лишь небольшой фрагмент картины. До сих пор, к примеру, работает комиссия по претензиям всемирного еврейства к Германии. И т.д. и т.п. Приведу объективные свидетельства.
“По сведениям информированных кругов в Бонне, федеральное правительство намерено начать выплачивать возмещение жертвам холокоста из стран Восточной Европы. Размер ежемесячных выплат для каждой из них составит 250 марок. Об этом германское правительство договорилось с Конференцией по рассмотрению претензий жертв холокоста” (“НГ” 13.01.98).
“Правительство Швейцарии согласно привлечь к руководству так называемым фондом Холокоста крупнейшие еврейские организации. Об этом сообщил глава МИД Швейцарии Флавио Котти. Он заявил, что фонд будет официально создан 1 марта, чему предшествовали консультации со Всемирным еврейским конгрессом. В новый финансовый институт должны поступить средства, которые принадлежали евреям разных стран, погибшим в нацистских лагерях. За счет фонда намечается выплачивать компенсацию жертвам фашистского террора” (“Сегодня” 27.02.97).
Почему выморочное имущество конкретных евреев должно быть передано всемирной еврейской общине? Где, когда и с каких это пор нация наследует ее отдельным представителям? Ладно бы еще - государство наследовало гражданам, такое бывает, но чтобы община?! Бедных швейцарцев просто грабят! Вот так же и у нас хасиды пытались отобрать библиотеку не оставившего наследников ребе Шнеерсона!
“Всемирный еврейский конгресс (World Jewish Congress, WJC), который занимается выявлением банковских счетов, принадлежавших евреям - жертвам нацистских преследований, распространил свою деятельность на страны Бенилюкса. Кроме Голландии и Бельгии, основные усилия будут направлены на работу во Франции. Президент Конгресса Эдгар Бронфман заявил, что его организация собирается разыскивать банковские счета погибших от рук нацистов евреев во всем мире.
Всемирный еврейский конгресс доволен Швейцарией... Бронфман выразил удовлетворение проявленной в последнее время готовностью швейцарского правительства сотрудничать с международными еврейскими организациями и приветствовал проект создания нескольких крупных благотворительных фондов, главной задачей которых будет помощь жертвам не только нацистской, но и других [?! Подбираются к “сталинским репрессиям”? К “37-му году”?] диктатур.
В связи с этим Бронфман отметил, что WJC отнюдь не намерен “ограничиваться Швейцарией” и планирует расширить сферу своих поисков, чтобы больше ни одна страна мира не могла наживаться на имуществе, награбленном у жертв нацистов. Бронфман подчеркнул, что “главным для WJC является вопрос не о деньгах, а о справедливости”. Бронфман также подтвердил намерение WJC добиться возвращения имущества (или соответствующей компенсации) погибших от нацистов евреев их законным наследникам (а если их нет - то передачи этого имущества в пользу благотворительных еврейских организаций) от всех стран, которые в годы Второй мировой войны оказывали военную или политическую помощь нацистской Германии или в той или иной степени наживались на геноциде евреев.
Главное внимание - Франции и странам Бенилюкса... По словам президента WJC, главное внимание его организация сосредоточит сейчас на Франции, Голландии и Бельгии, банки которых, по данным еврейских экспертов, до сих пор сохраняют крупные капиталы жертв нацистов. Бронфман напомнил мировой общественности о преступлениях профашистского правительства Виши и сообщил, что эксперты WJC уже выявили во Франции свыше 3000 банковских счетов, которые, скорее всего, были открыты будущими жертвами германских нацистов и их французских приспешников...
Во французских банках до сих пор существуют несколько тысяч “невостребуемых” счетов, сумма вкладов на которых (в пересчете на теперешние деньги) составляет минимум 1 млрд франков. Таковы данные 1951 года комиссии Центра еврейской документации, которая в свое время была сформирована министерством финансов Франции и получила доступ к 14 тысячам из всех 57 тысяч банковских документов, которые могли принадлежать жертвам нацистов различных национальностей.
