Основные стадии законодательной деятельности
Как правило, основными стадиями законодательной деятельности в современных условиях являются:
1) законодательная инициатива – инициирование субъектами, установленными законодательством страны, предложения о принятии конкретного закон или закона об изменениях и дополнениях уже в действующий закон. В соответствии. Например, с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ такое право законодательной инициативы по принятию Федерального закона принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по предметам их ведения; законодательная инициатива оформляется в виде представленного законопроекта, а также обоснования необходимости его рассмотрения и принятия;
2) обсуждение проекта закона – осуществляется компетентным органом; в нашей стране такое обсуждение первоначально начинается в профильных комитетах парламента и только после этого выносится на пленарное заседание парламента в первом чтении; в практике разных государств обсуждение законопроекта имеет несколько этапов (чтений). Как правило, это три чтения, хотя, например, в нашей стране принятие государственного бюджета предусматривает четыре чтения. В первом чтении проект (или один из предложенных проектов) принимается за основу (концептуально), после чего начинается внесение поправок; во втором – вносятся поправки различными комитетами, депутатскими фракциями, депутатами; в третьем – закон принимается в окончательном варианте;
3) если в государстве законодательную деятельность осуществляет двухпалатный парламент, предусмотрено одобрение принятого закона второй палатой;
4) подписание принятого и одобренного закона главой государства; в отдельных государствах предусмотрено право главы государства наложить вето (отклонить закон и направить его для доработки в парламент);
5) опубликование закона в официальном издании государства.
В отдельных случаях могут быть предусмотрены дополнительные процедуры: всенародные обсуждения наиболее важных законопроектов, публичные или парламентские слушания, а принятие закона о внесении изменений в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, например, предусматривает порядок общего пересмотра конституции и принятия новой конституции государства.
Законодательная техника
Законодательная техника – это, по мнению Г.С.Прокофьева и Б.В.Чигидина, «совокупность методов придания законопроекту оптимальной языковой формы, логической структуры и достижения научной истинности его содержания, а также практическая деятельность по их использованию». В такой деятельности важное значение приобретают правила, средства и приемы обработки правового материала, его систематизации, интеграции и дифференциации, логического осмысления и изложения в виде нормативного правового акта (закона) в соответствии с целью законодателя.
Оптимизация законодательной техники необходима для повышения качества принимаемых нормативных правовых актов. Такая техника включает конкретные правила:
· языковые правила – это лингвистические, терминологические, синтаксические и стилистические правила, которые позволяют избежать языковой недостаточности и языковой избыточности, приводящим к противоречивости толкования норм права, их двойственности и др. требования, которые предполагают использование официального делового стиля, ясности изложения, экономии текста, правильного употребления терминов и др.
· правила оформления законодательного акта предполагают определенные требования к преамбуле (она должна содержать общую идеи закона, разъяснения специфики и характера принимаемого закона, здесь возможно некоторое отступление от официального делового стиля) и рубрикации (разделение закона на составные части в соответствии с логической структурой акта: на части, разделы, главы, параграфы, статьи, части статей, пункты, подпункты, абзацы в строго последовательности);
· логические правила – предполагают использование законов и принципов логики: непротиворечия, исключенного третьего, тождества и др.; это направлено на избежание логических ошибок как главных требований к закону, которому должны быть подчинены все остальные правила;
· гносеологические правила – это адекватное отражение в законе объективной действительности в целях недопущения в тексте закона несуществующих в действительности фактов.
Законодательная техника – это разновидность юридической техники – совокупности средств для выработки и систематизации нормативных правовых актов для повышения их эффективности.
Тема 19
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
1. Реализация права: определение и содержание понятия
Реализация права – это воплощение требований норм права в поведении людей и в общественных отношениях. В понятии «реализация права» заключена важнейшая характеристика права – его способность воздействовать на общественные отношения, регулировать их, охранять права субъектов правоотношений. Как показывает история развития цивилизации, право стало наиболее универсальным средством упорядочивающего воздействия на общественные отношения.
Кроме того, реализация права в силу установления формального равноправия дает возможность устанавливать относительно справедливый порядок. Оно предусматривает такое воздействие во любой сфере общественных отношений, если такая сфера регулируется нормами права. Правовое воздействие не устраняется даже особым характером субъекта и объекта воздействия: право регулирует и положение монархов, президентов, олигархов, и чрезвычайные режимы, даже в определенной степени состояние войны.
