Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.
Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.
Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей[1]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовом, организационном, стратегическом)[2][3].
Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.
Отличие консалтинга от консультирования.
Консалтинг отличается от консультирования, так же, как действие отличается от описания действия.
Консалтинг – это развивающее воздействие, оказываемое на организацию заказчика, которое заказчик не может осуществить самостоятельно.
Консультирование – это сообщение заказчику информации или сведений, на основе которых он может самостоятельно принимать решения и действовать.
Основные этапы в развитии консалтинга и их характеристика.
Зародились в США
1. Первая волна, конец 19в до 1940г.г.
первые консалтинговые фирмы появились:
в 1886 г. Arthur D. Little
в 1914 г. и называлась «Служба исследований бизнеса» (Чикаго, США) - консультирование в сфере деловой активности
в 1908 г. Фрэнк Парсонс открыл «Центр юношеского воспитания» (Бостон, США) - первую службу профессиональной ориентации (выпустил первое сочинение по консалтингу "Выбрать профессию”)
Большей частью консультантов по управлению первой волны были предприниматели или руководители, которые «отошли от дел»
- Стремительное ускорение темпов развития, нарастания информации, совершенствование методик решения проблем и способов организации бизнеса обозначило необходимость появления профессиональных консультантов, держащих «руку на пульсе», а не просто специалистов, имеющих большой опыт, но занимающихся консультированием как хобби
2. «Вторая волна» - «Золотой век консалтинга» или «Консалтинговый бум», 1950-е – 1960-е гг.
- интенсификация всех процессов в развитии экономики в послевоенный период, что привело к усилению значения консалтинга как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры
- консультирование заключалось в приспособлении типовой системы к специфическим условиям конкретного клиента с учетом особенностей масштабов организации, персонала, типа производства и т.п.
3. «Третья волна», 1970-е – 1980-е гг.
- характеризуется относительной стабилизацией спроса на консалтинговые услуги, сохранением устойчивых темпов развития данного сектора, не смотря на кризисные периоды в мировой экономике
4. «Четвертая волна» с конца 1980-х гг. по настоящее время
- связана с интенсивным внедрением «интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия»
- преимуществом подобных систем является интегрированность управления всеми ресурсами организации (человеческими, финансовыми, административными и пр.), обеспечивающая комплексную реорганизацию или коррекцию ситуации с учетом индивидуальных особенностей организации
Понятие «трудный клиент» и особенности работы с ним консультанта.
=(
Проблемно-ориентированный и клиенто-ориентированный консалтинг.
Проблемно ориентированный консалтинг - консалтинг, нацеленный на решение существующих проблем.
Запрашивает у клиента информацию, которую можно было получить предварительно
Подает предложения в форме, близкой к стандартам своей компании
Говорит о имеющихся разработках и, оперируя прошлым опытом, доказывает что лучше других сможет решить проблему клиента – продает свои услуги
Высказывает свои суждения в безапелляционной форме
Говорит о проблеме
Предлагает единственный вариант решения
Предпочитает письменное общение
Формально воспринимает возражения клиента
Внешний и внутренний консалтинг: плюсы и минусы.
Внутренний консультант
Зависим:
- Материально, от работодателя как от единственного источника дохода
- Административно; при организации процессов и ведении работ зависит от позиции руководителя, его взглядов и убеждений; зависит также от системы субординации в организации
- Находится под давлением внутренних взаимоотношений, так как является составным элементом организации; вынужден считаться с принятыми в организации условностями и неформальной системой влияния и власти. Нет возможности тщательной проработки и реализации пр
- При разработке программы изменений зависит от субъективных принципов, убеждений и позиции руководителя, зачастую вынужден считаться с позицией топ-менеджеров
- Имеет личные интересы в организации
- Зависит от текущих процессов, результатов работы и последствий изменений
- Находится в трудовых отношениях с организацией
- Всецело работает на организацию
- Не высокий, по сравнению с внешними консультантами, уровень оплаты услуг (заработная плата).
- Длительное время реализации изменений
- Разбирается в особенностях и тонкостях бизнеса; в особенностях и тонкостях организации; понимает текущие процессы; знаком с фактами и тенденциями в организации, понятна причинно-следственная связь тех или иных событий;
- работает, как правило, один. Даже при осмыслении развития всех системных элементов организации быть профессионалом во всех областях непросто
- "Выпадение" из процесса (болезнь, увольнение) внутреннего консультанта фактически останавливает процесс изменений
- В основе - личный опыт, ограниченный периодом работы в компаниях
- Обладают профессиональной информацией основанной на личном опыте работы в компаниях и теоретическом материале
- В основе - личный опыт, теоретическая подготовка
- Передает в процессе работы свои знания сотрудникам организации, тем самым поэтапно развивая их
- Ведет поэтапное системное развитие организации
- Цели - интересы организации
Внешний консультант
Независим:
- Материально; финансовая ответственность в пределах контрактных сумм; определенная зависимость существует в рамках заключенного контракта, но нет принципиальной зависимости от организации, так как данный проект не является единственным
- Административно; система субординации не оказывает никакого влияния на ход организации процесса и ведения работ
- Эмоционально; свободен от внутренних обязательств и условностей, отсутствует бремя внутриорганизационных взаимоотношений. Объективен и не предвзят
- При разработке программы, опирается на субъективные принципы, убеждения, позиции, личные отношения с руководителем и топ-менеджерами,
- Не имеет никаких личных интересов в организации
- Не зависит от развития бизнеса и не всегда отвечает за последствия изменений
- Выполняет работу по контракту. Взаимоотношения регулируются действующим контрактом, техническим заданием и графиком выполнения работ
- Нанимается для выполнения определенных задач, на определенный период
- Высокая стоимость услуг- это критерий внутренней готовности к изменениям и импульс этих изменений, так как руководители уделяют особое внимание хорошо оплаченным процессам, их стоимости и ценности для организации
- За счет командной работы обеспечивается нормальный временной период реализации проекта, зависящий от многих факторов (сложности бизнеса, состояния предприятия и т.д.)
