II- Россия при президенте В.В.Путине ( 2000-2008 г.г.)
(1) ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ В 2000—2004 гг.
1. Добровольная отставка Б. II. Ельцина. Деятельность и.о. Президента РФ В. В. Путина.
31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий премьер-министру В. В. Путину. В соответствии с Конституцией В. В. Путин был назначен исполняющим обязанности президента.
Как руководитель страны и.о. президента поставил задачу добиваться максимума доверия и политического согласия в обществе и во властных структурах.
Обязанности Президента РФ в соответствии с Конституцией были возложены на Председателя Правительства В. В. Путина. Новые выборы Президента назначались в конституционный срок — на март 2000г.
Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печати появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недавнее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в современном мире. Он провозгласил программу, которая базируется на идее «сильного государства, обеспечивающего свободу личности». В качестве общенациональных приоритетов во внутренней политике были названы повышение жизненного уровня людей («побороть собственную бедность»); борьба с преступностью, обеспечение надежного «права собственности»; освобождение правительственных структур от влияния так называемых олигархов.
Подробнее по содержанию статьи:
Прежде всего, В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Изменилась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за острой нехватки капиталовложений (инвестиций) замедлился срок технологического обновления оборудования. Доля российских наукоемких изделий на мировом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Японии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное снижение реальных доходов населения, составляющих ныне менее десятой части уровня западных стран .По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачиваться за присущий советской экономической системе чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора и оборонных отраслей в ущерб развитию производства товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для современной экономики отраслям, как информатика, электроника, связь. За недопущение конкуренции товаропроизводителей... За ограничение и даже подавление инициативы, предприимчивости как предприятий, так и их работников». Безусловно, какие-то издержки обновления страны были результатом просчетов и ошибок самих реформаторов, недостатка опыта.При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой революции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально- либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально».В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»:
— консолидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, — отмечал автор, — невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». Причем в демократической России «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным»;
— укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее».
При этом В. В. Путин со всей определенностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»;
— значительное повышение эффективности экономики, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчивого роста благосостояния населения;
— твердая линия Правительства на усиление, несмотря на все трудности, государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения ,поскольку«страна,где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации».
Основные положения статьи вошли в предвыборную платформу В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них были лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов (КПРФ), Г. А. Явлинский («Яблоко»), В. В. Жириновский (ЛДПР), взгляды которых были хорошо известны гражданам России. Свои кандидатуры выдвинули также представители небольших избирательных блоков центристского и левого толка.
Выборы нового Президента Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин, получивший более 52% голосов избирателей. Итоги выборов продемонстрировали падение доверия к Компартии и ее лидеру среди избирателей. В результате В. В. Путину отдала свои голоса часть избирателей регионов, традиционно считавшихся «красным поясом» (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).
Вскоре по предложению Президента Государственная Дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова.
2) Политические событияв 2000—2008 гг.
Приход В. В. Путина совпал с чаяниями народа, давно ожидавшего «сильного лидера», и возродил определенное доверие к власти и надежды на реализацию обещанного. Главной общественной потребностью стало восстановление государственности и правопорядка. Важным шагом на этом пути стало преодоление конфронтации между двумя ветвями власти и налаживание нормальной работы Государственной Думы. Новый президент сразу заявил о социальной ориентации его внутренней политики.
•По предложению Президента РФ В. В. Путина весной 2001г. Государственная Дума приняла
Закон о партиях. К тому времени большинство из них представляли собой политические клубы, влияние которых не распространялось за границы крупных городов или, в лучшем случае, отдельных регионов. В соответствии с новым законом все партии должны в течение двух лет пройти официальную перерегистрацию и реально доказать свое право выражать политические интересы разных слоев российского общества в общефедеральном масштабе. Только в этом случае партии получат возможность выдвигать свои списки на выборах в Государственную Думу.
•В ноябре 2001г. в Москве прошел Гражданский форум. На нем собрались делегаты от нескольких тысяч общественных неполитических организаций России. В центре внимания собравшихся был вопрос о взаимоотношении государства и развивающегося гражданского общества. Итогом форума стало решение о создании рабочих групп, объединяющих на постоянной основе представителей общественных организаций и государственных учреждений. Их целью является координация усилий для решения неотложных общенациональных задач.
•Новый гимн
После бурных дискуссий были утверждены текст и музыка российского гимна. Музыка (А. Александрова) полностью, а текст (С. В. Михалкова) частично повторяли Гимн СССР.
• Судебная реформа
. В соответствии с ней увеличивается число помощников судей общей юрисдикции и мировых судей; в 83 субъектах РФ началось введение судов присяжных заседателей. Новые законы.
В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.
Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.
В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.
• Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ IV созыва (7 декабря 2003 г.).
7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва. Из 25 политических партий и избирательных блоков, зарегистрированных в бюллетенях для голосования, 5-процентный барьер преодолели лишь четыре: политическая партия «Единая Россия» (председатель — Б.С.Грызлов) — 37,5%; КПРФ (председатель — Г.А.Зюганов) — 12,61%; ЛДПР (председатель — В. В. Жириновский) — 11,45% и образованный в ходе предвыборной кампании народно-патриотический союз «Родина» (председатель — С. Ю. Глазьев) — 9,02%. Впервые за все время деятельности российского парламента потерпели поражение и не вошли в состав Государственной Думы современные либеральные партии — Российская демократическая партия «Яблоко» (4,30%) и Союз Правых Сил (3,97%). Всего в выборах приняли участие 55,75% избирателей; число голосов избирателей, поданных «против всех», составило 4,70%. Председателем Государственной Думы стал лидер партии «Единая Россия» Б. С. Грызлов, чья фракция получила наибольшее количество депутатских мандатов — 120 (из 225).
