II- Россия при президенте В.В.Путине ( 2000-2008 г.г.)

(1) ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ В 2000—2004 гг.

1. Добровольная отставка Б. II. Ельцина. Деятельность и.о. Пре­зидента РФ В. В. Путина.

31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий премьер-министру В. В. Путину. В соответствии с Конституцией В. В. Путин был назначен исполняю­щим обязанности президента.

Как руководитель страны и.о. президента поставил задачу доби­ваться максимума доверия и политического согласия в обществе и во властных структурах.

Обязанности Президента РФ в соответствии с Консти­туцией были возложены на Председателя Правительства В. В. Путина. Новые выборы Президента назначались в кон­ституционный срок — на март 2000г.

Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печати появилась программная статья В. В. Путина «Россия на ру­беже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недав­нее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в совре­менном мире. Он провозгласил программу, которая базиру­ется на идее «сильного государства, обеспечивающего свободу лич­ности». В качестве общенациональных приоритетов во внутренней политике были названы повышение жизненного уровня людей («по­бороть собственную бедность»); борьба с преступностью, обеспечение надежного «права собственности»; освобождение правительст­венных структур от влияния так называемых олигархов.

Подробнее по содержанию статьи:

Прежде всего, В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих выс­шие рубежи экономического и социального развития совре­менного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Изменилась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за острой нехватки капиталовложений (инвестиций) замедлился срок технологического обновления оборудования. Доля российских наукоемких изделий на ми­ровом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Японии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное сни­жение реальных доходов населения, составляющих ныне ме­нее десятой части уровня западных стран .По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачивать­ся за присущий советской экономической системе чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора и оборонных отраслей в ущерб развитию производства товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключе­вым для современной экономики отраслям, как информати­ка, электроника, связь. За недопущение конкуренции товаро­производителей... За ограничение и даже подавление иници­ативы, предприимчивости как предприятий, так и их работников». Безусловно, какие-то издержки обновления стра­ны были результатом просчетов и ошибок самих реформато­ров, недостатка опыта.При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные потрясе­ния, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фа­натики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой ре­волюции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально- либеральны­ми — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономиче­ски, политически, психологически и морально».В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»:

— консолидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой так нуждается наше Отече­ство, — отмечал автор, — невозможна в обществе, находя­щемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». При­чем в демократической России «не должно быть принудитель­ного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным»;

— укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъ­ему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее».

При этом В. В. Путин со всей определен­ностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в Рос­сии — это демократическое, правовое, дееспособное федера­тивное государство»;

— значительное повышение эффективности экономики, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчивого роста благо­состояния населения;

— твердая линия Правительства на усиление, несмотря на все трудности, государственной поддержки науки, образо­вания, культуры, здравоохранения ,поскольку«страна,где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации».

Основные положения статьи вошли в предвыборную плат­форму В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них были лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов (КПРФ), Г. А. Явлин­ский («Яблоко»), В. В. Жириновский (ЛДПР), взгляды кото­рых были хорошо известны гражданам России. Свои канди­датуры выдвинули также представители небольших избира­тельных блоков центристского и левого толка.

Выборы нового Президента Российской Федерации в пол­ном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Пу­тин, получивший более 52% голосов избирателей. Итоги выборов продемонстрировали падение доверия к Компар­тии и ее лидеру среди избирателей. В результате В. В. Путину отдала свои голоса часть избирателей регионов, традиционно считавшихся «красным поясом» (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).

Вскоре по предложению Президента Государственная Дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова.

2) Политические событияв 2000—2008 гг.

Приход В. В. Пу­тина совпал с чаяниями народа, давно ожидавшего «сильного лиде­ра», и возродил определенное доверие к власти и надежды на ре­ализацию обещанного. Главной общественной потребностью стало восстановление государственности и правопорядка. Важным шагом на этом пути стало преодоление конфронтации между двумя ветвями власти и налаживание нормальной работы Государственной Думы. Новый президент сразу заявил о социальной ориентации его внут­ренней политики.

