Приоритетность интересов благосостояния при формировании социально-экономической политики Курской области
Таблица 1 Параметрическая структура жизненно важных интересов личности
Жизненно важный интерес | ||||
Уровень жизни | Качество жизни | Гарантия | Социальная | Стабильность |
конституционных | справедливость | жизнедеятель | ||
прав | ности, личная | |||
и имущественная | ||||
безопасность | ||||
Доход на одного | Общая жилая | Доля безработ | Разница в дохо | Количество со |
человека. | площадь на душу | ных в трудоспо | дах богатых и | вершенных пре |
Расход на одного | населения. | собном населе | бедных слоев на | ступлений. |
человека. | Число телефонов | нии. | селения (коэф | Количество |
Средний уровень | на 1000 человек. | Количество без | фициент Джинн). | транспортных |
реальной зара | Количество лег | домных людей. | Разница в дохо | происшествий. |
ботной платы. | ковых автомоби | Число обраще | дах на душу насе | Количество по |
Доля расходов на | лей на 1000 чело | ний с жалобами к | ления по регио | жаров. |
питание. | век. | Президенту Рос | нам страны. | Доля занятых, |
Доля расходов на | Количество граж | сийской Федера | Разница в зар | получивших про |
оплату жилья и | дан, совершив- | ции — гаранту | плате мужчин и | фессиональные |
коммунальных | шихтурпоездки в | конституцион | женщин. | заболевания. |
услуг. | дальнее зару | ных прав. | Число обучаю | Доля занятых, |
Среднее количе | бежье. | Число обраще | щихся за грани | получивших про |
ство дней опла | Количество биб | ний граждан в | цей. | изводственные |
чиваемого отпус | лиотек. | органы Прокура | Число необучаю | травмы. |
ка. | Количество музе | туры Российской | щихся лиц | Доля детской |
Продолжитель | ев. | Федерации о на | школьного воз | преступности в |
ность рабочей не | Среднее количе | рушении их прав. | раста. | общем количест |
дели. | ство свободного | Число постанов | Доля школьни | ве преступлений. |
Доля пенсионе | времени в неде | лений органов | ков, обучающих | Уровень смерт |
ров в населении. | лю. | Прокуратуры | ся во вторую сме | ности. |
Чистая миграция | Количество боль | Российской Фе | ну | Уровень детской |
(прибыло- | ничных коек на | дерации об отме | Доля женщин в | смертности. |
убыло). | 1000 человек. | не противозакон | парламенте. | Доля больных |
Доля доходов, | Доля расходов на | ных решений ор | Доля женщин в | людей в общем |
направляемых на | образование в об | ганов исполни | государственном | населении. |
сбережение. | щих расходах. | тельной власти. | управлении. | Доля заключен |
Величина офици | Ожидаемая про | Число обраще | Доля женщин в | ных в населении. |
ального прожи | должительность | ний граждан в | численности | Доля людей, име |
точного миниму | жизни. | Верховный Суд | официальных | ющих судимость, |
ма. | Уровень рождае | Российской Фе | безработных. | в населении. |
Доля оплаты | мости. | дерации о нару | Разница в оплате | Количество раз |
жилья в доходах | Количество детс | шении их прав. | труда по секто | водов |
семьи | ких садов на 1000 | Число обраще | рам и сферам | |
человек. | ний граждан Рос | жизнедеятель | ||
Доля газифици | сийской Федера | ности. | ||
рованных жилых | ции в Междуна | Доля неработаю | ||
домов | родный суд в | щих пенсионеров | ||
Страсбурге | в их общем коли | |||
честве |
Предложенная параметрическая структура жизненно важных интересов личности представляет собой, безусловно, только лишь один из возможных вариантов решения этой проблемы. К сожалению, наша официальная статистика в этом отношении мало чем может помочь, поскольку вряд ли кто сможет найти в существующих формах отчетности единый замысел и общую целевую функцию. В этой связи необходимо модернизировать статистику на всех уровнях и выработать отечественную систему показателей, отражающих содержание основных национальных интересов, опираясь при этом на опыт других стран и Организации Объединенных Наций. Так, в ООН еще в конце 60-х гг. прошлого века началась разработка показателей, которые позволили бы дать оценку разнообразным потребностям и интересам людей, в частности, по двум категориям — уровень и качество жизни.
