Исторического опыта и современных гуманистических ориентации
реальное поведение их носителей должна быть осмыслена не только с позиции системного анализа госуправления, но и как проблема общенационального значения.
Возможно выделение и других сущностных компонентов, в частности научно-технологической подсистемы. Необходимым компонентом и одновременно условием достижения системой государственного управления целостности, организованности является теория государственного управления — комплексное систематизированное знание закономерностей управляющего воздействия на общество, освоение тех общественных источников и факторов, которые предопределяют современную сущность госуправления. Управление государством как процесс и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражается его природа, взаимосвязь внутренних элементов.
Опора на знание и правильное использование закономерностей государственного управления обеспечивают механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер. Социальный механизм формирования и реализации госуправления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений:
Потребности => Интересы => Цели => Решения => Действия => Результаты.
Научная проработка и современная технологизациягосуправления в каждом из звеньев указанной цепи позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер не отстающего, эпизодического, а системно-опережающего отражения реальных общественных процессов.
Именно наука в форме теоретических положений, рекомендаций и выводов дает возможность субъектам госуправления представить сущность и механизм использования действий всех объективных законов природы и общества в деле организации выполнения социально значимых проектов экономики, социальной сферы или в других областях жизни-общества.
Изживается практика организации управления посредством лишь эмпирически приобретенных традиций, полученного опыта. Времена, когда чиновники гордились тем, что они «университетов не кончали», прошли, а конкуренция и международная интеграция требуют научного подхода к вопросам организации госуправления. Обоснованно поэтому научные знания относить к сущностным духовным ресурсам управления.
Создание новых технологий в сфере госуправления требует участия все большего числа исследователей в научно-управленческой деятельности. Практика госуправления, его реформирования и совершенствования диктует целесообразность создания научных центров по систематизации и формированию банка данных, организации НИР в этой области. Пока далеко не все управленческие процессы познаны с достаточной глубиной, не всегда кадры госслужбы в полной мере используют научные знания — в результате возникает немало необоснованных управленческих решений и неправовых действий госадминистрации. А это значит, что в ближайшем будущем трудно будет избежать необоснованных, дорого стоящих налогоплательщикам реорганизаций органов госвласти, нередко методом проб и ошибок и в результате — кризисных ситуаций.
2.3. Методологические подходы к изучению системы государственного управления
Государственное управление — сложнейший феномен. Образующие его подсистемы в приближенном рассмотрении предстают как самостоятельные сложные целостности. При анализе системы государственного управления допустимы различные подходы.
• Институциональный подход, при котором предметом изучения избирается совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений: госорганы различных уровней, институты политического опосредования (партии и движения, группы интересов и т.д.).
• Функционально-структурный подход предполагает концентрацию внимания исследователя на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов госорганов и всей системы управления в целом.
• Элитологтеский подход основан на актуализации вопроса о том, кто, какие люди составляют элиту, осуществляют власть над экономическими ресурсами, управляют страной, доминируют в правотворческой и правоприменительной политике. Изучаются отдельные группы государственных деятелей, партийных функционеров, чиновников и т.д.
• Культурологический подход предполагает анализ процесса принятия и осуществления государственно-управленческих решений под углом зрения политической и профессиональной культуры. Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, поведение субъектов административно-правовых отношений.
Каждый из указанных подходов может быть избран при проведении научно-исследовательской работы.
Вопросы на дом.
1. Что вы вкладываете в понятие система государственного управления?
2. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.
3. В чем специфика системы госуправления в ряду социальных систем?
4. Обозначьте системообразующие элементы в структуре системы государственного управления.