•По предложению Президента РФ В. В. Путина весной 2001г. Государственная Дума приняла

Закон о партиях. К тому времени большинство из них представляли собой по­литические клубы, влияние которых не распространялось за границы крупных городов или, в лучшем случае, отдельных регионов. В соответствии с новым законом все партии долж­ны в течение двух лет пройти официальную перерегистрацию и реально доказать свое право выражать политические инте­ресы разных слоев российского общества в общефедеральном масштабе. Только в этом случае партии получат возможность выдвигать свои списки на выборах в Государственную Думу.

•В ноябре 2001г. в Москве прошел Гражданский форум. На нем собрались делегаты от нескольких тысяч обществен­ных неполитических организаций России. В центре внимания собравшихся был вопрос о взаимоотношении государства и развивающегося гражданского общества. Итогом форума ста­ло решение о создании рабочих групп, объединяющих на по­стоянной основе представителей общественных организаций и государственных учреждений. Их целью является координа­ция усилий для решения неотложных общенациональных задач.

•Новый гимн

После бурных дискуссий были утверждены текст и музыка российского гимна. Музыка (А. Александрова) пол­ностью, а текст (С. В. Михалкова) частично повторяли Гимн СССР.

• Судебная реформа

. В соответствии с ней увеличивается число помощников судей общей юрисдикции и мировых судей; в 83 субъектах РФ началось введение судов присяж­ных заседателей. Новые законы.

В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.
Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.
В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

• Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Со­брания РФ IV созыва (7 декабря 2003 г.).

7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва. Из 25 полити­ческих партий и избирательных блоков, зарегистрированных в бюл­летенях для голосования, 5-процентный барьер преодолели лишь четыре: политическая партия «Единая Россия» (председатель — Б.С.Грызлов) — 37,5%; КПРФ (председатель — Г.А.Зюганов) — 12,61%; ЛДПР (председатель — В. В. Жириновский) — 11,45% и об­разованный в ходе предвыборной кампании народно-патриотиче­ский союз «Родина» (председатель — С. Ю. Глазьев) — 9,02%. Впер­вые за все время деятельности российского парламента потерпели поражение и не вошли в состав Государственной Думы современные либеральные партии — Российская демократическая партия «Ябло­ко» (4,30%) и Союз Правых Сил (3,97%). Всего в выборах приняли участие 55,75% избирателей; число голосов избирателей, поданных «против всех», составило 4,70%. Председателем Государственной Думы стал лидер партии «Единая Россия» Б. С. Грызлов, чья фрак­ция получила наибольшее количество депутатских мандатов — 120 (из 225).

• Административные реформы.

Первым их этапом (на основа­нии указа Президента о Федеральной программе «Реформирование го­сударственной службы Российской Федерации» от 9 ноября 2002 г.) стало реформирование системы федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной)и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Деятельность госслужбы и госслужащих должна стать более открытой, доступной общест­венному контролю и полностью подчиненной закону.

- В марте 2004г. (после отставки правительства Касьянова) было объявлено о реорганизации высшего исполнительного органа власти с целью превращения его аппарата в эффективный и современный инструмент администрирования. Ставится задача четкого разделе­ния полномочий между ведомствами. Для этого сформирована но­вая, трехуровневая, структура правительства: первый уровень — федеральные министерства (число которых сократилось с 23 до 14); второй — федеральные службы; третий — федеральные агентства.Реформирование коснулось также структур Администрации Прези­дента, чьи полномочия ограничиваются административными функ­циями, обеспечивающими деятельность президента, и больше не дублируют функции федеральных ведомств.

