Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.

Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.

Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей[1]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовом, организационном, стратегическом)[2][3].

Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Отличие консалтинга от консультирования.

Консалтинг отличается от консультирования, так же, как действие отличается от описания действия.

Консалтинг – это развивающее воздействие, оказываемое на организацию заказчика, которое заказчик не может осуществить самостоятельно.

Консультирование – это сообщение заказчику информации или сведений, на основе которых он может самостоятельно принимать решения и действовать.

Основные этапы в развитии консалтинга и их характеристика.

Зародились в США

1. Первая волна, конец 19в до 1940г.г.

первые консалтинговые фирмы появились:

в 1886 г. Arthur D. Little

в 1914 г. и называлась «Служба исследований бизнеса» (Чикаго, США) - консультирование в сфере деловой активности

в 1908 г. Фрэнк Парсонс открыл «Центр юношеского воспитания» (Бостон, США) - первую службу профессиональной ориентации (выпустил первое сочинение по консалтингу "Выбрать профессию”)

Большей частью консультантов по управлению первой волны были предприниматели или руководители, которые «отошли от дел»

- Стремительное ускорение темпов развития, нарастания информации, совершенствование методик решения проблем и способов организации бизнеса обозначило необходимость появления профессиональных консультантов, держащих «руку на пульсе», а не просто специалистов, имеющих большой опыт, но занимающихся консультированием как хобби

2. «Вторая волна» - «Золотой век консалтинга» или «Консалтинговый бум», 1950-е – 1960-е гг.

- интенсификация всех процессов в развитии экономики в послевоенный период, что привело к усилению значения консалтинга как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры

- консультирование заключалось в приспособлении типовой системы к специфическим условиям конкретного клиента с учетом особенностей масштабов организации, персонала, типа производства и т.п.

3. «Третья волна», 1970-е – 1980-е гг.

- характеризуется относительной стабилизацией спроса на консалтинговые услуги, сохранением устойчивых темпов развития данного сектора, не смотря на кризисные периоды в мировой экономике

4. «Четвертая волна» с конца 1980-х гг. по настоящее время

- связана с интенсивным внедрением «интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия»

- преимуществом подобных систем является интегрированность управления всеми ресурсами организации (человеческими, финансовыми, административными и пр.), обеспечивающая комплексную реорганизацию или коррекцию ситуации с учетом индивидуальных особенностей организации

Понятие «трудный клиент» и особенности работы с ним консультанта.

=(

Проблемно-ориентированный и клиенто-ориентированный консалтинг.

Проблемно ориентированный консалтинг - консалтинг, нацеленный на решение существующих проблем.

Запрашивает у клиента информацию, которую можно было получить предварительно

Подает предложения в форме, близкой к стандартам своей компании

Говорит о имеющихся разработках и, оперируя прошлым опытом, доказывает что лучше других сможет решить проблему клиента – продает свои услуги

Высказывает свои суждения в безапелляционной форме

Говорит о проблеме

Предлагает единственный вариант решения

Предпочитает письменное общение

Формально воспринимает возражения клиента

Внешний и внутренний консалтинг: плюсы и минусы.

Внутренний консультант

Зависим:

- Материально, от работодателя как от единственного источника дохода

- Административно; при организации процессов и ведении работ зависит от позиции руководителя, его взглядов и убеждений; зависит также от системы субординации в организации

- Находится под давлением внутренних взаимоотношений, так как является составным элементом организации; вынужден считаться с принятыми в организации условностями и неформальной системой влияния и власти. Нет возможности тщательной проработки и реализации пр

- При разработке программы изменений зависит от субъективных принципов, убеждений и позиции руководителя, зачастую вынужден считаться с позицией топ-менеджеров

- Имеет личные интересы в организации

- Зависит от текущих процессов, результатов работы и последствий изменений

- Находится в трудовых отношениях с организацией

- Всецело работает на организацию

- Не высокий, по сравнению с внешними консультантами, уровень оплаты услуг (заработная плата).

- Длительное время реализации изменений

- Разбирается в особенностях и тонкостях бизнеса; в особенностях и тонкостях организации; понимает текущие процессы; знаком с фактами и тенденциями в организации, понятна причинно-следственная связь тех или иных событий;

- работает, как правило, один. Даже при осмыслении развития всех системных элементов организации быть профессионалом во всех областях непросто

- "Выпадение" из процесса (болезнь, увольнение) внутреннего консультанта фактически останавливает процесс изменений

- В основе - личный опыт, ограниченный периодом работы в компаниях

- Обладают профессиональной информацией основанной на личном опыте работы в компаниях и теоретическом материале

- В основе - личный опыт, теоретическая подготовка

- Передает в процессе работы свои знания сотрудникам организации, тем самым поэтапно развивая их

- Ведет поэтапное системное развитие организации

- Цели - интересы организации

Внешний консультант

Независим:

- Материально; финансовая ответственность в пределах контрактных сумм; определенная зависимость существует в рамках заключенного контракта, но нет принципиальной зависимости от организации, так как данный проект не является единственным

- Административно; система субординации не оказывает никакого влияния на ход организации процесса и ведения работ

- Эмоционально; свободен от внутренних обязательств и условностей, отсутствует бремя внутриорганизационных взаимоотношений. Объективен и не предвзят