С этой целью специалистами ООН был предложен качественно новый показатель — индекс человеческого развития (ИЧР). Он представляет собой интегральный показатель, обобщающий три исходных показателя, характеризующих развитие человека — долголетие, образованность и уровень жизни. Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность — комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения. Уровень жизни определяется объемом реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни — паритет покупательной способности (ППС).
Конечно, трех показателей недостаточно для исчерпывающей оценки уровня развития, но выбор этих показателей далеко не случаен. Каждый человек прежде всего заинтересован как можно дольше задержаться на этом свете и провести материально обеспеченную и духовно насыщенную жизнь, что, в принципе, и отражают эти показатели.
Важной особенностью ИЧР является то, что, в отличие от ВВП, он позволил выйти за рамки чисто стоимостных значений, объединить показатели, измеряемые в различных единицах, и выработать для них единую меру измерения. По методологии расчета ИЧР каждый исходный показатель входит в него не в абсолютных значениях, а в виде относительного индекса, характеризующего место конкретной величины данного показателя в шкале между минимальным, принимаемым за «О», и максимальным, принимаемым за «I», его значениями. Так, при
расчете ожидаемой продолжительности жизни за минимум принято 25 лет («О»), за максимум — 85 лет («I»). Тогда для страны или региона с фактической ожидаемой продолжительностью жизни в 55 лет ее индекс составит 0,5.
Уровень образованности рассчитывается как среднеарифметическое значение двух показателей: грамотности взрослых в пределах от 0 до 100% (всеобщая грамотность) с весом в две трети и средней продолжительности учебы от 0 до 15 лет, принимаемой за максимум, с весом в одну треть.
Для расчетов индекса уровня жизни приняты за минимум 200 долл. США («О»), а за максимум — 40 тыс. долл. США («I»). Для учета влияния на величину ИЧР резкого неравенства в уровне материального благополучия в различных странах или регионах в расчет данного индекса введены некоторые коэффициенты эластичности по прогрессивной шкале. Если величина реального ВВП надушу населения с поправкой на ППС превышает среднемировой уровень, то величина этого коэффициента уменьшается, так как считается, что дальнейшее увеличение дохода на душу населения рассматривается как излишество и уменьшение его вклада в общее человеческое развитие.
В результате считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень, страны с ИЧР в диапазоне 0,5—0,8 — средний уровень, а страны с ИЧР свыше 0,8 — высокий уровень человеческого развития. Начиная с 1990 г., ООН практически ежегодно проводит расчеты ИЧР для различных стран, постоянно совершенствуя методику и технологию обработки исходных данных. Несмотря на определенную ограниченность, показатель ИЧР позволяет проводить более наглядные и доказательные сравнения уровня развития между различными странами, в том числе и в динамике. Так, расчеты в ретроспективе свидетельствуют, что уровень человеческого развития Южной Кореи, например, аналогичен уровню развития Великобритании 30-летней давности. В то же время количество стран с высоким уровнем человеческого развития растет.
Сравнение показателей ВВП и ИЧР подтвердило высокую степень корреляции между ними, т. е. более богатые страны с большим ВВП, естественно, имели и большее значение ИЧР. Однако во многих случаях эта взаимосвязь не прослеживается. Более того, за исследованный период ни у одной страны величина ИЧР не уменьшилась, в то время как объем ВВП в ряде
стран в этот период периодически снижался. Иными словами, показатель ИЧР более устойчив в оценке состояния и тенденций развития человека и общества.
Несмотря на сравнительно небольшой срок практического использования показателя ИЧР, он оказал заметное влияние на процесс принятия решений в области человеческого развития во многих странах. Публикации ООН этого показателя в ряде стран стимулировали бурные дебаты в обществе и парламентах в целях модернизации государственной социально-экономической политики с приоритетом человеческого развития. Некоторые страны даже сформировали и приняли конкретные стратегии человеческого развития,
В Японии с 1969 г. развивается собственная система социально-экономических индикаторов, характеризующих обе эти категории. В настоящее время эта официальная система включает в себя 140 показателей по различным сферам жизнедеятельности, в том числе 108 показателей, рассчитываемых не только для страны в целом, но и по регионам.