• Столкновения с олигархами

Первые же действия Владимира Путина на посту премьер-министра, а затем и.о. Президента вызвали недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Принцип равноудаленностибизнеса от власти касался всех, и действия Президента доказывали, что это не риторика, а продуманная политика.
Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Двое представителей этого сообщества — медиамагнаты В. Гусинский и Б. Березовский — были не готовы отказаться от рычагов давления на власть. Конфликтами с этими двумя олигархами ознаменовались 2000—2001 гг. Для власти речь шла о разрушении системы олигархического контроля над средствами массовой информации (СМИ). Разрушение системы олигархического контроля над СМИ было необходимым условием возвращения государству его законных прав и полномочий, тем более что сам олигархический контроль держался на незаконных основаниях.
В современном массовом обществе контроль над СМИ — один из ключевых элементов воздействия на политику, поскольку политики зависимы от общественного мнения, а оно, в свою очередь, в значительной мере формируется средствами массовой информации. В основе олигархического воздействия на государственную политику во второй половине 1990-х гг. лежал контроль олигархов над электронными и печатными СМИ.
Когда Гусинский своевременно не выплатил кредиты, взятые у Газпрома и Сбербанка, началась процедура банкротства телеканала НТВ и его возвращение в собственность государства. В конечном итоге компания НТВ была передана холдингу «Газпром-медиа», а Гусинский получил 300 млн долларов за свои акции в компании и эмигрировал из России. Позднее контроль государства был восстановлен и над телеканалом ОРТ. Юридически телеканал всегда принадлежал государству, владевшему 51% акций. Узурпация прав собственника Б. А. Березовским была устранена путем простой смены менеджмента.
Так были пресечены все попытки шантажировать власть через подконтрольные информационные ресурсы. Гусинский и Березовский продолжают оставаться за границей. Первый из них отошел от публичной политики, Березовский регулярно выступает в российских и зарубежных СМИ с критикой действий российских властей, а в 2006 г. прямо заявил, что его деятельность направлена на силовой захват власти в России.
Следующее столкновение государства с олигархами произошло в 2003 г. 25 октября в аэропорту Новосибирска был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Защитники Ходорковского утверждали, что его преследование осуществляется по политическим мотивам — из-за финансирования им оппозиционных партий. Действительно, в преддверии выборов депутатов Государственной Думы владельцы ЮКОСа попытались обеспечить себе большинство в будущем парламенте, финансируя сразу ряд политических партий в обмен на включение в списки своих людей. Однако справедливость требует признать, что М. Ходорковский финансировал не только оппозиционные, но и проправительственные партии. Это была не столько оппозиция, сколько попытка «олигархического реванша», при которой коррумпировались парламент и вся партийная система независимо от политических платформ партий и фракций.
Кроме этого, государство впервые заявило о необходимости защиты стратегических энергоресурсов как составляющей безопасности страны. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что укрепившееся государство послало крупному бизнесу однозначное послание: соблюдайте закон, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. Причем если в 2002—2003 гг. динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных компаниях падала, то в 2004 г. поступления от этого налога выросли сразу на 225,3%. Некоторые компании, исходя из «дела ЮКОСа», добровольно доплатили налоги. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.

•Президентские выборы 14 марта 2004 г. 14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. На пост главы государства претендовали 6 кандидатов. Явка на избиратель­ные участки составила 64%. Голоса распределились следующим об­разом: В. В. Путин — 71,2%, Н. М. Харитонов — 13,7%, С. Ю. Глазь­ев — 4,1%, И. М. Хакамада — 3,9% , О. А. Малышкин — 2% , С. М. Ми­ронов — 0,8%. Процент проголосовавших «против всех» составил 3,5% [это больше, чем на выборах 2000 г. (1,9)].

Расклад голосов продемонстрировал поддержку основной частью избирателей курса реформ президента Путина и одновременно продемонстрировал ос­лабление влияния как левой, так и правой политической оппози­ции.

2005 г.- создание Общественной палаты -совещательного органа , призванного содействовать

диалогу власти и общества.

2007 г.- в преддверии выборов в ГД создание партии «Справедливая Россия»(после объединения

Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины») во главе с С.М. Мироновым

-выборы в V ГД (наибольшее количество голосов вновь получила «Единая Россия». Кроме

неё места в парламенте получили КПРФ,ЛДПР, «Справедливая Россия»

2008 г.-избрание Д.А.Медведева президентом РФ, председателем правительства станет В.В.Путин -лидер партии «Единая Россия»

Наши рекомендации