Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.
После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации. В силу этих причин процесс формирования современной российской внешнеполитической доктрины потребовал немало времени и прошел через два этапа.
Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Социалистический лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, включая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи азиатских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты.
Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сократилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, став постоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, оставив за собой контроль за советским ядерным оружием.
В этих условиях внешняя политика новой России не могла быть простым возвращением к дореволюционной модели начала XX в., а тем более механическим продолжением советской внешней политики. Российская Федерация решительно отказалась от идеологического компонента в дипломатическом наследии Советского Союза, хотя юридически провозгласила себя государством — продолжателем СССР и по праву заняла его место среди пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Руководству России пришлось во многом заново формулировать свои взгляды на принципиальные задачи страны в области международных отношений.
Первый из них начался с декабря 1991 г. Тогда ожидалось, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. В частности, была выдвинута такая нереалистическая задача, как установление «союзнических» отношений с Западом, к которым ни наша страна, ни сами западные государства готовы не были, поскольку по-разному понимали их смысл.
Многие в США и странах Западной Европы, попав под влияние синдрома «победителя в «холодной войне», не рассматривали демократическую Россию в качестве равноправного союзника, а иногда даже ставили под сомнение необходимость сотрудничества с ней. В лучшем случае России отводилась роль младшего партнера. Любое же проявление самостоятельности и стремления отстоять свои позиции воспринималось как рецидив советской «имперской» политики.
Этап явного «прозападного крена» российского руководства продолжался сравнительно недолго. С середины 90-х гг. начинается второй этап формирования внешнеполитической доктрины. Его задачей являлась корректировка стратегического курса страны на мировой арене.
В условиях крайне противоречивой международной ситуации стало ясным, что единственно надежным ориентиром внешней политики является последовательная защита национальных интересов. Только на такой основе можно целенаправленно выстраивать отношения с другими государствами.
В чем же заключаются национальные интересы России в их внешнеполитическом преломлении?
На нынешнем этапе истории страны российская дипломатия призвана в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития. В их числе: обеспечение надежной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ конституционного порядка, консолидации общества, защиты прав граждан и соотечественников за рубежом.
Внешняя политика должна быть сбалансированной. Исторический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные географические направления внешнеполитических усилий России. Уже само ее уникальное геополитическое положение как крупнейшей евразийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада и Востока, Севера и Юга.
Для России важно добиваться на мировой арене формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исключительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемого «биполярного мира» (его силовую ось все послевоенные десятилетия составляло глобальное соперничество двух сверхдержав — США и СССР). Тогда практически сразу четко обозначилась тенденция к созданию однополярной структуры миропорядка при экономическом, политическом и военном доминировании США. При решении важных вопросов международной безопасности ставка все чаще делалась на западные структуры (НАТО и др.)> на ослабление роли Совета безопасности ООН. Такая стратегия односторонних действий способна была дестабилизировать международную обстановку, провоцировать межгосударственные противоречия.
Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как взаимный учет и согласование национальных интересов. Центральное место в его реализации, безусловно, принадлежит Организации Объединенных Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходится с общепринятыми в мире нормами и правилами.