Укрепление российской государственности
1. Национальный состав и административно-территориальное устройство.
По Всероссийской переписи 2002 г. постоянное население нашей страны насчитывает 145,5 млн человек (по переписи 1989 г. — 147 млн) — представителей около 150 наций и народностей. Наиболее крупные национальные группы в его составе — русские (более 80% населения), татары и украинцы. Особую роль в национальной политике государства приобрел исламский фактор (20 млн человек в России исповедуют эту религию).
В соответствии с Конституцией Россия включает в себя 89 субъектов: 21 автономную республику, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения — Москва и Петербург. Образовалось два уровня государственной власти — федеральный и субъектов Федерации. Многонациональный состав страны в целом затрудняет проведение модернизации, влияет на темпы реформ.
2. Изменения статуса республик. Проблема суверенитетов.
После распада СССР перед руководством РФ встала приоритетная задача строить российскую государственность на основе федерализма и децентрализации управления с учетом роста не только национальных чувств, но и националистических настроений. В 1991 г. автономные республики и даже автономные области (кроме Еврейской) в составе РСФСР объявили себя суверенными республиками. Некоторые силы в Татарстане, Башкортостане, Республике Саха (Якутии) направляли усилия на выход из состава РФ. Чечня взяла курс на вооруженное противостояние с центром во имя достижения полной независимости.
Борьба с терроризмом на Северном Кавказе.
• Вторая «чеченская война».
После ряда террористических актов в Москве, Волгодонске, Буйнакске чеченские вооруженные формирования в августе 1999 г. предприняли нападение на Дагестан с целью развертывания на территории этой республики широкого сепаратистского исламского движения. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В. В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы (так началась вторая «чеченская война»). Вторая чеченская война сопровождалась также начительными потерями(например, гибель 84 десантников 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в бою с участниками бандформирований в 2000 году в Чечне).Операции были направлены на уничтожение незаконных вооруженных формирований и одновременное восстановление разрушенного войной хозяйства и деятельности конституционных органов власти в Чеченской Республике.
После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны.
В Чечне в 2000—2003 гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все.
- Конец 2000г.-под контролем федеральных войск находились все населенные пункты Чечни , введено прямое президентское правление в Чечне на период до новых выборов президента ЧР (назначен главой администрации Чеченской Республики Ахмат Кадыров)
-В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. В этой же Конституции республике предоставляются широкие полномочия в пределах российского законодательства.
- В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил Ахмад Кадыров. В целом федеральный Центр сделал ставку на решение проблем этой республики силами чеченских лидеров, а не путем насаждения в республике генерал-губернаторов из Москвы.
-Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева и представителя боевиков А. Закаева. Скоро стала очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети.
С 2002 г. боевики развернули активную террористическую войну:
-23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате
которого погибли 130 человек.
- В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном.
-В июле 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван
военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае.
-В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес
жизни более десятка человек.
-На праздновании Дня Победы в 2004 г. в результате теракта погиб глава Чечни — президент
А. Кадыров.
- В конце августа 2004 г. террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро
«Рижская» в Москве.
- 1 сентября 2004 г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная
Осетия — Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых
дети.
В конце 2004 г. ситуация в Чеченской республике существенно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Алханова. Премьер-министром стал Рамзан Кадыров — сын погибшего первого президента республики.
В марте 2007 г. Рамзан Кадыров стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество и параллельно вело войну на уничтожение с лидерами боевиков.
Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской республики стали очередным свидетельством нормализации обстановки.
Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.
16 апреля 2008 г. был отменен режим контртеррористической операции на территории Чечни.