Картина мира: | Конституция 1993 года, глава государства – Президент, законодательная власть – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), исполнительная власть – Правительство РФ, выборы Государственной думы в 1993, 1995годах, выборы Президента в 1996 году, Федеративный договор, первая чеченская война. Общее представление о процессах, происходивших в экономической, социальной и духовной сферах, во внешней политике, их последствиях. |
Историческое мышление | Умение соотносить процессы в реальной жизни с положениями в Конституции, выявлять причины трудностей по продвижению России к демократическому правовому и социальному государству. |
Нравственное и гражданское самоопределение: | Осознание своей сопричастности к президентским выборам 1996года. |
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания. | Работа с материалами после текста параграфа. 1.Сравните нормы Конституции и заявления оппозиции 1990-х годов. В чем противоречие? | Конституция / | Оппозиция \ | РФ – демократическое, правовое социальное государство | Подавляющее большинство россиян – нищие, никто не в состоянии защитить их права. | | |
| 2.Какое возникает проблемное задание, которое нужно выяснить на уроке? | Удалось ли в 1990-е годы создать в России демократическое правовое социальное государство? | |
2.Выдвижение версий. | Какой предполагаемый ответ на поставленное проблемное задание можем дать? | Россия в 1990-е годы продвинулась по пути становления демократического государства, но сдвигов в становлении социального государства не происходило. | |
3.Актуализация знаний. | - Объясните значения слов, обозначенных перед параграфом.
Варианты выполнения задания: Также как на предшествующем уроке провести понятийный диктант, переставив порядок слов-терминов понятий. Либо предложить учащимся выполнить тестовое задание на соотнесение терминов понятий (левый столбик) с их значениями (правый столбик). - Выделите главные, на ваш взгляд, положительные и отрицательные изменения 1992-1993 годов в экономике и состоянии общества России. Объясните свой выбор.
| Учащиеся высказывают свои суждения. | |
4.Открытие нового знания. | Как будем выполнять поставленное задание? Какие вопросы нам для этого нужно выяснить? | Каким было социально-экономическое, политическое, духовное состояние общества в 1990-е годы, насколько оно отвечало требованиям Конституции РФ? | |
| Можно класс разделить на две группы. 1-я группа будет работать над первым аспектом поставленного проблемного задания, 2-я – над вторым, третий аспект будет рассматриваться обеими группами. | | |
| 1-я группа: Насколько социально-экономическое, внутриполитическое, духовное развитие России в 1990-е годы отвечало положениям Российской Конституции. | | |
| Схема на стр. 351, текст и иллюстрации на стр. 350-355. | | |
| Вспомним основные положения Конституции, о которых мы говорили в начале нашего урока. | Россия – демократическое правовое государство. Россия – социальное государство. | |
| Сопоставим признаки демократического правового государства (словарь, стр.381) и материалы учебника и ответьте на вопрос: Какие из этих признаков в наибольшей степени стали проявляться в 1990-е годы? В чем это выразилось? Вариант задания: Продвинулась ли Россия в 1990-е годы к демократическому правовому государству, если да, то в чем это выразилось? | Проявился, прежде всего, третий признак: разделение ветвей власти, Парламент, демократические выборы, независимые общественные организации и СМИ. Во главе государства – Президент, избираемый гражданами России. Законодательная власть – Федеральное собрание, исполнительная власть – Правительство во главе с Премьер-министром, судебная власть. Парламент – Федеральное собрание, состоящее из Государственной думы, избираемой гражданами и Совета Федерации, в который входят представители субъектов Федерации. Первые выборы в Государственную думу показали, что это были свободные выборы, так как оппозиционные партии получили около 80% мест, что в России оформилась многопартийность. | |
| Каким было социально-экономическое положение в стране при правительстве Черномырдина? Какие были положительные изменения, какие оставались нерешенные проблемы? | Положительные изменения: - Снижение инфляции и замедление роста цен
- Успешная работа сырьевых компаний
- Продолжение приватизации
- Достойная зарплата в коммерческих структурах
Нерешенные проблемы: - Мизерная с задержками зарплата в бюджетных организациях, на оборонных предприятиях
- Типичное явление – нищие на улицах городов
- Продолжающийся спад промышленного производства
- Отсутствие притока иностранного капитала
- Отток отечественного капитала за границу
- Произвол чиновников.
| |
| Какие изменения происходили в духовной жизни общества. Выделите как положительные, так и отрицательные изменения. | Положительные изменения: - Возвращение религиозных ценностей, большой интерес людей к религии
- Свобода творчества
- Появление общественных и частных учебных заведений
Отрицательные изменения: - Утрата многих моральных ценностей
- Сокращение финансирования учреждений культуры
- Засилье низкопробных произведений (боевиков, фильмов ужасов и т.д.)
