Избирательный процесс как вид политического процесса
Конституция РФ определила в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти народ. Таким образом, впервые в практике государственно-правового развития страны формируется новый гражданский источник и основание ее жизнедеятельности и преобразований. Понятие «избирательный процесс» в теории избирательного права имеет несколько определений, каждое из которых раскрывает ту или иную сторону его политико-правового значения в жизни общества.
Избирательный процесс есть юридическая деятельность участников выборов, осуществляемая на определенных стадиях, в соответствующих процедурных и процессуальных формах, обеспечивающих проведение выборной кампании.
Избирательный процесс выступает как система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности материальных и процессуальных, политических, административных, финансовых, информационных отношений, связанных с реализацией избирательных прав граждан, подготовкой и проведением выборов.
Анализ признаков избирательного процесса с точки зрения его политической, юридической и информационной составляющих позволяет рассмотреть его как:
а) регламентированную нормами избирательного права деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов;
б) способ реализации политической правосубъектности граждан и легитимации институтов публичной власти, процесс воспроизводства институтов публичной власти и кадровой ротации через гражданский электоральный выбор и предпочтения;
в) механизм политико-правовой рационализации взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей, их политической ответственности перед гражданами.
Определяющее значение для организации и «функционирования» избирательного процесса имеют его принципы, то есть основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающих реализацию и защиту электоральных прав граждан. Среди принципов реализации субъективного (активного и пассивного) избирательного права можно выделить: обязательность; периодичность; альтернативность выборов; допустимость различных избирательных систем; справедливость; независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов.
В основе принципа обязательности выборов лежат положения Конституции РФ, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы.
Проведение выборов в установленные сроки является обязательным – это требование ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», чем обеспечивается ротация составов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит, гарантия реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы публичной власти.
Принцип альтернативности, согласно которому на выборах любого уровня число кандидатов или число списков кандидатов должно превышать число распределяемых мандатов в конкретном избирательном округе. При этом выборы будут признаны результативными при условии получения этим кандидатом не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Возможность безальтернативного процесса предусмотрена и при проведении повторного голосования на выборах Президента РФ, на выборах высших должностных лиц субъектов РФ и на выборах должностных лиц муниципальных образований в случае, если ко дню голосования в соответствующем избирательном округе число зарегистрированных кандидатов не обеспечивает альтернативность выбора.
Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлены некоторые обязательные требования, применяемые при формировании тех или иных органов публичной власти. Установлено правило проведения выборов высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
Принцип справедливости закреплен в целом ряде международных документов, начиная с Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что выборы «должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве».
Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижение определенного возраста, гражданство данной страны, место жительства; обладание политическими и гражданскими правами.
Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций
Недопустимость дискриминации, обеспечение всем лицам paвного доступа к участию во всех мероприятиях, проводимых в xoде выборов, способствует проведению действительно справедливых выборов.
Независимость органов, осуществляющих организацию и ведение выборов. Этот принцип означает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы – избирательные комиссии. При подготовке проведении выборов избирательные комиссии в пределах их компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип предметно отображен в механизме формирования избирательных комиссий всех уровней, которое основывается на принципах:
соблюдения правил, установленных законом, нарушение которых может служить основанием для отмены результатов выборов;
участия широкой общественности, в том числе политически партий и иных общественных объединений, в формировании избирательных комиссий;
определения квот участия в работе комиссий государственных служащих и лиц, замещающих должности муниципальной службы (не более одной трети от общего числа членов комиссии);
гласности и открытости деятельности избирательных комиссий, решения которых подлежат обязательному опубликованию в соответствующих средствах массовой информации.
Выборы органов власти – процесс политический. За любыми кандидатами стоят партии, движения, группировки, их поддерживают или им противостоят определенные силы, и в конечном счете выборы показывают реальную расстановку политических сил и уровень политической культуры населения.
