Торгово-промышленная и финансовая политика российского правительства во второй половине 19-20 века.
Меры, положенные в основу торгово-промышленной политики второй половины 19 века (постепенно усиливающееся таможенное покровительство, система рациональных железнодорожных тарифов, льготное налогообложение торгово-промышленной деятельности), создали необходимые условия для экономического развития России, в результате которого за относительно короткий промежуток времени по уровню промышленного потенциала она приблизилась к ведущим капиталистическим странам, а по темпам роста объемов производства смогла обогнать их. Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы комиссий для пересмотра таможенного тарифа и исследования железнодорожного дела в России; сведения Департамента торговли и мануфактур, Департамента таможенных сборов, Департамента железнодорожных дел Министерства финансов; своды таможенных и железнодорожных тарифов; труды съездов соле- и рыбопромышленников; отчеты Правления общества Грязе-Царицынской железной дороги; статистические материалы Саратовского и Царицынского земских собраний; справочно-информационные издания; аналитические данные, опубликованные в научной литературе, а также собственные расчеты автора.
В диссертации использованы законодательные акты местных и государственных органов власти. Методологической основой работы являются фундаментальные концепции, представленные в трудах классиков политической экономии, отечественных и зарубежных ученых. В процессе исследования автором использованы методы статистического, исторического, сравнительно-исторического и хронологического анализов.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: торгово-промышленная политика, проводимая российским правительством во второй половине 19 века (таможенная, железнодорожная тарифная, налоговая), оказала положительное влияние на развитие промышленности и торговли в стране и в том числе в Царицыне. Таможенные пошлины и железнодорожные тарифы обеспечили отечественным производителям защиту от иностранной конкуренции, а налоговая система создала льготные условия для торгово-промышленного развития России; протекционистская таможенная политика и льготное налогообложение промышленности и торговли наряду с положительными имели и отрицательные проявления. Прежде всего, они подрывали благосостояние основной массы населения страны - крестьянства. Протекционизм также давал российским промышленникам возможность получать значительные прибыли без усовершенствования производства, вел к росту цен, поощрял одни отрасли промышленности в ущерб другим;
- система железнодорожных тарифов, разработанная российским правительством в конце 1880-х - начале 1890-х гг., в целом была направлена на стимулирование развития отечественного производства. Правительство оказывало покровительство посредством урегулирования «ввозных» тарифов, разработки пониженных «вывозных» и исключительных внутренних тарифов. Кроме того, общий тариф, построенный на основе дифференциального принципа, также способствовал росту в стране торгово-промышленной деятельности. В то же время тарифы, установленные частными железнодорожными обществами (в частности, обществом Грязе-Царицынской железной дороги) нередко были более выгодными для торговцев и промышленников; и
- быстрый экономический рост Царицына, в результате которого он превратился в крупный торгово-промышленный центр Нижнего Поволжья, а по некоторым показателям и России, был обусловлен действием двух групп факторов. Во-первых, существенную роль сыграли преимущества выгодного географического положение города. Во-вторых, большое значение имело железнодорожное строительство и гибкая политика, в том числе в сфере тарифов Грязе-Царицынской железной дороги; таможенное покровительство некоторым товарам, важным для исследуемого региона; льготное налогообложение промышленности и торговли;
- таможенная политика наряду с покровительственными целями преследовала и фискальные интересы государства. По отношению к производству сельди, игравшему немаловажную роль в торгово-промышленном развитии Царицына, в ряду задач государственной таможенной политики фискальные интересы были преобладающими;
- земское обложение промышленности и торговли в Царицынском уезде так же, как и в целом по России, носило покровительственный характер. Однако льготное обложение торгово-промышленной деятельности негативно сказывалось на благосостоянии основного плательщика земского сбора - крестьянства - и доходах местного бюджета, что значительно ограничивало расходы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.
Научная новизна работы. Проведенный в диссертации комплексный историко-экономический анализ таможенной, железнодорожной тарифной и налоговой политики российского правительства второй половины 19 века позволил сформулировать следующие положения, содержащие элементы научной новизны: ■ установлен характер таможенного обложения товаров, имевших наибольшее значение для экономического развития ЦарйЦына (нефтепродукты, рыба, соль), который заключался в покровительстве продукции нефтеперерабатывающей и соляной промышленности и фискальном таможенном обложении продукции сельдяного производства; выявлен неоднозначный характер железнодорожной тарифной политики государства на основе сравнительного анализа государственных тарифов и тарифов Грязе-Царицынской железной дороги (государственные тарифы на нефтепродукты, рыбу, сельдь характеризовались более высоким уровнем по сравнению с тарифами Грязе-Царицынской железной дороги;
44. Социально-классовая структура российского общества во второй половине 19-20 века.
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития:капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путькапиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу,куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть ) Одновременно с этим идет укрепление банковской системы В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной.Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия. Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Высшим судебным органом был сенат. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику.Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обусловило отставание России от ведущих капиталистических держав. Александр I и Николай I признавали серьезность и актуальность этого вопроса и уделяли ему внимание. В 13-15 веках крестьяне России имели землю в собственности при одном существенном условии. Они были вправе продать свой участок только жителю той же деревни и никому другому. Личное освобождение крестьянства от крепостной зависимости имело огромное значение. Существуют различные оценки этого периода в жизни страны. Часть историков считает, что реформа была проведена исключительно в интересах дворянства, другие историки, частично признавая это, говорят о главном: Россия совершила скачок в своем экономическом развитии. Реформы 60-70 гг. XIX века ускорили развитие процесса первоначального накопления капитала в России. Аграрный капитализм мог развиваться по "прусскому" пути, при котором крестьяне освобождаются без земли или с малыми наделами, могут в любой момент избавиться от нее и уйти в наемные работники, а помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на капиталистические рельсы.Но не исключался и "американский" путь развития капитализма, при которомпомещичье землевладение отсутствует, а крестьяне получают крупные участки земли и свободно ею распоряжаются. Оба эти пути представляли собойзначительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отношениями, в основе которых лежали внешне экономическое принуждение крестьян, отсутствие свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов.Вожаком реформ которые обязаны были сделать Россию великой должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр АркадьевичСтолыпин.