Торгово-промышленная и финансовая политика российского правительства во второй половине 19-20 века.

Меры, положенные в основу торгово-промышленной политики второй половины 19 века (постепенно усиливающееся таможенное покровительство, система рациональных железнодорожных тарифов, льготное налогообложение торгово-промышленной деятельности), создали необходимые условия для экономического развития России, в результате которого за относительно короткий промежуток времени по уровню промышленного потенциала она приблизилась к ведущим капиталистическим странам, а по темпам роста объемов производства смогла обогнать их. Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы комиссий для пересмотра таможенного тарифа и исследования железнодорожного дела в России; сведения Департамента торговли и мануфактур, Департамента таможенных сборов, Департамента железнодорожных дел Министерства финансов; своды таможенных и железнодорожных тарифов; труды съездов соле- и рыбопромышленников; отчеты Правления общества Грязе-Царицынской железной дороги; статистические материалы Саратовского и Царицынского земских собраний; справочно-информационные издания; аналитические данные, опубликованные в научной литературе, а также собственные расчеты автора.

В диссертации использованы законодательные акты местных и государственных органов власти. Методологической основой работы являются фундаментальные концепции, представленные в трудах классиков политической экономии, отечественных и зарубежных ученых. В процессе исследования автором использованы методы статистического, исторического, сравнительно-исторического и хронологического анализов.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: торгово-промышленная политика, проводимая российским правительством во второй половине 19 века (таможенная, железнодорожная тарифная, налоговая), оказала положительное влияние на развитие промышленности и торговли в стране и в том числе в Царицыне. Таможенные пошлины и железнодорожные тарифы обеспечили отечественным производителям защиту от иностранной конкуренции, а налоговая система создала льготные условия для торгово-промышленного развития России; протекционистская таможенная политика и льготное налогообложение промышленности и торговли наряду с положительными имели и отрицательные проявления. Прежде всего, они подрывали благосостояние основной массы населения страны - крестьянства. Протекционизм также давал российским промышленникам возможность получать значительные прибыли без усовершенствования производства, вел к росту цен, поощрял одни отрасли промышленности в ущерб другим;

- система железнодорожных тарифов, разработанная российским правительством в конце 1880-х - начале 1890-х гг., в целом была направлена на стимулирование развития отечественного производства. Правительство оказывало покровительство посредством урегулирования «ввозных» тарифов, разработки пониженных «вывозных» и исключительных внутренних тарифов. Кроме того, общий тариф, построенный на основе дифференциального принципа, также способствовал росту в стране торгово-промышленной деятельности. В то же время тарифы, установленные частными железнодорожными обществами (в частности, обществом Грязе-Царицынской железной дороги) нередко были более выгодными для торговцев и промышленников; и

- быстрый экономический рост Царицына, в результате которого он превратился в крупный торгово-промышленный центр Нижнего Поволжья, а по некоторым показателям и России, был обусловлен действием двух групп факторов. Во-первых, существенную роль сыграли преимущества выгодного географического положение города. Во-вторых, большое значение имело железнодорожное строительство и гибкая политика, в том числе в сфере тарифов Грязе-Царицынской железной дороги; таможенное покровительство некоторым товарам, важным для исследуемого региона; льготное налогообложение промышленности и торговли;

- таможенная политика наряду с покровительственными целями преследовала и фискальные интересы государства. По отношению к производству сельди, игравшему немаловажную роль в торгово-промышленном развитии Царицына, в ряду задач государственной таможенной политики фискальные интересы были преобладающими;

- земское обложение промышленности и торговли в Царицынском уезде так же, как и в целом по России, носило покровительственный характер. Однако льготное обложение торгово-промышленной деятельности негативно сказывалось на благосостоянии основного плательщика земского сбора - крестьянства - и доходах местного бюджета, что значительно ограничивало расходы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.

Научная новизна работы. Проведенный в диссертации комплексный историко-экономический анализ таможенной, железнодорожной тарифной и налоговой политики российского правительства второй половины 19 века позволил сформулировать следующие положения, содержащие элементы научной новизны: ■ установлен характер таможенного обложения товаров, имевших наибольшее значение для экономического развития ЦарйЦына (нефтепродукты, рыба, соль), который заключался в покровительстве продукции нефтеперерабатывающей и соляной промышленности и фискальном таможенном обложении продукции сельдяного производства; выявлен неоднозначный характер железнодорожной тарифной политики государства на основе сравнительного анализа государственных тарифов и тарифов Грязе-Царицынской железной дороги (государственные тарифы на нефтепродукты, рыбу, сельдь характеризовались более высоким уровнем по сравнению с тарифами Грязе-Царицынской железной дороги;

44. Социально-классовая структура российского общества во второй половине 19-20 века.

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего разви­тия:капи­тализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путькапи­тали­стического разви­тия позже стран запада, попала во вторую группу,куда входили такие страны как Япо­ния, Турция, Германия, США.В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем. Особенно высокими тем­пами развивалась тяже­лая промышленность. По об­щему объему продукции тяжелой про­мыш­ленности Россия вошла в число первых стран мира. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительст­вом. Дороги свя­зали богатые сырьем окраины с про­мышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с мор­скими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономиче­ская политика правительства, одной из составных частей которой стало уста­новление таможенных по­шлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капи­та­лов. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Сред­него Вос­тока, тесня там своих соперников. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объеди­нения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Про­дуголь, Проднефть ) Одновременно с этим идет укрепление банков­ской системы В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной.Наряду с формированием классов буржуазного общества (бур­жуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали суще­ствовать и сослов­ные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия за­нимает ведущую роль в эконо­мике страны 20 века. Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия. Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Высшим судебным органом был сенат. Около 57% на­селения России были не русского происхождения, они подвергались вся­кого рода дискримина­ции со стороны русских чиновников. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические ре­формы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику.Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке. Этот вопрос стал причиной спо­ров исторических и общественных деяте­лей, ко­торые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обусло­вило от­ставание России от ведущих капиталистических держав. Александр I и Николай I признавали серьез­ность и актуальность этого вопроса и уделяли ему внимание. В 13-15 веках крестьяне России имели землю в соб­ственности при одном существенном условии. Они были вправе продать свой участок только жителю той же деревни и никому дру­гому. Личное ос­вобождение крестьянства от кре­постной зависимо­сти имело огром­ное значение. Сущест­вуют различные оценки этого периода в жизни страны. Часть исто­риков считает, что ре­форма была проведена исключи­тельно в интересах дворянства, дру­гие историки, час­тично признавая это, гово­рят о главном: Россия совершила скачок в своем экономиче­ском раз­витии. Ре­формы 60-70 гг. XIX века ускорили развитие про­цесса первоначального накоп­ления капитала в России. Аграрный капитализм мог развиваться по "прусскому" пути, при котором крестьяне осво­бождаются без земли или с малыми наделами, могут в любой момент избавиться от нее и уйти в наемные работники, а помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на ка­питалистические рельсы.Но не исключался и "американский" путь развития капитализма, при кото­ромпомещичье землевладение отсутствует, а крестьяне получают крупные уча­стки земли и свободно ею распоряжаются. Оба эти пути представляли со­бойзначительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отноше­ниями, в основе которых лежали внешне экономическое принуждение кре­стьян, отсутст­вие свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов.Вожаком реформ которые обязаны были сделать Россию великой должен был быть чело­век, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Ар­кадьевичСтолыпин.

Наши рекомендации