- При разработке программы, опирается на субъективные принципы, убеждения, позиции, личные отношения с руководителем и топ-менеджерами,

- Не имеет никаких личных интересов в организации

- Не зависит от развития бизнеса и не всегда отвечает за последствия изменений

- Выполняет работу по контракту. Взаимоотношения регулируются действующим контрактом, техническим заданием и графиком выполнения работ

- Нанимается для выполнения определенных задач, на определенный период

- Высокая стоимость услуг- это критерий внутренней готовности к изменениям и импульс этих изменений, так как руководители уделяют особое внимание хорошо оплаченным процессам, их стоимости и ценности для организации

- За счет командной работы обеспечивается нормальный временной период реализации проекта, зависящий от многих факторов (сложности бизнеса, состояния предприятия и т.д.)

- Зачастую не знаком с бизнесом клиента, и время на его освоение фактически оплачивается клиентом. Требуется достаточно много времени, чтобы добросовестно разобраться со всеми особенностями организации клиента

- Работает в команде, объединяющей "узких" специалистов-профессионалов; при необходимости привлекает партнерские организации. Таким образом, обладает возможностью решать задачи любой степени сложности

- Возможность замены специалиста, обеспечивает непрерывность процесса

- Обладают большим опытом решения подобных задач в других организацияx

- Владеют всесторонней информацией о проблемных областях, практике и путях решения этих проблем

- Владеет методиками и технологиями, которые постоянно развивает

- Обеспечивает должный уровень документарного сопровождения консультационного проекта

- Ориентирован только на решение задачи, а не на развитие персонала

- Решает определенные задачи на определенном этапе

- Цели - максимизация прибыли внешних консультантов

Политический аудит.

Это комплексная система (технология) анализа и прогноза социально-экономической и политической ситуации

Что дает политический аудит?

Объективную информацию для (принятия) ответственного решения (например, стоит ли принимать участие в выборах и каковы шансы на успех).

Целостное видение, как всей кампании так и ее основных частей (концептуальное представление о кампании, включающее в себя основные стратегические и технологические направления, определение имеющихся ресурсов и ресурсов необходимых для победы, примерное планирование, оценка затрат на проведение кампании, стержневые идеи и наброски программы и основной речи кандидата, предполагаемую структуру штаба…)

Видение проблем, с которыми придется столкнуться в ходе кампании и возможности их разрешения…

Какой бывает политический аудит?

до принятия решения – участвовать (ли) в выборах (когда вы думаете принимать ли участие в выборах?) –

аудит даст Вам развернутую объективную картину о Ваших шансах и что нужно чтобы победить…

когда выборы уже идут, штаб начинает работать и Вам необходима уверенность в том, что штаб и ваша работа идет в

правильном направлении… Аудитор (или группа аудиторов) находясь вне штаба, дает объективную оценку ситуации,

подсказывает что необходимо сделать, – это позволяет вовремя принимать нужные решения.

На финишной прямой избирательной кампании, когда работа идет полным ходом, известны все кандидаты-конкуренты,

когда «заела» предвыборная «текучка»… Аудит подскажет вам, где у Вас проблемы, а где Ваши действия (будут) эффективны,

как перераспределить ресурсы и что необходимо сделать, чтобы победить…

Что включает в себя политический аудит (из чего он состоит)?

Матрица исследования округа.

Комплексное исследование, в которое входит: выявление стратегических точек развития (продвижения) кампании,

мониторинг СМИ, собственные опросы и исследования, проходившие на данной территории ранее, изучение истории округа,

электоральная статистика за несколько лет, экспертная оценка ресурсной базы кандидатов, статистическое исследование

социально-экономического состояния и паспортизация региона, исследование имиджа кандидата и т.д…

Система базовых показателей (реперных точек), являющихся ориентирами по времени и затраты ресурсов именно

Вашей избирательной кампании (с учетом специфических особенностей и возможностей) в конкретных условиях

социально-политических условиях региона. Это позволяют определить основные количественные показатели кампании

ориентирующие вас во времени, пространстве, ресурсам и т.д.

В итоговом документе (отчете) по организационно-политическому аудиту заказчику предоставляются материалы в которых,

отражены основные выводы и предложения по проведению кампании.

Кто проводит организационно-политический аудит избирательной кампании?

В работе по аудиту принимают участие:

аудитор (руководитель, который сводит поступающую информацию в единый документ и делает основные выводы по итогам работы),

группа экспертов-технологов специализирующихся на конкретных направлениях исследования,

«агенты», выполняющие полевые работы - численность зависит от задач и специфики условий работы на территории,

группа технического сопровождения исследования (водитель, охрана, секретарь-референт и т.д.)

Фактически группа, работающая по аудиту кампании, представляет из себя «мини-штаб», которая по задачам сопоставима с работой группы стратегического планирования – ключевого подразделения избирательной кампании.

Политический мониторинг.

Тетрадь:

Мониторинг – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для информирования общественности и улучшения ситуации и т.д.

Интернет:

Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления.

Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.

На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации.

Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.

Консалтинг: определение понятия и характеристика деятельности.

Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей[1]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовом, организационном, стратегическом)[2][3].

Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Наши рекомендации