Важной особенностью всех этих индикаторов является то, что они, будучи выраженными в индексной форме, позволяют измерить все виды социальной деятельности общества и даже те, для которых трудно или вообще невозможно найти общую единицу измерения. Многие сотни лет в качестве единственного инструмента измерений в сфере общественных отношений использовались деньги. Но такая практика приводила к забвению многих аспектов благосостояния людей. Потребовались многие годы, чтобы убедиться в том, что для оценки общего благосостояния необходимо использовать в тесной взаимосвязи показатели, характеризующие и экономическое, и неэкономическое благосостояние.
Главным инструментом изменения в ту или другую сторону неэкономического благосостояния является воздействие на использование дохода. Одну и ту же сумму денег можно направить на удовлетворение разных потребностей. При этом различные виды потребления могут по-разному влиять на уровень общего благосостояния. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку при разработке государственной экономической и социальной политики необходимо учитывать, насколько сильно неравенство в распределении доходов скажется на общем благосостоянии, а не только на его материаль
ной, экономической стороне. А это, в свою очередь, обяжет государство принимать большее участие в формировании подлинно необходимых обществу осознанных потребностей, т. е. интересов. При этом было замечено, что радикально-уравнительное распределение богатства между членами современного цивилизованного общества ведет только к ограничению роста культуры в обществе и в конечном итоге к его деградации.
Поэтому, хотя мы и привыкли подчеркивать, что экономика определяет политику, действие одного и того же экономического фактора неизбежно ведет к различным последствиям даже экономического характера в зависимости от общих сложившихся в обществе условий, в том числе политических.
Переход к государственному управлению через интересы и отражение их в государственной политике означает, помимо всего прочего, необходимость признания того факта, чтополитика выше экономики.
Данное обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости выработки собственной системы экономических и неэкономических показателей, объективно характеризующих содержание жизненно важных интересов личности, общества и государства.
После завершения формирования параметрической структуры жизненно важных интересов необходимо провести мониторинг и, собрав всю информацию, количественно выразить все показатели по каждому интересу. Полученные данные, отражая текущее состояние окружающей среды, позволят более объективно оценить достигнутый уровень развития человека и общества. Но эти данные не выражают количественную суть интересов, они являются только исходной информационной базой для выработки количественной оценки всей совокупности жизненно важных интересов.
Интересы — это цель развития человека и общества. Количественная оценка интересов — научно обоснованная перспективная величина каждого показателя в параметрической структуре интересов, которую необходимо достичь в процессе будущей практической деятельности человека, общества, государства. Только при таком осознании людьми сущности и содержания интересов они становятся движущей силой развития и основной причиной социальной активности людей. Не случайно методология системного анализа подчеркивает, что правильное опре-
деление цели — это уже половина успеха ее достижения. Поэтому определение конкретной количественной величины каждого национального интереса и его составляющих является важнейшей задачей всей системы государственного управления при переходе на управление по интересам.
В качестве таких значений по результатам сравнительного анализа и после широкого обсуждения с конкретными людьми и общественными организациями следует выбирать абсолютно реальные, уже фактически реализованные показатели, достигнутые в наиболее развитых регионах нашей страны и в странах Западной Европы, даже и не столь богатых по ресурсам, как Россия.
Такими ориентирами могут быть:
— наилучшие результаты среди регионов России (для других и особенно депрессивных регионов);
— средние европейские значения отобранных показателей;
— среднемировые значения этих показателей;
— наилучшие их значения в странах Западной Европы;
— наилучшие их значения в мире.
Формирование матрицы таких показателей наполнит на всех уровнях живым, конкретным содержанием всю систему жизненно важных интересов личности, общества и государства, раскроет перед людьми и обществом фактические цели их деятельности. Когда же эти показатели будут положены в основу государственной политики и люди осознают, что их личные интересы совпадают с государственными, они сделают все возможное для скорейшего достижения этих целей.
