Таможенное сотрудничество в рамках СНГ.

После распада СССР на большей части постсоветских территорий было создано Содружество Независимых Государств. Родилось оно в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Протоколом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошли 12 государств – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества; межпарламентское сотрудничество; финансовые вопросы. В основу образования Содружества положены принципы: государства-члены суверенны, равны, являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов.

Координационно-консультативный комитет является постоянным исполнительным и координационным органом СНГ. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов (сотрудничество в торговой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной и таможенной областях), занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

24 сентября 1993 г. страны Содружества подписали Договор о создании Экономического союза, в 1994 г. главы государств СНГ подписали Договор о создании зоны свободной торговли. В рамках СНГ был создан Таможенный союз куда входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Он явился продолжением и развитием предыдущих документов об интеграции — Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г. и Договора об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г.

10 октября 2000 г. президенты государств-участников Таможенного союза подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Основная цель образования ЕврАзЭС определена во второй статье Договора: эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

ЕврАзЭС является открытой международной организацией. Согласно ст. 9 Договора прием в его члены открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

В апреле 2003 г. были приняты приоритетные направления развития Сообщества на 2003-2006 гг. Одобрены также решения, укрепляющие правовую базу механизмов международного сотрудничества, обстоятельно обсуждены формы взаимодействия стран-участниц ЕврАзЭС в процессе вступления в ВТО. В это же время обсуждался вопрос об использовании потенциалов Сообщества для решения вопросов энергоснабжения.

Следует отметить, что идея формирования зоны свободной торговли и в перспективе единого экономического пространства глубоко укоренилась на значительном пространстве СНГ. Еще одним подтверждением этому служит договоренность лидеров четырех государств Содружества – России, Казахстана, Украины и Белоруссии – создать Организацию региональной интеграции. Такая договоренность была достигнута 23 февраля 2003 г. в Москве. Важным аспектом такой интеграции служит тот факт, что суммарный ВВП этих четырех стран составляет 80 % ВВП всех государств-участников Содружества.

Значимость Договора пяти государств состоит прежде всего в том, что сложилось «ядро» Содружества, потребность в котором, как показывает анализ, остро ощущалась. Оно объединяет государства, обладающие крупным совокупным экономическим потенциалом и существенно сблизившие законодательства и хозяйственные механизмы в ходе выполнения мероприятий по формированию Таможенного союза.

При этом позиция и политика каждого государства «пятерки» должны исходить из признания экономической и политической суверенности стран - участников как Договора, так и всего Содружества, приоритетного значения для них собственных национально-государственных интересов, а также выраженных ими интеграционных намерений.

Наши рекомендации