ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС В 1997 — 1999 г.

1. Новый состав кабинета правительства В. С. Черномырди­на.

После мартовских событий 1997 г. Президент отправил в отстав­ку правительство. Премьер сохранил за собой пост, его первыми за­местителями были назначены А. Б. Чубайс (одновременно министр финансов) и Б. Е. Немцов (бывший губернатор Нижегородской об­ласти).

• Основными направлениямидеятельности нового правительст­ва были названы реформирование естественных монополий, пенси­онная и коммунальная реформы, реформа правительственного аппа­рата, борьба с возросшей коррупцией — одной из причин падения ав­торитета власти.

Было принято решение об отмене неоправданных налоговых и таможенных льгот. Каждая закупка товаров или предоставление ус­луг по государственному заказу должны были осуществляться через открытые конкурсы.

• Нарастание кризисных явлений в экономике.

Однако реаль­ных изменений не произошло ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. Ухудшение финансового положения заставило сократить в 1997 г. государственные расходы (на 30% — в оборонной промыш­ленности, угольной отрасли; на 50% — все остальные траты), в на­чале 1998 г. — провести деноминацию рубля. Продолжали выпус­каться ГКО. Каждый следующий их выпуск, не обеспеченный реаль­ным развитием народного хозяйства, давал возможность произвести выплаты по предыдущим и обеспечивал неоправданно высокую сто­имость рубля. Завышенный курс рубля создавал видимость некото­рого благополучия, обеспечивал рост импорта потребительских това­ров и, соответственно, таможенных доходов. Отечественная продук­ция при этом оказывалась сопоставимой по ценам с импортом и не конкурентно способной , что способствовало спаду в обрабатываю­щей промышленности.

Сельское хозяйство также практически не развивалось, в том числе из-за того, что нерешенность вопроса о собственности на землю не давала возможности привлечения серьезных инвестиций в аграр­ный сектор. Государственные же дотации не вкладывались в обнов­ление техники и технологий.

К весне 1998 г. ситуация обострилась, развернулось новое дви­жение протестов.

31 марта правительство в полном составе было от­правлено в отставку. Новым премьер-министром был утвержден С. В. Кириенко.

Социально-экономическая ситуация в 1998г.

• Экономический курс правительства С. В. Кириенко.

Спровоцировало эту ситуацию резкое падение мировых цен (от 20 до 40%) на основные экспортные товары, наполнявшие бюджет страны: нефть, нефтепродукты, газ, цветные металлы. След­ствием этого стал рост долга государства по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы, что вызвало недо­вольство населения. Понизился курс акций российских ком­паний.

С целью не допустить обесценивания российского рубля пра­вительство заявило об ужесточении бюджетной политики, обратив­шись одновременно за помощью к США, Германии и Международно­му валютному фонду.

• Августовский денежно-финансовый кризис в августе 1998 г.и его последст­вия.

Иностранная помощь опоздала: в августе 1998 г. в стране раз­разился сильнейший финансовый кризис, была обрушена пирамида ГКО. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте (прекращении выплат по обязательствам государства) и мораториина выплату дол­гов зарубежным банкам. 23 августа последовала отставка правитель­ства.

Последствия кризиса оказались чрезвычайно тяжелыми для на­селения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к сниже­нию реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импор­та (в 6—7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бу­маг.

В то же время ловушка ГКО была ликвидирована, падение курса рубля в 4 раза и резкий спад импорта привели к росту сбыта россий­ских товаров, что создало предпосылки для возрождения отечествен­ной промышленности.

Поиски выхода из кризиса.

• Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова.

В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков, сделавший ставку на увеличение государственного регулирования экономики,жест­кий режим экономии, пре­кращение криминализации хозяйства ,борьба с коррупцией и преступностью в обществе, оживление реального сектора экономики, перего­воры с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по долгам , предотвращение гиперинфляции

• Смена кабинета министров.

Однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку прави­тельство Примакова. Новым главой кабинета министров стал С. В. Сте­пашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В. В. Пу­тин.

Постепенно ситуация в экономике стала выправляться. Падение промышленного производства сменилось к маю 1999 г. постепенным ростом. Однако общая ситуация в стране про­должала оставаться нестабильной.4.Наследие первых лет реформ.

• Состояние экономики и финансов.

К моменту прихода в каби­нет министров В. В. Путина процесс разгосударствления и внедре­ния экономический свободы в России не был завершен как в органи­зационном, так и правовом плане. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд долл.). Российская экономика продолжала испытывать на себе сильное

влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля кото­рой в общем объеме экспорта страны составляла с учетом нефтепро­дуктов более трети.

• Социальные последствия реформ.

Произошли изменения в со­циальной структуре российского государства. Образовались бизнес- и политическая элита, началось складывание пока немногочислен­ного среднего класса. Вместе с тем реформы привели к процессу мар­гинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бед­ности.

К концу 1990-х гг. в стране обозначился кризис народонаселе­ния: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек. Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли фи­нансовой олигархии.

Наши рекомендации