Что касается бывших социалистических стран, то сотрудничество с ними у WJC и других еврейских организаций складывается по-разному. В то время как правительства Венгрии и Словакии позитивно отреагировали на требования WJC провести соответствующие расследования, переговоры с Чехией и Польшей идут трудно и пока не привели к положительным результатам” (Ю.Копышева, М.Войцеховский. Поиски имущества жертв нацистов будут продолжены. - “Коммерсантъ-Дейли” 28.03.97).
Чуть позже они дожали-таки и Польшу. “Всемирная еврейская реституционная организация (WJRO) сообщила о том, что после длительных и нелегких переговоров с Польшей все-таки достигнуто соглашение, касающееся возврата еврейской собственности. Соглашение предусматривает совместное участие в процедуре возвращения собственности WJRO, польской еврейской общины и польского правительства” (“МЕГ” № 15/98).
(Когда, наконец, у нас будет создана всемирная русская реституционная комиссия? Где Центр русской документации? Где Фонд Русской Катастрофы? Или не было Катастрофы [катастроф]? Или нам нечего возвращать? Или на нашей крови никто не нажился?..)
Еврейская собственность!.. Пятьдесят лет спустя после войны евреи начали хорошо подготовленную за долгие годы кампанию. Они выждали удобный момент и теперь требуют компенсаций не только от Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Венгрии, не только от оккупированной немцами Франции, чье движение Сопротивления спасло не одну тысячу еврейских жизней, но даже от чудовищно пострадавших от фашистов славянских стран - Чехии и Польши! И получают!!!
Чего доброго, вскоре и от нас чего-нибудь потребуют, вместо того, чтобы заплатить нам за каждого русского солдата, своей жизнь выкупившего всемирное еврейство от всемирного Холокоста! (Почем нынче человеческая жизнь - евреи, скрупулезно обсчитавшие свои реальные и вымышленные потери, знают очень хорошо.)
Впрочем, они таки-да требуют!.. Правда, не за свои убытки военного времени. На это пока совести хватает (надолго ли?). Зато не хватает на другое: они требуют компенсации за то, что потеряли в революцию, ответственность за которую лежит, в основном, на их собственных соплеменниках; за то, что у них отняла их родная и любимая Советская власть, которую они же нам на шею и посадили. Требуют - и получают, вместо того, чтобы платить нам бесконечные репарации за тот интернационалистский, русофобский тоталитарный режим, установление которого без их участия было совершенно невозможно и который принес русским Катастрофу почище всякого Холокоста. Но евреи, как всегда, не замечая и не желая замечать ничьих нужд, бед, ущербов и потребностей, кроме своих собственных, требуют сегодня от русских властей возврата культовых строений, не обращая ни малейшего внимания на то, что там многими десятилетиями располагаются заведения промышленности и культуры и иные учреждения. Вот примеры.
- Владивосток. “В городе проживают около шести тысяч человек, “имеющих право на репатриацию” (“паспортных” евреев - около двух тысяч)... Не решен пока вопрос с синагогой, здание которой сохранилось в приличном состоянии - двухэтажный особняк, занятый коммерческими структурами, находится на балансе Министерства культуры как исторический памятник” (“МЕГ” № 1/97). Но вопрос обязательно решится: “Община претендует на историческое здание старой синагоги. Претензии общины вполне обоснованы, и при передаче сложностей возникнуть не должно” (“МЕГ” № 25/97). - Владимир. Еврейский молельный дом был закрыт здесь в 1917 году, а в 1962 году здание снесли. Восстановить синагогу невозможно, поэтому еврейская община рассчитывает на компенсацию ущерба [а нам евреи возместят ущерб за храмы, дворцы, монастыри, усадьбы?] (“МЕГ” № 6/97). - Волгоград. Здания обеих синагог по-прежнему используются не по прямому назначению. В одном размещен медицинский центр, в другом за многие годы перебывали самые различные конторы. Несмотря на многочисленные ходатайства, просьбы и требования еврейских активистов к областным и городским властям, здания до сих пор не переданы общине... И прежний губернатор области Иван Шабунин, и нынешний мэр Волгограда Юрий Чехов, отнюдь не лицемерили, во всеуслышание заявляя о том, что “по-доброму относятся к своим землякам-евреям”. Оба они неоднократно обещали в скором времени решить вопросы и о возвращении зданий обеих синагог, и о предоставлении помещения для работы Еврейского общинного центра” (“МЕГ” № 5/97). - Воронеж. “Еврейской общине удалось “отвоевать” синагогу - накануне нового года Госкомимущество юридически оформило передачу здания еврейскому центру “Бейт-Мишпаха”... Синагога была построена общиной в 1903 году, отобрали ее в 1932 году, и с тех пор в ней находился текстильный склад” (“МЕГ” № 6/97). - Казань. В праздничный день 9 декабря еврейской общине Казани было официально передано здание синагоги. Для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Хануке, и приуроченной к этому церемонии передачи здания в столицу Татарстана прибыли руководители РЕК во главе с его президентом Владимиром Гусинским. Концерт вел Юлий Гусман, присутствовала посол Израиля Ализа Шенар, мэр Казани Камиль Исхаков и председатель ассоциации раввинов Берл Лазар. - Кострома. В декабре 1996 г. “был наконец подписан договор о передаче здания синагоги целиком еврейской общине... осталось непонятным, передано здание общине навсегда или только на 15 лет. Но все-таки частная фирма, до последнего занимавшая здание, наконец выехала, правда, забрав с собой даже выломанные рамы и выдернутые электрические провода” (“МЕГ” № 1/97). - Краснодар. “На здание, кроме одной общины, никто не претендует, но община не в состоянии ввести его в эксплуатацию, а также содержать в дальнейшем. Надеяться можно только на помощь извне [неужели дожмут Кондратенко?]” (“МЕГ” № 25/97). - Красноярск. “Здание под синагогу предоставила местная администрация” (“МЕГ” № 14/96). - Москва. Синагога в Отрадном. “Сейчас это еще голые стены, без всякого оборудования. До сих пор ни одна община города не взяла на себя содержание этого здания. Для оборудования первого этажа требуется около трехсот тысяч долларов [слупят, как обычно, с Лужкова?]” (“МЕГ” № 25/97). - Новороссийск. “Здание бывшей синагоги, построенной в 1908 году и экспроприированной в 1929 году... находится на балансе строительного треста № 12. Несмотря на то, что там сейчас располагается клуб “Строитель”, здание практически пустует и приходит в негодность. А между тем в Новороссийске есть еврейская община, не имеющая своего помещения. Общине удалось добиться принятия городской администрацией решения о возвращении здания законным владельцам” (“МЕГ” № 1/97). - Новосибирск. “Городская администрация наконец-то приняла решение [и чего, спрашивается, тянули?! А дело в том, что на одно здание претендовали две еврейские общины сразу] о передаче Новосибирской иудейской религиозной общине двухэтажного кирпичного здания в центральной части города. Оно не является историческим зданием синагоги [просто, знать, неплохой домик], однако принятым решением передано общине в пользование на 25 лет... Решение о передаче здания во многом связано с доброжелательным отношением городской администрации к деятельности фонда “Эстер”, а также с созданием Региональной Еврейской национально-культурной автономии Новосибирской области. Немаловажную роль сыграли письма главного раввина России Адольфа Шаевича и исполнительного директора Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновия Когана, направленные в администрацию города” (“МЕГ” № 14/98). - Орел. “В настоящее время ведется переписка с властями по поводу возвращения старинного здания синагоги, построенного в 1908-1912 гг. Городская администрация ставит совершенно необоснованное условие - строительство еврейской общиной нового здания для профессионально-технического училища, которое в настоящее время занимает помещение синагоги! [Правильно, выкинуть на улицу какое-то там ПТУ! Среди пэтэушников уже давно нет еврейских детей]” (“МЕГ” № 14/98). - Пермь. “В прошлом было две синагоги - каменная и деревянная солдатская, для бывших кантонистов. Деревянная синагога не сохранилась, а в каменной в советское время располагался академический институт. Четыре года назад общине удалось “отвоевать” [второй раз это словечко! но кто же с кем воюет? разве кто-то стал бы у нас защищать от евреев какой-то институт?] синагогу - городские власти пошли навстречу евреям и арбитражный суд довел дело до конца” (“МЕГ” № 23/96). - Рязань. “Три года назад городская еврейская община получила разрешение на владение зданием синагоги. Но и до сих пор помещение не освобождено. [Что там? Училище? Библиотека? Поликлиника?] Это тем более досадно, что в результате длительных поисков была найдена двухметровая часть свитка Торы, которая за неимением лучшего помещения до сего дня остается в областном архиве [ясно, что оттуда ее немедленно изымут, как только появится синагога]” (“МЕГ” № 10/98). - Самара. “Здание хоральной синагоги, открытие которой состоялось в 1908 году, являвшееся в свое время значительным архитектурным сооружением европейского уровня, в 1922 году было отдано клубу Коминтерна [характерно, не правда ли? внутриеврейские дела...], а в 1929 году - хлебозаводу. В настоящее время действующий хлебозавод методически разрушает уникальное сооружение... Все необходимые документы переданы в Министерство культуры России” (“МЕГ” № 12/98). - Таганрог. “Городская община не имеет своего помещения. Все, чем помогли местные власти - выделили комнату в 10 квадратных метров под библиотеку. Совсем недавно активисты общины по дореволюционным газетным публикациям [вот это хватка! уважаю] обнаружили здание, в котором в настоящее время размещена средняя школа. Построил его местный меценат Яков Поляков, средний из трех известных российских банкиров и промышленников (младший, Лазарь, построил две синагоги в Москве). Здание предназначалось специально для организации еврейского религиозного училища “Талмуд-Тора” и было передано Поляковым городской общине. В доказательство прав общины на собственность в Бюро инвентаризации нашли справку 1925 года (когда здание было реквизовано) о передаче здания в ведение Управления образования. Община обратилась с просьбой о возврате здания к главе городской администрации... и председателю городской Думы... Если вернуть подарок Полякова удастся, то в нем хватит места всем [кроме выселенной средней школы, разумеется], и можно будет собрать под одной крышей молитвенный дом, воскресную школу, ульпан, отделение НПЦ “Холокост” и молодежный клуб” (“МЕГ” № 3/97).
На этом фоне редкостным исключением предстает ситуация в Чите, где “здание синагоги сохранилось, но вернуть его, чтобы “использовать по назначению”, местные евреи даже и не пытались. Здание синагоги большое и в нем размещаются различные учреждения, причем в большом количестве [с каких пор это их останавливает? Думаю, что получив от собратьев определенную “накачку”, евреи опомнятся и предъявят свои требования обычным порядком]” (“МЕГ” № 23/96).
Хотелось бы верить, что не всегда и не везде евреям удается “урвать свое” с такой потрясающей легкостью - легкостью хозяина, распоряжающегося в своем доме. Хотелось бы надеяться, что есть города, есть люди, которые находят в себе силы и мужество для сопротивления. Но пока что единственный пример такого сопротивления можно найти только в Ульяновске, где “27 марта нынешнего года делегация еврейской общины была принята главой городской администрации г-ном Марусиным. В результате встречи в возвращении здания синагоги евреям было отказано. Как сообщил председатель ульяновского культурно-просветительского общества “Шалом” Михаил Лившиц, мотивировкой отказа было якобы имеющееся Приложение к Указу Президента России о возвращении еврейского имущества [вот где источник хозяйской самоуверенной распорядительности евреев], где среди перечисленных субъектов федерации Ульяновская область не значится!.. Еврейская община города намерена обратиться за помощью в РЕК” (“МЕГ” № 13/98).
(Можно приветствовать находчивость г-на Марусина, но заметим, что русским администраторам далеко до той твердости и правовой основательности, которую проявляют в подобных случаях братья-украинцы. Так, в ответ на просьбу Львовского центра иудаики и еврейского образования о передаче еврейским организациям города здания по улице Шолом-Алейхема, 12, которое ранее принадлежало еврейской общине, городская администрация ответила, что передача здания “для создания привилегий любой национальности” является нарушением Конституции Украины. И весь сказ.)