В то же время в реализации права нет ничего помимо деятельности людей, т.к. реализация права выражена в действиях (бездействии) людей: физических лиц, должностных лиц, работников и органов, объединяемых как юридическое лицо, представляющих государственные органы и учреждения. От действий и бездействия людей и организаций зависит реализация права. Насколько свободны и ограничены действия людей, от того как сочетаются дозволения и ограничения при реализации права, зависит инициатива, предприимчивость, проявление способностей людей И в то же время соотношение дозволений и ограничений влияет на уровень преступности в обществе.
Условия реализации права
С учетом вышеизложенного, нельзя не подчеркнуть, что полнота правового воздействия зависит от политического (государственного режима). В более полной мере реализация права характерна для демократических государств, в которых реализация права имеет большее разнообразие содержания и проявлений, поскольку существует меньше правовых ограничений. В других условиях, когда существует больше ограничений (запретов) содержание реализации права обедняется. Дело в том, что должностные лица при ослаблении правового контроля чаще используют неправовые методы воздействия на общественные отношения, т.е. возникает неправомерное поведение, и реализация права ограничивается. Доходит и до крайнего произвола органов власти и их должностных лиц, когда нарушаются права человека и гражданина (политические репрессии в условиях сталинизма в СССР и фашистской Германии).
В то же время в тоталитарных и авторитарных режимах наряду с притеснением личности сокращается число уголовных преступлений против личности и собственности, и люди чувствуют себя в большей безопасности, а, значит, возрастает соблюдение, и в целом реализация права. А при демократических или особенно переходных к демократии режимах, наоборот, часто возрастает число уголовных преступлений против личности и собственности, нарушений, например, коммерческими структурами налогового законодательства. Все это, как видно на примере России в 90-е годы ХХ века, формирует соответствующее отношение к реализации права в обществе, порождает правовой нигилизм (его отражает поговорка «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло»).
Таким образом, более полная реализация права в государстве требует определенных условий. К таковым можно было бы отнести:
· наличие определенной системы права, т.к. реализации права всегда предшествует правотворческая деятельность; причем государство должно обеспечить условия не только для того, чтобы такая система права сложилась, но она имела механизм реализации. В противном случае нельзя будет говорить о реализации права;
· определенное отношение к норме права, сформированное в обществе у большинства его членов;
· осуществление определенных действий (бездействие) в пределах, определенных правом. Другими словами, должны быть созданы условия для того, чтобы любой человек (гражданин), должностное лицо, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации совершали действия либо отказывались от совершения таковых в соответствии с действующим законодательством.
Формы реализации права
В зависимости от действий субъектов принято выделять формы реализации права. К таковым относятся:
1) использование права – действие субъекта в соответствии с правонаделением, с его субъективными правами, предусмотренными правовым статусом. Такое действие, например, совершает гражданин, выходя на митинг, реализуя свое конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. К таким действиям можно отнести, в частности, и обращение гражданина в органы внутренних дел, чтобы реализовать свое право на защиту.
Следует особо отметить, что, используя свои права, такие субъекты не должны нарушать права других лиц. В нашей стране такое требование сформулировано в Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»;
2) исполнение права – действие субъекта, связанное с обязыванием, осуществлением определенных обязанностей и предусмотренное его служебным долгом, в некоторых случаях гражданским долгом. Такие служебные обязанности должны быть предусмотрены нормативными правовыми актами. Как правило, об исполнении права говорят в отношении должностных лиц. Так, президент страны исполняет обязанности главы государства, а также и верховного главнокомандующего; а работник органов внутренних дел обязанности по охране правопорядка, судебный пристав – исполняет решение суда. Граждане исполняют некоторые обязанности. Как правило, каждый обязан платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества;
3) соблюдение права – чаще всего бездействие субъекта, направленное прежде всего на максимально полную реализацию запрещающей нормы права. Если использование и исполнение права требуют активных действий от субъекта, соблюдение права чаще предполагает пассивное поведение, строгое выполнение тех установленных запретов: не нарушать общественный порядок, переходить улицу только на зеленый цвет светофора и т.д.;
4) применение права – это особая форма реализации права, которую отличает характер субъекта (это компетентный орган), специфика действия (властная деятельность в пользу третьих лиц), результат (дальнейшие развертывание юридических последствий).