Политический консалтинг в России.
Появился в начале 1990-х гг.,а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в университетах лишь с 2000 г.
Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С. Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавлявший Экспериментальный творческий центр. Первые результаты деятельности российских политических консультантов 1993 г., - Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выборах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с партией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация политических наук помогала добиться успеха партии «Женщины России».
После 1993 г. падение спроса. Многим политическим консультантам пришлось искать другие места работы, в частности в государственных структурах. Одни перешли в аналитические центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смирнягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чиновников.
В 1995 г. очередной бум политического консультирования. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказчиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел своюклиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политические группировки.
В середине 1990-х гг. политических консультантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Центру стратегического анализа и прогноза благоволили Газпром и Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры.
В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмейкера считалось так же престижно, как содержать личного парикмахера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на политические услуги уравновешивался не менее широким предложением. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения субъекта.
После выборов президента России в 1996 г. рынок окончательно структурировался, определились ведущие игроки.
Одновременно с этим в российском обществе сформировался не вполне лицеприятный образ политического консультанта. Сами политические консультанты считают, что в этом виноваты случайные люди, освоившие профессию: Люди, которые зарабатывают огромные деньги, дурят клиентов, пользуясь их неопытностью и набором умных слов; не несут никакой ответственности ни перед кандидатом, ни перед электоратом за ту политическую ситуацию, которую так или иначе создают, используя “грязные” технологии.
С конца 1990-х гг. наметилась тенденция структурирования рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Сами клиенты стали опытнее и требовательнее:
Специализации:
Во-первых, политическая социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем выступают. Требуется умение работать с политическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно строить стратегию всей кампании.
Во-вторых, политические стратеги, которые разрабатывают стратегию всей кампании и держат в фокусе ее основные линии.
В-третьих, менеджер политической кампании.
В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения политических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга.
В начале 2000-х гг. российский рынок политического консалтинга начал приобретать новую, более профессиональную форму. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, оставляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию.
Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в России — это политическое позиционирование в пространстве жизнедеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организация политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармонии. Обладая системностью, единый политический дизайн отличается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными блоковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами политического дизайна как системы являются личность политического лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии».
Особенности модели:
- Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом.
- Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.
- В России практикуется два разных подхода к ведению политических кампаний:
1. Маркетинговый подход предполагает анализ ситуации, исследование электорального поля и общественного мнения, на основе чего разрабатываются электоральные послания политика, впоследствии тестируемые на избирателях. Параллельно с проведением социологических исследований разрабатывается и реализуется стратегия кампании.
2. Принцип конструирования реальности, используемый рядом агентств, осно-ван на выяснении электоральных предпочтений. Определив, при каких условиях электорат проголосует за того или иного политика, их искусственно моделируют в программе, лозунгах и имидже кандидата.
- Российский политический консалтинг идейно не диверсифицирован. Российское общество этнически гомогенно в отличие, например, от американского, где живут большие популяции афроамериканцев, испаноговорящих, китайцев, евреев, индусов.
- Работу российских политических консультантов осложняетслабая подготовка к публичной деятельности самих политиков.