Для евреев не существует никаких сроков давности, когда речь идет о том, чтобы так или иначе компенсировать те или иные свои потери, вернуть свое имение. Для них принцип римского права ”uti possidetis” (“кто владеет - да владеет, а кто потерял, тот уже потерял”) никогда не действителен. Они готовы в любое время вернуться на места своего былого могущества - будь то древняя Хазария или вчерашний Кенигсберг, чтобы восстановить там свои позиции.
“Под эгидой КЕРООР и международных еврейских организаций 9-12 ноября 1997 года в Калининграде прошла конференция “Сохранение еврейских традиций”, на которую собрались двадцать раввинов со всех континентов.
Впервые за последние 50 лет ступил на родную землю последний раввин Кенигсберга восьмидесятипятилетний Иосиф Дунар... Из Нью-Йорка прилетел на конференцию девяностолетний раввин Натан Вахтфогель. Вместе с ним был главный раввин нью-йоркских полицейских Эдгар Глюк...
Увы, еврейская община Калининграда переживает не лучшие времена, две маленькие арендуемые квартиры - вот что осталось от бывшей еврейской столицы Пруссии. Возглавляет двухтысячную общину города Виктор Шапиро” (“МЕГ” № 32/97). Ради столь маленькой общины - столь представительная делегация! Не сомневаюсь, что этим визитом дан старт для широкомасштабного реституционного еврейского проекта. Сегодня Калининград пока еще русский анклав. Завтра - еврейский?
ИТАК, пусть никто не думает, что вернуть нашему народу собственность, законно, полузаконно и незаконно расхватанную евреями в Смутное ельцинское время, будет легко и просто - эта битва пострашнее Сталинградской. Но рано или поздно такая проблема встанет на повестку дня. Это понимают все, понимают и сами еврейские собственники. Они не ждут развития событий, они их формируют и опережают.
Задача сохранения имущества, захваченного в ходе “чубайсизации” России, стала жизненной целью еврейских бизнесменов. Мощная, количественно и качественно значительная, влиятельная еврейская община в России, держащая в руках политические и экономические рычаги управления, - вот самая лучшая гарантия для этих собственников.
Это ясно, как Божий день.
* * *
Вопрос для референдума:
- Нам не нравилось, когда они говорили “эта страна”. О русский идиотизм! Теперь евреи все смелее, все отчетливее, все дружнее говорят: “Наша страна!”
Нравится?!
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
* * *
ИТАК, три капитальных фактора, сложившиеся в последние 10-15 лет, определяют сегодня судьбу российской еврейской общины:
1) стратегические долгосрочные перспективы мирового еврейства в связи с китайским вызовом;
2) исторический этап кризиса в судьбе Государства Израиль и его населения;
3) наличие крупнейшей еврейской собственности в России и задачи собственников по ее сохранению и преумножению.
Все эти факторы объективно имеют общий вектор. Он направлен на закрепление евреев в России и российском истеблишменте ради максимального контроля над нашей страной.
На этом пути евреев подстерегает опасность. Она состоит в том, что проблема еврейской ассимиляции, достаточно остро стоящая во всем мире (по некоторым подсчетам в результате ассимиляции евреи ежедневно теряют 700 душ и лет через 50 могут вообще исчезнуть. - “МЕГ” № 22/97), в России обострена еще больше. Во-первых, потому что количество смешанных браков у российских евреев очень велико: 56 % у мужчин и 58 % у женщин. А во-вторых, потому что обаяние русской культуры нередко приводит порой даже стопроцентных евреев к утрате, к размыванию национальной еврейской идентичности. Этническая и культурная ассимиляция российских евреев самым радикальным образом нарушает планы создания из России еврейского оплота. Одно дело, если страной управляют и контролируют ее политику и экономику - настоящие евреи, и совсем другое - если не поймешь кто: люди невнятной, неотчетливой национальной принадлежности («россияне», «русские евреи»). Такие люди не способны понимать целей какой бы то ни было нации, не станут добиваться их воплощения. Таких “евреев” евреям не надо.