Так получилось, что лейтмотивом политической жизни России на рубеже XX и XXI вв. стали выборы: 26 марта 1989 г. состоялись выборы на Съезд Народных депутатов СССР; в 1990 г. – выборы Народных депутатов РСФСР и местных Советов; в 1991 г. – Президентские выборы, в 1993 г. – выборы Федерального Собрания РФ; 17 декабря 1995 г. – выборы в Государственную Думу РФ; Президентские выборы в 1996 г.; в 1998 г. прошли выборы глав исполнительной власти в регионах; в декабре 1999г. -парламентские; к концу первого квартала 2000 г. – президентские, в декабре 2003 г. – парламентские и в 2004 г. – президентские. В 1999–2000 гг. проведены выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти 40 субъектов РФ, проведено 440 муниципальных выборов, 5 референдумов в субъектах РФ и 23 местных референдума.
Федеральные избирательные кампании 1999–2000 гг., впервые проведенные на основе обновленного законодательства, стали серьезным испытанием для всех избирательных комиссий, для соответствующих государственных и общественных организаций, для всего российского электората. Законодательное становление и развитие современной избирательной системы РФ началось в 1993 г., когда Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Этим Указом были утверждены Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кроме того, Указом Президента России от 11 октября 1993 г. №1626 было принято Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
В это же время были изданы Указы Президента России «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» от 27 октября 1993 г. №1765, «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» от 29 октября 1993 г. №1797.
Федеральный закон от 21.июля.2005 г. №93 «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ ввел с 2006 г. единые дни голосования в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления, т.е. фактически совмещаются многие выборные компании различного уровня.
Как известно, существует четыре уровня выборов: федеральный, областной и, опять же с 2006 г., два местных. Статистика выборных кампаний прошлых лет показывает, что наиболее высокая явка, как правило, была на выборах федерального уровня – президентских выборах и выборах в Государственную Думу, а если эти выборы совмещены еще и с выборами областного и (или) местного значения, то здесь активность избирателей может достигать максимального значения. Избиратели высоко ценят прагматизм, центризм, реализм, ориентирующие на сотрудничество и взаимодействие различных сил[131]. Почти половину электората в России составляют пенсионеры (39,6 млн. человек) и бюджетники (14,1 млн.).
Состоявшиеся в декабре 2007 г. выборы в Государственную Думу прошли по пропорциональной системе, то есть в выборах участвовали только партии. Предполагается, что это усилит ответственность политических партий и их кандидатов перед избирателями, позволит оппозиции расширить свое представительство в законодательных органах власти, повысит активность и эффективность политического участия граждан. 2 марта 2008 г. президентом России избран 42 летний Дмитрий Медведев, ставший самым молодым лидером страны за последние 100 лет. За него проголосовало 70,28% человек, принявших участие в выборах. Медведев – юрист по образованию. Считает своей главной задачей «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод» россиян. Говоря, в общем, о разных аспектах избирательной кампании, отметим две ее ключевые особенности.
Первая – то, что 2 марта, что была заложена очень важная для страны традиция. Глава государства пользующийся популярностью в народе, преподнес всем урок соблюдения Конституции. Не смотря на постоянные «просьбы» остаться на «третий срок», президент не нарушил ни буквы, ни духа основного закона.
Вторая – то, что впервые в истории страны парламентские и президентские выборы были близки не только по времени (это неоднократно случалось и раньше), но и по сути. То есть это была одна кампания, проходившая в два этапа: выборы Думы и выборы Президента. В этих кампаниях, как никогда раньше, была представлена развернутая программа: что конкретно и в какие сроки власть планирует делать. Основные тезисы были сформулированы в ходе парламентской кампании, тогда же были отбиты или приняты к сведению претензии оппонентов. Поэтому президентская кампания проходила более спокойно чем парламентская.
Вместе с тем последствия обстоятельств выборов в ряде регионов (в Мордовии, Дагестане, Кузбассе)[132] российскому обществу приходится оптимизировать до сих пор, используя зачастую «противоположные крайности» («назначение» губернаторов и «президентов», сведение выборов до «назначения в список», превращение муниципалитетов в «отстойник бюджетных дефицитов», «суверенной демократии» и др.) самое же тревожное, на наш взгляд, происходит с целенаправленным отходом от конституционной гарантии населению «избрать и быть избранным», осуществления контроля за деятельностью госструктур и отдельных чиновников, безответственности и коррумпировании последних и многие другие симптомы серьезной «общественной болезни». [133]