- Снижение общего уровня подготовки школьников.
| |
| Какой общий вывод по поставленному заданию для первой группы можно сделать, если учесть все признаки демократического правового государства? | Россия сделала первые шаги к демократическому правовому государству (разделение властей, парламентаризм, свободные выборы), но социально-экономические права основной массы граждан не были обеспечены, защищены. | |
| 2-я группа выполняет задание №2 к параграфу: Каким образом национальные и политические проблемы России осложняли путь к правовому социальному государству? По карте на форзаце перечислите все республики, входящие в Российскую Федерацию и названия некоторых краев, областей, автономных округов. Какие меры были предприняты в 1992-1993 гг. для урегулирования федеративных отношений? | Меры для урегулирования федеративных отношений: 1.Подписание Федеративного договора, определившего государственное единство России и разграничившего полномочия между центральными властями и субъектами федерации. 2.Закрепление в Конституции РФ положений об осуществлении государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами и т.д. | |
| Какую опасность для России представлял сепаратизм властей Чечни? | Угроза распада Российской Федерации. Распространение террактов на территории России. Гибель мирного населения. | |
| Почему, несмотря на обещания министра П.С.Грачева быстро провести операцию в Чечне, первая чеченская война затянулась и закончилась фактически победой чеченских сепаратистов? | 1. Слабость, нерешительность центральной власти - Слабость российской армии. В зону боевых действий отправляли даже молодых необученных солдат (фотография 18-летнего бойца Российской армии на стр.356)
- Переход боевиков к партизанской войне и террактам в других российских регионах (захват боевиками в заложники людей в Буденновске, Кизляре, стр.356)
- Рост антивоенных настроений, призыв «отпустить Чечню».
| |
| Какие опасности для свободного волеизъявления граждан стали возникать в середине 1990-х годов на выборах местных губернаторов, президентов, законодательных собраний в регионах? | Значительное влияние на результаты выборов стала оказывать финансовая поддержка того или иного кандидата крупными предпринимателями, а также «административный ресурс» | |
| Почему Б.Н.Ельцин, рейтинг которого резко снизился, смог одержать победу на президентских выборах 1996г? | - Поддержка крупным бизнесменами, известными журналистами, основными телеканалами
- Активность самого Ельцина
- Поддержка самыми разными людьми Ельцина из-за боязни возвращения к власти коммунистов
| |
| Какой общий вывод по поставленному для 2-й группы заданию можем сделать? | Продвижение к правовому социальному государству осложняли неудачная чеченская война, влияние на результаты выборов крупных предпринимателей, «административного ресурса». | |
| Дополнительно этой группе может быть предложено задание: Если бы в 1996 году вы смогли голосовать на президентских выборах, за кого и почему вы отдали голос? | Высказывают собственные суждения. | |
| Задания по третьему аспекту проблемного задания: Чем характеризовалась внешняя политика Росси при министре иностранных дел А.Козыреве и министре иностранных дел Е.М.Примакове? | При Козыреве: Главное внимание уделялось развитию отношений с Западом, позиция России стала соглашательной. При Примакове: В первую очередь, дружеские отношения со своим ближайшими соседями – странами СНГ, более самостоятельная политика по отношению к Западу (американское ядерное оружие не должно размещаться на территории стран – бывших участниц Варшавского договора), налаживание отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. | |
| По карте на форзаце 2 разделите республики бывшего Советского Союза на входящие в СНГ и не входящие в Содружество. | Не входили в СНГ республики Прибалтики. | |
5. Применение нового знания. | 1.Продолжить заполнение таблицы «Перемены в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков», строка 1994-1999годы. | | |
| Годы | Состояние экономики и населения | Положение и уровень культуры | Отношения власти и граждан | Национальные отношения | Международное положение | 1994-1999гг. | Дальнейший переход к рыночной экономике. Социально-экономическая ситуация не улучшается: продолжающийся спад производства, низкий жизненный уровень основной массы населения и т.д. | Свобода творчества деятелей культуры. Возрастающий интерес к религии. Сокращение финансирования учреждений культуры. Засилье низкопробных произведений. Утрата многих моральных ценностей | Выборы в Государственную думу в 1993, 1995 годах на основе Конституции 1993г. Успехи оппозиционных партий. Победа Ельцина на президентских выборах в 1996 г., несмотря на резко снизившийся рейтинг. Нежелание многих граждан возврата к власти коммунистов. Влияние на выборы бизнеса, «административного ресурса» | Федеративный договор 1992 г., Конституция 1993г. – урегулирование отношений между центром и субъектами РФ. Неудачная чеченская война – угроза целостности России, терроризма. | Налаживание отношений со странами Запада, СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона. Более самостоятельная взвешенная политика при министре иностранных дел Примакове. |
| |
| Какой общий вывод по поставленному проблемному заданию можем сделать? В 1990-е годы происходило становление государственности Российской Федерации: утверждались парламентаризм, многопартийность, гражданские свободы (свобода слова и др.),вместе с тем продвижение к демократическому правовому и социальному государству осложнялось спадом производства, низким жизненным уровнем, влиянием на результаты выборов бизнеса, и «административного ресурса», неудачной чеченской войной. | | |
| Домашнее задание: § 35, вопросы и задания перед ним. Если задание о своей предполагаемой позиции на президентских выборах 1996г. не выполнялось на уроке, то можно предложить его для выполнения дома. | | |
| | | | |