Поэтому на самом деле их двуединая сверхзадача формулируется так: интеграция евреев в российское общество и российский истеблишмент при сохранении полноценной еврейской национальной идентичности.
О том, как евреями решается эта сверхзадача - в следующей главе.
* * *
Вопрос для референдума:
- Если пойти навстречу или хотя бы не препятствовать намерениям евреев, то наше государство навсегда может оказаться под властью людей, максимально остро сознающих свою еврейскую (не “российскую”!) идентичность и еврейскую же солидарность. Хотим ли мы этого?
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
Глава 2. ЕВРЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ –
ЕВРЕЙСКИЕ РЕШЕНИЯ
“Мы возвращаемся в Россию победителями”.
Натан Щаранский
(“Русская мысль” № 4160 февраль 1997)
С полуторатысячелетней мечтой трудно расстаться. А сделать это публично и широковещательно - и вовсе невозможно. К тому же, определенный приток людей в Израиль все-таки необходим хотя бы потому, что налицо определенный же отток их оттуда. Поэтому ни одна еврейская официальная инстанция никогда не заявит: мол, евреи, хватит ездить в Израиль, там своих девать некуда! Поэтому же в России продолжают действовать так называемые сионистские организации, возглавляемые энтузиастами репатриации, - тот же Сохнут или, к примеру, еврейская организация Фонд “Эксодус”, выполняющий “широчайший спектр услуг для репатриантов - от тех же консультаций до отправки багажа морем” (Н.Пропирный. Отъезд - не потоп, или на выезд с вещами. - “МЕГ” № 3/97). Продолжается даже - хотя не слишком навязчиво - пропаганда и агитация в СМИ за “возвращение евреев в Эрец-Исраэль” (как уже отмечалось, косвенная агитация против возвращения приняла характер кампании).
Однако внимательный взгляд исследователя видит, как своевременно и четко изменилось направление и пафос деятельности многочисленных еврейских организаций. Для начала познакомимся с некоторыми старейшими и главнейшими из них, прямо или через посредников действующими в России, а также с их целями и задачами, изложенными евреями для евреев.
1. “Всемирная сионистская организация (ВСО) представляет мировое сионистское движение, созданное Теодором Герцлем на Первом сионистском конгрессе в Базеле (Швейцария) в 1897 году...
Идеологической базой ВСО является в настоящее время “Иерусалимская программа”, которая формулирует цели сионизма следующим образом: достижение национального единства еврейского народа, его воссоединение в Эрец-Исраэль, развитие государства Израиль, базирующееся на принципах справедливости и мира, развитие еврейской культуры, еврейского образования и еврейских культурных ценностей, защита прав евреев, где бы они ни находились.
Вместе с Еврейским Агентством и Керен Каемет (“Еврей-ским Национальным Фондом”), владельцем всех национальных земель в Израиле, ВСО составляет комплекс Национальных Организаций еврейского народа...
Высшим законодательным органом ВСО является Сионистский Конгресс, созываемый раз в четыре года” (“Шолэм” [газета, издающаяся в Крыму на деньги Сохнута] № 7(73)/97, июль).
В настоящее время ВСО представляет третью часть в исполкоме Всемирного еврейского конгресса и возмещает треть его бюджета.
2. “Существует международная организация “Международ-ное агентство для Израиля” [Сохнут]. В ее руководство входят представители разных еврейских общин мира - около 50% и другие 50% - от Израиля. В основном это агентство занимается обеспечением контактов между Израилем и диаспорой. В 1929 году агентство было создано для создания национального очага в Палестине и помощи новым переселенцам. Также осуществлялась помощь еврейским беженцам и их спасение. Не только во время Катастрофы, не только в Европе. Например, из Ирака, из Сирии, из Эфиопии” (Д.Стахов. Идеи “возвращения” были рождены в России. Государству Израиль -