- Зачастую не знаком с бизнесом клиента, и время на его освоение фактически оплачивается клиентом. Требуется достаточно много времени, чтобы добросовестно разобраться со всеми особенностями организации клиента
- Работает в команде, объединяющей "узких" специалистов-профессионалов; при необходимости привлекает партнерские организации. Таким образом, обладает возможностью решать задачи любой степени сложности
- Возможность замены специалиста, обеспечивает непрерывность процесса
- Обладают большим опытом решения подобных задач в других организацияx
- Владеют всесторонней информацией о проблемных областях, практике и путях решения этих проблем
- Владеет методиками и технологиями, которые постоянно развивает
- Обеспечивает должный уровень документарного сопровождения консультационного проекта
- Ориентирован только на решение задачи, а не на развитие персонала
- Решает определенные задачи на определенном этапе
- Цели - максимизация прибыли внешних консультантов
Политический аудит.
Это комплексная система (технология) анализа и прогноза социально-экономической и политической ситуации
Что дает политический аудит?
Объективную информацию для (принятия) ответственного решения (например, стоит ли принимать участие в выборах и каковы шансы на успех).
Целостное видение, как всей кампании так и ее основных частей (концептуальное представление о кампании, включающее в себя основные стратегические и технологические направления, определение имеющихся ресурсов и ресурсов необходимых для победы, примерное планирование, оценка затрат на проведение кампании, стержневые идеи и наброски программы и основной речи кандидата, предполагаемую структуру штаба…)
Видение проблем, с которыми придется столкнуться в ходе кампании и возможности их разрешения…
Какой бывает политический аудит?
до принятия решения – участвовать (ли) в выборах (когда вы думаете принимать ли участие в выборах?) –
аудит даст Вам развернутую объективную картину о Ваших шансах и что нужно чтобы победить…
когда выборы уже идут, штаб начинает работать и Вам необходима уверенность в том, что штаб и ваша работа идет в
правильном направлении… Аудитор (или группа аудиторов) находясь вне штаба, дает объективную оценку ситуации,
подсказывает что необходимо сделать, – это позволяет вовремя принимать нужные решения.
На финишной прямой избирательной кампании, когда работа идет полным ходом, известны все кандидаты-конкуренты,
когда «заела» предвыборная «текучка»… Аудит подскажет вам, где у Вас проблемы, а где Ваши действия (будут) эффективны,
как перераспределить ресурсы и что необходимо сделать, чтобы победить…
Что включает в себя политический аудит (из чего он состоит)?
Матрица исследования округа.
Комплексное исследование, в которое входит: выявление стратегических точек развития (продвижения) кампании,
мониторинг СМИ, собственные опросы и исследования, проходившие на данной территории ранее, изучение истории округа,
электоральная статистика за несколько лет, экспертная оценка ресурсной базы кандидатов, статистическое исследование
социально-экономического состояния и паспортизация региона, исследование имиджа кандидата и т.д…
Система базовых показателей (реперных точек), являющихся ориентирами по времени и затраты ресурсов именно
Вашей избирательной кампании (с учетом специфических особенностей и возможностей) в конкретных условиях
социально-политических условиях региона. Это позволяют определить основные количественные показатели кампании
ориентирующие вас во времени, пространстве, ресурсам и т.д.
В итоговом документе (отчете) по организационно-политическому аудиту заказчику предоставляются материалы в которых,
отражены основные выводы и предложения по проведению кампании.
Кто проводит организационно-политический аудит избирательной кампании?
В работе по аудиту принимают участие:
аудитор (руководитель, который сводит поступающую информацию в единый документ и делает основные выводы по итогам работы),
группа экспертов-технологов специализирующихся на конкретных направлениях исследования,
«агенты», выполняющие полевые работы - численность зависит от задач и специфики условий работы на территории,
группа технического сопровождения исследования (водитель, охрана, секретарь-референт и т.д.)
Фактически группа, работающая по аудиту кампании, представляет из себя «мини-штаб», которая по задачам сопоставима с работой группы стратегического планирования – ключевого подразделения избирательной кампании.
Политический мониторинг.
Тетрадь:
Мониторинг – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для информирования общественности и улучшения ситуации и т.д.
Интернет:
Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления.
Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.
На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации.
Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.
Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.
Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей[1]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовом, организационном, стратегическом)[2][3].
Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.