Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.

После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации. В силу этих причин процесс формирования современной российской внешнеполитической доктрины потребовал нема­ло времени и прошел через два этапа.

Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения ору­жия массового поражения и ракетных технологий. Социалистиче­ский лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, вклю­чая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи ази­атских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты.

Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сокра­тилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, став постоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, ос­тавив за собой контроль за советским ядерным оружием.

В этих условиях внешняя политика новой России не мог­ла быть простым возвращением к дореволюционной модели начала XX в., а тем более механическим продолжением со­ветской внешней политики. Российская Федерация решитель­но отказалась от идеологического компонента в дипломатиче­ском наследии Советского Союза, хотя юридически провозгла­сила себя государством — продолжателем СССР и по праву заняла его место среди пяти постоянных членов Совета Безо­пасности ООН. Руководству России пришлось во многом за­ново формулировать свои взгляды на принципиальные зада­чи страны в области международных отношений.

Первый из них начался с декабря 1991 г. Тогда ожида­лось, что радикальный поворот от конфронтации к сближе­нию с западными странами автоматически изменит их отно­шение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. В частности, была вы­двинута такая нереалистическая задача, как установление «союзнических» отношений с Западом, к которым ни наша страна, ни сами западные государства готовы не были, по­скольку по-разному понимали их смысл.

Многие в США и странах Западной Европы, попав под влияние синдро­ма «победителя в «холодной войне», не рассматривали демократичес­кую Россию в качестве равноправного союзника, а иногда даже стави­ли под сомнение необходимость сотрудничества с ней. В лучшем слу­чае России отводилась роль младшего партнера. Любое же проявление самостоятельности и стремления отстоять свои позиции воспринима­лось как рецидив советской «имперской» политики.

Этап явного «прозападного крена» российского руковод­ства продолжался сравнительно недолго. С середины 90-х гг. начинается второй этап формирования внешнеполитической доктрины. Его задачей являлась корректировка стратегичес­кого курса страны на мировой арене.

В условиях крайне противоречивой международной си­туации стало ясным, что единственно надежным ориентиром внешней политики является последовательная защита нацио­нальных интересов. Только на такой основе можно целена­правленно выстраивать отношения с другими государствами.

В чем же заключаются национальные интересы России в их внешнеполитическом преломлении?

На нынешнем этапе истории страны российская дипло­матия призвана в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития. В их числе: обеспечение надеж­ной безопасности, создание благоприятных условий для устой­чивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ конституционного порядка, консолидации общества, защи­ты прав граждан и соотечественников за рубежом.

Внешняя политика должна быть сбалансированной. Ис­торический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные географические на­правления внешнеполитических усилий России. Уже само ее уникальное геополитическое положение как крупнейшей ев­разийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада и Востока, Севе­ра и Юга.

Для России важно добиваться на мировой арене фор­мирования многополярной системы международных отноше­ний, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исклю­чительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемо­го «биполярного мира» (его силовую ось все послевоенные де­сятилетия составляло глобальное соперничество двух сверх­держав — США и СССР). Тогда практически сразу четко обо­значилась тенденция к созданию однополярной структуры миропорядка при экономическом, политическом и военном доминировании США. При решении важных вопросов меж­дународной безопасности ставка все чаще делалась на запад­ные структуры (НАТО и др.)> на ослабление роли Совета безопасности ООН. Такая стратегия односторонних действий способна была дестабилизировать международную обстанов­ку, провоцировать межгосударственные противоречия.

Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как взаимный учет и согласо­вание национальных интересов. Центральное место в его ре­ализации, безусловно, принадлежит Организации Объединен­ных Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать приме­нение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходится с общепринятыми в ми­ре нормами и правилами.

Наши рекомендации