ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1993—1996 гг.
Приватизация.
К концу 1993 г. было приватизировано почти 2/5 предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.
Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1% доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавшиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.
Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.
Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.
Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20—30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках не- большой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.
Выполнение этих задач требовало большего времени.
С осени 1994г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% — сельскохозяйственного, 8,3% — розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.
Долгое время Правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе деиндустриализации России и ее отката в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.
Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила к 1998 г. 2/3 от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и, как следствие, производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв pi неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.
Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1 %, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться (в 1997 г. на 6% к уровню предшествующего года). Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 150 млрд долларов (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.
2.Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5% общей суммы российских
капвложений.
При этом долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд долл. Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран-кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.
Важнейшим источником финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которое государство использовало не как инструмент финансовой политики, а как простой источник прибыли.
Итоги.
Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике. Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока-кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок.
• Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта
сырья.
• Социально-экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения. Впервые власть столкнулась с протестным движением народа, требовавшим регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным событием стала Всероссийская акция протеста (март 1997г.), организованная профсоюзами и оппозицией.