За рубежом такой подход фактически осуществлен в практике государственного индикативного планирования, широко распространившегося под влиянием успехов Советского Союза в послевоенный период во многих странах. В качестве целей этих планов социально-экономического развития чаще всего выдвигались многие ориентиры, характеризующие жизненно важные интересы личности и общества. Особенно показательным в этом отношении является японский «План удвоения национального дохода на 1961—1970 гг.», в ходе выполнения которого темпы развития японской экономики были не ниже советских темпов развития в 30-е гг., и в результате Япония одним рывком уже в 1968 г. обогнала США по основному показателю уровня жизни народа — величине национального дохода на ду
шу населения. А в 80-е гг. в Японии один из пятилетних планов социально-экономического развития специально был посвящен решению задач повышения качества жизни.
В настоящее время России предстоит выработать свои методы формирования государственной политики на основе зарубежного опыта и на базе конкретных количественных значений жизненно важных интересов личности, общества, государства.
После завершения процедуры количественной оценки жизненно важных интересов следующим этапом является выявление угроз безопасности и привязка их к конкретным интересам. Эту задачу возможно решать с использованием методов теории графов.
Практика показывает, что одна и та же угроза безопасности (как внутренняя, так и внешняя) может представлять опасность одновременно для нескольких интересов. Это вполне объяснимо и закономерно, но степень воздействия данной угрозы на каждый из этих интересов будет различной.
По завершении распределения всей совокупности угроз безопасности по интересам можно переходить к оценке уровня защищенности этих интересов от угроз. Поскольку процесс реализации интересов подвержен воздействию множества самых разнообразных факторов, то все возможные методы этой оценки неизбежно должны иметь вероятностный характер. Такой характер в значительной степени объясняется неопределенностью и нелинейностью изменений окружающего мира в ходе общественного развития. В этой связи наиболее приемлемым направлением решения данной задачи представляется использование методов теории управления рисками.
Применительно к поставленной задаче риск — это возможность отклонения фактических результатов деятельности от ожидаемых значений. Причины, порождающие эти отклонения, могут иметь самую различную природу. Отклонение фактического результата деятельности человека и общества по реализации своих интересов от намеченных целей, вызываемое угрозами безопасности, есть риск безопасности. Мерой риска безопасности является вероятность воздействия угрозы, умноженная на возможную величину отклонения от цели.
Рассчитав таким образом уровень риска безопасности по каждой угрозе, находим средневзвешенное значение уровня риска безопасности по каждому интересу. Эта величина и выражает степень защищенности интереса от угроз безопасности. Обобщая аналогичным путем значения рисков безопасности, можно количественно оценить степень защищенности совокупности жизненно важных интересов от угроз по тем или иным объектам безопасности или по сферам жизнедеятельности в зависимости от поставленной задачи.
Но для этого прежде всего необходимо выработать и освоить конкретные технологии расчета уровня рисков безопасности, что позволит, помимо всего прочего, ранжировать на основе объективных количественных оценок угрозы безопасности по степени их опасности и своевременно выявить наиболее опасные угрозы. В теории управления рисками уже достаточно детально разработаны многие методы оценки рисков в различных сферах человеческой деятельности. Ряд этих методов вполне можно адаптировать к решению задачи расчета уровня рисков безопасности.
К таким методам можно отнести:
— методы математической статистики;
— расчетно-аналитические методы:
— методы экспертных оценок;
— методы экспертных систем;
— методы математического моделирования при измерении рисков.
Наиболее доступным является метод экспертных оценок как комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью выбора рационального значения оценки. Несмотря на относительную простоту этого метода, при правильном формировании группы экспертов и грамотной организации всей работы экспертные оценки уровня риска безопасности могут с достаточно высокой степенью точности отражать реальную ситуацию.
Выбор этих методов зависит от многих факторов, но в значительной степени от количества и качества исходной информации. Чем больше массив достоверных данных, тем достовернее оценка уровня риска безопасности, но практически всегда приходится оперировать с неполной информацией и часто не вполне достоверной.