• Административные реформы.
Первым их этапом (на основании указа Президента о Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации» от 9 ноября 2002 г.) стало реформирование системы федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной)и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Деятельность госслужбы и госслужащих должна стать более открытой, доступной общественному контролю и полностью подчиненной закону.
- В марте 2004г. (после отставки правительства Касьянова) было объявлено о реорганизации высшего исполнительного органа власти с целью превращения его аппарата в эффективный и современный инструмент администрирования. Ставится задача четкого разделения полномочий между ведомствами. Для этого сформирована новая, трехуровневая, структура правительства: первый уровень — федеральные министерства (число которых сократилось с 23 до 14); второй — федеральные службы; третий — федеральные агентства.Реформирование коснулось также структур Администрации Президента, чьи полномочия ограничиваются административными функциями, обеспечивающими деятельность президента, и больше не дублируют функции федеральных ведомств.
• Столкновения с олигархами
Первые же действия Владимира Путина на посту премьер-министра, а затем и.о. Президента вызвали недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Принцип равноудаленностибизнеса от власти касался всех, и действия Президента доказывали, что это не риторика, а продуманная политика.
Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Двое представителей этого сообщества — медиамагнаты В. Гусинский и Б. Березовский — были не готовы отказаться от рычагов давления на власть. Конфликтами с этими двумя олигархами ознаменовались 2000—2001 гг. Для власти речь шла о разрушении системы олигархического контроля над средствами массовой информации (СМИ). Разрушение системы олигархического контроля над СМИ было необходимым условием возвращения государству его законных прав и полномочий, тем более что сам олигархический контроль держался на незаконных основаниях.
В современном массовом обществе контроль над СМИ — один из ключевых элементов воздействия на политику, поскольку политики зависимы от общественного мнения, а оно, в свою очередь, в значительной мере формируется средствами массовой информации. В основе олигархического воздействия на государственную политику во второй половине 1990-х гг. лежал контроль олигархов над электронными и печатными СМИ.
Когда Гусинский своевременно не выплатил кредиты, взятые у Газпрома и Сбербанка, началась процедура банкротства телеканала НТВ и его возвращение в собственность государства. В конечном итоге компания НТВ была передана холдингу «Газпром-медиа», а Гусинский получил 300 млн долларов за свои акции в компании и эмигрировал из России. Позднее контроль государства был восстановлен и над телеканалом ОРТ. Юридически телеканал всегда принадлежал государству, владевшему 51% акций. Узурпация прав собственника Б. А. Березовским была устранена путем простой смены менеджмента.
Так были пресечены все попытки шантажировать власть через подконтрольные информационные ресурсы. Гусинский и Березовский продолжают оставаться за границей. Первый из них отошел от публичной политики, Березовский регулярно выступает в российских и зарубежных СМИ с критикой действий российских властей, а в 2006 г. прямо заявил, что его деятельность направлена на силовой захват власти в России.
Следующее столкновение государства с олигархами произошло в 2003 г. 25 октября в аэропорту Новосибирска был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Защитники Ходорковского утверждали, что его преследование осуществляется по политическим мотивам — из-за финансирования им оппозиционных партий. Действительно, в преддверии выборов депутатов Государственной Думы владельцы ЮКОСа попытались обеспечить себе большинство в будущем парламенте, финансируя сразу ряд политических партий в обмен на включение в списки своих людей. Однако справедливость требует признать, что М. Ходорковский финансировал не только оппозиционные, но и проправительственные партии. Это была не столько оппозиция, сколько попытка «олигархического реванша», при которой коррумпировались парламент и вся партийная система независимо от политических платформ партий и фракций.
Кроме этого, государство впервые заявило о необходимости защиты стратегических энергоресурсов как составляющей безопасности страны. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что укрепившееся государство послало крупному бизнесу однозначное послание: соблюдайте закон, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. Причем если в 2002—2003 гг. динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных компаниях падала, то в 2004 г. поступления от этого налога выросли сразу на 225,3%. Некоторые компании, исходя из «дела ЮКОСа», добровольно доплатили налоги. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.
•Президентские выборы 14 марта 2004 г. 14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. На пост главы государства претендовали 6 кандидатов. Явка на избирательные участки составила 64%. Голоса распределились следующим образом: В. В. Путин — 71,2%, Н. М. Харитонов — 13,7%, С. Ю. Глазьев — 4,1%, И. М. Хакамада — 3,9% , О. А. Малышкин — 2% , С. М. Миронов — 0,8%. Процент проголосовавших «против всех» составил 3,5% [это больше, чем на выборах 2000 г. (1,9)].
Расклад голосов продемонстрировал поддержку основной частью избирателей курса реформ президента Путина и одновременно продемонстрировал ослабление влияния как левой, так и правой политической оппозиции.
2005 г.- создание Общественной палаты -совещательного органа , призванного содействовать
диалогу власти и общества.
2007 г.- в преддверии выборов в ГД создание партии «Справедливая Россия»(после объединения
Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины») во главе с С.М. Мироновым
-выборы в V ГД (наибольшее количество голосов вновь получила «Единая Россия». Кроме
неё места в парламенте получили КПРФ,ЛДПР, «Справедливая Россия»
2008 г.-избрание Д.А.Медведева президентом РФ, председателем правительства станет В.В.Путин -лидер партии «Единая Россия»