Теории происхождения государства 6 страница
Способы изложения нормы права | ||||||||||
ссылочный | прямой | бланкетный | ||||||||
Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать правовая норма.
Виды гипотез | |||||||||
абстрактные – использована обобщающая формулировка | |||||||||
по форме выражения | |||||||||
казуистические – перечислены обстоятельства действия нормы | |||||||||
простые – содержат одно условие действия нормы | |||||||||
по строению | |||||||||
сложные – содержат два и более условий действия нормы | |||||||||
альтернативные– содержат несколько условий действия нормы, одного из которых достаточно для ее действия | |||||||||
положительные – указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы | |||||||||
по наличию или отсутствию юридических фактов | |||||||||
отрицательные – указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы | |||||||||
Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
Виды диспозиций | |||||||||
простые– называют вариант поведения, но не раскрывают его | |||||||||
по способу изложения | описательные – описывают все существенные признаки поведения | ||||||||
ссылочные – не содержат правила поведения, а для ознакомления с ним отсылают к другой норме | |||||||||
бланкетные – не содержат правило поведения, а для ознакомления с ним отсылают к «бланку» (правилам, инструкциям, положениям) | |||||||||
простые – содержат одно правило поведения | |||||||||
по составу | |||||||||
сложные – содержат два и более обязательных правила поведения | |||||||||
альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права | |||||||||
абстрактные – использована обобщающая формулировка правила поведения | |||||||||
по форме выражения | |||||||||
казуистические – перечислены конкретные правила поведения применительно к соответствующим условиям действия нормы | |||||||||
Санкция – часть нормы права, содержащая указания на последствия, являющиеся результатом действия нормы.
Виды санкций | |||||||||
уголовно-правовые | |||||||||
по отраслям права | административно-правовые | ||||||||
гражданско-правовые | |||||||||
дисциплинарные | |||||||||
простые – содержат одно последствие действия нормы | |||||||||
по объему | |||||||||
сложные – содержат два и более последствия действия нормы | |||||||||
альтернативные – содержат несколько последствий действия нормы | |||||||||
абсолютно определенные – точно определен вид и размер наказания (поощрения) | |||||||||
по степени определенности | |||||||||
относительно определенные – точно определен вид наказания (поощрения), а границы последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального | |||||||||
карательные | |||||||||
по характеру реакции государства | |||||||||
правовосстановительные | |||||||||
поощрительные |
Виды правовых норм | ||||||||
по функциям права | регулятивные | |||||||
охранительные | ||||||||
нормы конституционного права | ||||||||
по отраслям права | ||||||||
нормы уголовного права | ||||||||
нормы гражданского права и т.д. | ||||||||
по методу регулирования | императивные | |||||||
диспозитивные | ||||||||
управомочивающие | ||||||||
по характеру предписаний | ||||||||
обязывающие | ||||||||
запрещающие | ||||||||
по сфере действия | нормы общего действия | |||||||
специальные | ||||||||
по значению | исходные (отправные) | |||||||
нормы – правила поведения |
Управомочивающие нормы – наделяют субъективными правами, предоставляют индивидуальные возможности.
Обязывающие нормы – устанавливают активные юридические обязанности.
Запрещающие нормы – устанавливают пассивные юридические обязанности (запреты).
Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли, правовые институты (ПИ) и субинституты (СубИ) в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права | |||||||||||||||||||||||||
отрасль | отрасль | отрасль | |||||||||||||||||||||||
под-отрасль | под- отрасль | под-отрасль | |||||||||||||||||||||||
ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | |||||||||||||||||||
СубИ | СубИ | СубИ | |||||||||||||||||||||||
Нормы права |
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Критерии деления права на отрасли |
Предмет правового регулирования (однородные общественные отношения) | Метод правового регулирования (совокупность приемов, способов правового воздействия) |
Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права.
Правовой институт – небольшая совокупность правовых норм, регулирующих обособленную группу качественно однородных общественных отношений.
Черты правового института | ||||||||||
нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений | нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны | его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, юридических конструкций | ||||||||
нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга | закрепляется институт права, как правило, в отдельном нормативном правовом акте или в каком-либо разделе нормативного правового акта | |||||||||