Эти обстоятельства сужают возможности использования тех или иных методов, но, несмотря на это, в целом использование расчетных количественных методов резко повышает объективность оценок уровня рисков безопасности и, соответственно, степень защищенности интересов от угроз. Решение этой задачи позволяет перейти к научным методам упреждающего управления безопасностью через управление рисками безопасности.
Существующие же ныне методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспечения национальной безопасности в основном направлены на борьбу с угрозами безопасности, главным образом, в режиме их последействия, ликвидации последствий уже материализовавшихся угроз.
В то же время риск безопасности — это управляемый параметр, на уровень которого возможно и необходимо оказывать управляющее воздействие со стороны системы обеспечения национальной безопасности. Цель этого воздействия — снизить уровень риска безопасности в условиях неопределенности многих факторов окружающей действительности и высокого динамизма развития обстановки. При этом следует иметь в виду, что один из важнейших постулатов теории управления рисками указывает: риски независимы друг от друга и должны нейтради-зовываться индивидуально.
Управление рисками безопасности — это целенаправленная деятельность всей системы обеспечения национальной безопасности по снижению уровня рисков безопасности путем заблаговременной нейтрализации угроз безопасности и снижения масштабов негативных последствий в случае их реального воздействия на процесс реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.
К методам управления рисками безопасности относятся:
— метод мониторинга окружающей среды, позволяющий оперативно отслеживать все изменения обстановки, заблаговременно планировать и организовать действия по снижению вероятности проявления угроз безопасности и меры по снижению величины возможного ущерба от них, а также оперативно скорректировать приоритетность выполнения стоящих задач;
— метод стратегического планирования деятельности системы обеспечения национальной безопасности, предусматривающий заблаговременное предвидение действий источников уг-
роз безопасности, прогнозирование динамики развития событий, упреждение фактов реального проявления угроз безопасности, заблаговременную разработку компенсирующих мер и планов использования резервов;
— метод использования механизма международных систем безопасности, позволяющий нейтрализовать многие угрозы безопасности, особенно внешние, за счет возможностей мирового сообщества на основе норм международного права.
Реализация вышеуказанной методологии путем разработки конкретных методов и приемов количественной оценки показателей интересов и угроз этим интересам позволит закрыть многие пробелы в общей теории национальной безопасности и превратит ее в подлинно научную фундаментальную теорию.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно и нужно ли выражать жизненно важные интересы личности, общества и государства в количественной форме?
2. Как можно измерить уровень воздействия угроз безопасности на жизненно важные интересы?
3. Что такое управление рисками безопасности?
Литература
Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000.
Хованов Н.В. Математические модели риска и неопределенности. СПб., 1998.
© ПрохожевА.А.
Глава 4
Методика оценки уровня социального развития и безопасности
Существующие методы оценки достигнутого уровня развития различных социально-экономических систем страдают многими существенными недостатками и слабо пригодны для практики при совершенствовании государственного управления. Поэтому необходим универсальный метод обработки исходной информации, характеризующей все разнообразие жизненно важных интересов людей, который позволил бы более объективно и адекватно отразить существующее положение и показать приоритетные направления деятельности, направленной на более полную реализацию интересов населения и государства.
Как уже было отмечено, все социальные интересы делятся на две группы — интересы благосостояния населения и интересы стабильности и безопасности.
Системный характер совокупности показателей интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности позволяет использовать для их обработки методы многомерного статистического анализа, в частности метод классификации, как группировки отдельных показателей указанной совокупности на основании их сходства и различия. Такой подход дает возможность выявить даже скрытые прежде свойства и закономерности социально-экономических явлений.
Для количественной оценки обеих групп интересов и степени их взаимовлияния может быть использован метод расчета трех интегральных индексов: индекса благосостояния населения, стабильности и социального развития.
Технология их расчета состоит из трех последовательных этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.
На первом этапе рассчитываются частные индексы интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности и выстраивается их ранговая шкала.
