Ход реформы. Основные меры правительства(1992-1993)
1.Введение свободного ценообразования и либерализация торговли.
С1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90% розничных и 80% оптовых цен. Была упразднена централизованная система распределения
ресурсов.
Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по сохранению в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.
В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к резкому взлету цен к концу 1992г.: примерно в 100—150 раз (при ожидаемом уровне в три-четыре раза). Повышение зарплаты во много раз отставало от роста цен. В последующем это соотношение несколько выравнялось. Но средний уровень жизни населения России оставался много ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях «перестроечной» инфляции и тотального товарного дефицита уже успели значительно обесцениться.
2.Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс реорганизации колхозов и совхозов, на месте которых создавались акционерные общества или производственные кооперативы.
Новым стало создание фермерских хозяйств.
Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы «перестройки» стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.
3.1-й этап приватизациигосударственных предприятий и жилья.
С этой целью был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (председатель — А. Б. Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки — ваучеры,означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий. С октября 1992 г.началась ваучерная приватизация(на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов). В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом — номинальных, ибо до 70% акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.
Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Предприятия испытывали огромные трудности: не могли закупить по свободным ценам необходимое им сырье и комплектующие материалы, расплатиться с поставщиками. К 1993 г. объем промышленного производства по сравнению с 1991г. сократился на 12%, сельскохозяйственного — на 10%. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.
Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз (в дореформенное время этот разрыв не превышал полутора раз).
Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоречивыми.
• Достижения.
В России были введены экономические свободы, начал складываться рынок, был ликвидирован товарный дефицит. В ходе приватизации более % госпредприятий стали частными. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудились больше половины всех работающих.
• Негативные последствия.
Усилился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Социально-экономические последствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз превысили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяжелыми для рядовых граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни населения, сокращение занятости и рост безработицы.
• Оппозиция курсу реформ.
Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппо-нентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбула-товым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного регулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотирование сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.
Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые уступки. В результате в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция.
В декабре 1992г. VIIсъезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.