На втором этапе осуществляется конструирование интегральных индексов групп интересов благосостояния населения, а также интересов стабильности и безопасности.
Эти группы интересов прямо противоположны. Показатели, выражающие содержательную сторону интересов благосостояния, для повышения уровня развития требуют своего количественного увеличения, роста до максимума. Показатели же, выражающие содержательную сторону интересов стабильности и безопасности, для повышения уровня развития требуют своего количественного уменьшения до минимума.
Совокупность конкретных значений показателей благосостояния населения и показателей стабильности и безопасности объективно отражает содержание и процесс реализации интересов людей в ходе социального развития.
На третьем этапе проводятся расчеты интегрального индекса социального развития и ранжирование объектов изучения по уровню развития.
Методика отрабатывалась на основе статистических данных по Центральному федеральному округу (ЦФО) и Курской области.
/ этап. В результате обработки официальной статистики формируется совокупность социально значимых показателей, отражающих содержание указанных выше обеих групп интересов людей.
Показатели интересов благосостояния населения Центрального федерального округа
1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.).
2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц, руб.).
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (млн руб. на 1000 населения).
4. Ожидаемая продолжительность жизни (лет).
5. Уровень рождаемости (на 1000 населения).
6. Охват детей дошкольными учреждениями (% от численности детей соответствующего возраста).
7. Число больничных коек (на 10 тыс. населения).
8. Численность студентов вузов (на 1000 населения).
9. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (м2).
Показатели интересов стабильности и безопасности населения Центрального федерального округа
1. Число зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. населения).
2. Уровень зарегистрированных безработных (на 1000 населения).
3. Уровень смертности (на 1000 населения).
4. Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся).
5. Уровень разводов (на 1000 населения).
6. Удельный вес убыточных предприятий (%).
После завершения формирования совокупности показателей интересов благосостояния и интересов стабильности и безопасности необходимо обеспечить сопоставимость социально-экономических показателей. Обычные статистические данные в основном излагаются в виде абсолютных значений, не позволяющих видеть подлинную сущность явления.
Так, к примеру, показатель общей численности студентов в тысячах человек, показываемый в официальных статистических документах, не дает возможности сделать какие-то выводы. Но пересчет этих данных в относительную величину, отнесение численности студентов к общему населению региона, более четко свидетельствует о состоянии образования в этом регионе.
Особенно эффективным является использование индексных показателей — безразмерных величин, получаемых как отношения показателей одинаковой размерности при их сопоставлении. Процесс конструирования индекса часто является единственным средством формирования нового понятия на эмпирическом уровне знания или замены неточного понятия теоретического уровня более точным. Построение индекса является также единственным способом получения количественных зна-
чений неподдающихся непосредственному измерению тех или иных характеристик изучаемого явления.
Частные индексы получаются путем деления значений показателей на максимальные значения аналогичных показателей, фактически достигнутые в том или ином регионе федерального округа или страны и принимаемые за единицу Так, к примеру, максимальное значение показателя валового регионального продукта (ВРП) в 2001 г. наблюдалось в Липецкой области, доходов надушу населения — в Московской области, охвата детей дошкольными учреждениями — в Ярославской области и т. д.
В итоге получаем ряд (в данном случае девять) индексных показателей, характеризующих интересы благосостояния населения в каждом регионе. Для Курской области эта совокупность выглядит следующим образом: 0,626; 0,663; 0,582; 0,963; 0,530;
0,964; 0,763; 0,568; 0,895 (табл. 2).
Следующей операцией является упорядочение полученной совокупности индексов по определенным правилам и с определенной целью. Вполне понятно, что каждый из полученных частных индексов вносит свой вклад в формирование общего интегрального показателя. Но каковы при этом роль и значимость указанных качественно разнородных показателей? Попытки решить эту проблему с помощью определенных, специально задаваемых «весов» анализируемых показателей на практике, как это имеет место в расчетах ИЧР, приводит к алогичным несуразицам.
В данной методике для решения этой проблемы используется метод шкалирования предпочтений. Предпочтительность в нашей экономической литературе зачастую понималась, как полезность или что-то более нужное для человека и общества. Ее можно выразить в виде определенного порядка тех или иных величин. Это так называемая порядковая полезность.
Предпочтение — это задание или обоснование того или иного выбора между альтернативами, в частности, в процессе принятия управленческих решений и формирования приоритетов. Кажется, что речь идет о простом явлении, когда что-то одно предпочитается другому Однако на практике выявить истинные предпочтения достаточно сложно. Для этого используются различные методы шкалирования: шкалы личных предпочтений, шкалы общественных предпочтений и т. п.
Порядковая шкала предпочтений формируетсяпутем расположения изучаемых объектов в определенной последовательности по признаку «больше — меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Эту шкалу называютранговой, аместо изучаемых объектов в данной последовательности представляет собой ранг объекта.
Табл и ца 2 Индексы интересов благосостояния населения
Индексы | 1990г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001 г. |
ВРП | 0,645 | 0,760 | 0,794 | 0,797 | 0,704 | 0,626 | 0,626 | |
Доходы | 0,840 | 0,710 | 0,726 | 0,788 | 0,69 | 0,702 | 0,660 | 0,663 |
Зарплата | 0,887 | 0,772 | 0,729 | 0,679 | 0,715 | 0,668 | 0,641 | 0,582 |
Продолжительность жизни | — | 0,974 | 0,962 | 0,970 | 0,968 | 0,965 | 0,963 | 0,963 |
Детсады | 0,690 | 0,560 | 0,536 | 0,519 | 0,516 | 0,508 | 0,533 | 0,530 |
Рождаемость | 0,908 | 0,904 | 0,955 | 0.975 | 0,988 | 1,0 | 0.988 | 0,964 |
Больничные койки | 0,980 | 0,828 | 0,802 | 0.805 | 0,827 | 0,838 | 0,794 | 0,763 |
Студенты | 0,675 | 0,772 | 0,744 | 0,654 | 0,596 | 0,580 | 0.556 | 0,568 |
Жилье | 1,0 | 0.951 | 0,947 | 0,939 | 0,939 | 0,922 | 0,919 | 0,895 |
Нами избрано предпочтение, у которого ценность имеющегося набора значений частных индексных показателей определяется «наихудшими» их значениями. Это связано с тем, что, несмотря на распространенную у нас практику анализировать уровень развития с показа высших достижений, фактический ход развития определяется «узкими местами» в различных сферах общественной жизни. Как в движении каравана судов его общая скорость определяется скоростью самого тихоходного судна, так и в обществе: общий уровень его развития определяется не отдельными показателями мирового масштаба, а отсталостью в тех или иных важнейших областях. К примеру, государства Персидского залива, несмотря на высшие в мире показатели национального дохода на душу населения, до сих пор считаются развивающимися странами.
Так и в данном случае: наименьшие значения частных индексов показывают степень отсталости определенного региона от лидеров в конкретных сферах экономической и социальной жизни. Именно ликвидация или даже сокращение отставания в этих сферах позволят поднять общий уровень развития объекта исследования и приблизиться к передовым регионам или странам.
Ранжирование показателей по мере возрастания значений их индексов позволяет определить приоритетность и последовательность практических действий при формировании эффективной политики управления регионами. Для Курской области, к примеру, целью такой политики должно быть последовательное, в зависимости от имеющихся ресурсов, и поэтапное наращивание усилий по исправлению существующего положения и устранению отставания в социально-экономических направлениях в соответствии со следующей шкалой приоритетов.
Таблица 3
Таблица 1 Параметрическая структура жизненно важных интересов личности
Жизненно важный интерес | ||||
Уровень жизни | Качество жизни | Гарантия | Социальная | Стабильность |
конституционных | справедливость | жизнедеятель | ||
прав | ности, личная | |||
и имущественная | ||||
безопасность | ||||
Доход на одного | Общая жилая | Доля безработ | Разница в дохо | Количество со |
человека. | площадь на душу | ных в трудоспо | дах богатых и | вершенных пре |
Расход на одного | населения. | собном населе | бедных слоев н< Наши рекомендации
|