Основные направления государственной политики России в сфере информатизации
Основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере информатизации можно рассматривать с учетом известного содержания понятия информатизации, как организационного, социально-экономического и научно-технического процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационного ресурса. К таким направлениям относятся:
· создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
· обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации;
· обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствия международным рекомендациям и требованиям;
· формирование и осуществление единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному мировому уровню;
· поддержка проектов информатизации, обеспечивающих развитие информационных сетей и систем;
· обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на ИР;
· формирование и защита информационных ресурсов государства как национального достояния;
· создание и развитие федеральных и региональных ИС, сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
· создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
· обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
· содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, ИС, технологий, средств их обеспечения;
· формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
· поддержка проектов и программ информатизации;
· создание и совершенствование системы привлечения иностранных инвестиций, механизма стимулирования негосударственных структур в разработке и реализации проектов информатизации;
· развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации и др.
4.2. Пути развития правовой информатизации и информационной безопасности |
Решение задач правового регулирования информационной безопасности Российской Федерации неразрывно связано с информатизацией в целом, и с правовой информатизацией, в частности. Важность совершенствования правовой информатизации определяется недостаточностью развития единого правового поля в информационной сфере и в области информационной безопасности. Сложившиеся в этих сферах и областях правоотношения еще не в полной мере обеспечивают приоритет интересов личности и гражданина. Зачастую обеспечиваемые законом интересы человека и гражданина подменяются приоритетом интересов министерств и ведомств, отраженными в подзаконных нормативных актах. И здесь важно создать сбалансированную нормативную правовую базу, регулирующую отношения в информационной сфере общества.
Развитие целостной системы правового регулирования ИБ должно быть ориентировано на такие объекты защиты, как права личности, интересы общества, государственные интересы, права человека и интересы общества в условиях воздействия разрушающей информации.
Правовое регулирования информационной безопасности человека и его интересов предполагает: 1) создание условий и правовых механизмов реализации гражданином своих прав на доступ к информации; 2) защиту права человека на неприкосновенность своей частной жизни; 3) обеспечение безусловной защиты здоровья человека, его психики и общества от разрушающих воздействий информации, независимо от средств и методов ее коммуникации (СМИ, ТКС, ИВС, АСОИУ и др.); 4) обеспечение действенной защиты интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав и др.
Для решения задач развития правового базиса важное значение имело бы принятие ряда нормативных правовых актов:
о праве на информацию;
о персональных данных;
об информационно-психологической безопасности;
о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности;
о внесении изменений и дополнений в кодексы Российской Федерации.
Развитие нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное правовое регулирование ИБ общества, предполагает решение задач:
оценки эффективности применения действующих нормативных правовых актов в информационной сфере и разработку программы их дальнейшего совершенствования;
правовой поддержки процесса совершенствования системы подготовки кадров;
развития существующих и создание перспективных организационных и правовых механизмов обеспечения ИБ;
однозначного определения правового статуса субъектов информационных отношений (пользователей, ИС, ТКС), их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации;
создания системы сбора и анализа данных об источниках угроз ИБ, о последствиях их проявления с учетом всех видов информации;
разработки нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия, судебного разбирательства фактов противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
разработки составов правонарушений с учетом специфики всех действующих отраслей права, определяемой ими ответственности и включение новых правовых норм в соответствующие законодательства.
Одним из направлений развития законодательства информационной сфере является разработка и принятие кодифицированного нормативного правового акта, вариантом которого может быть Информационный кодекс, включающий:
· нормы, регулирующие качественно обособленных информационных отношений и правовое положение их участников, участвующих в информационных процессах;
· основания возникновения и порядок осуществления права собственности, исключительных прав, других прав на результаты интеллектуальной деятельности;
· порядок регулирования договорных, иных обязательств, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников;
· понятие, виды правонарушений в информационной сфере;
· основания и порядок ответственности за правонарушения в информационной сфере и др.
Практической реализацией рассмотренных направлений развития информатизации и процессов обеспечения ИБ являются принятые концепции государственной информационной политики, национальной безопасности, доктрины ИБ и др. Они обеспечивают:
согласования интересов органов публичной власти всех ветвей и уровней, других сторон отношений в информационной сфере;
конкретизации и уточнения основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество и др.
Конкретное содержание решаемых проблем в рассматриваемой сфере отражено в Доктрине ИБ Российской Федерации, развивающей Концепцию национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Доктрина ИБ является основой для: 1) формирования государственной политики обеспечения ИБ; 2) совершенствования правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения ИБ; 3) разработки целевых программ обеспечения ИБ.
4.3.Концепция правовой информатизации как основа информационной безопасности личности, общества, государства |
Информатизация, как и ее важный компонент, правовая информатизация, призвана повысить эффективность деятельности органов государственной власти, всех уровней субъектов права и субъектов управления обществом, а также обеспечить условия реализации прав граждан на информацию требуемого качества, в том числе ее безопасность.
Правовая информатизация – процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей человека и гражданина, общества и государства на основе эффективной организации, использования информационно-правовых ресурсов и применения новых информационных технологий.
Важным направлением правовой информатизации является правовое регулирование информационной безопасности, которая должна обеспечиваться в едином информационно-правовом пространстве страны на основе создания и развития его взаимоувязанных региональных и отраслевых информационно-правовых подсистем.
Характерные особенности условий правовой информатизации: 1) быстротечность изменений социально-экономической, политической, военной, экологической обстановки, неустойчивость процессов реформирование экономических отношений; 2) необходимость динамического и регулярного изменения содержания законодательства, что требует повышения своевременности, достоверности и безопасности информации, и в первую очередь правовой; 3) перемещение центра тяжести проблем правовой информатизации из научно-технического аспекта к экономическому и политическому; 4) активизация деятельности органов публичной власти в информационной сфере; 5) расширение парка современной компьютерной техники и периферийного оборудования и на их основе переход на новые технологии сбора, хранения, анализа и использования больших массивов управленческой информации; 6) применение новых информационных технологий, в том числе экспертных систем, ИС поддержки процесса принятия решений на различных уровнях органов публичной власти; 8) активное использование коммерческих информационно-правовых систем для подготовки управляющих решений; 9) осуществление информационного обмена и взаимодействия между различными уровнями и ветвями публичной власти и др.
Недостатки правовой информатизации.
1.Действующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности органов публичной власти не в полной мере отражает динамические изменения социально-экономической сферы.
2.Сложности преодоления естественной информационной монополии федеральных органов и ряда коммерческих структур на открытые правовые информационные ресурсы, что в определенной степени, обуславливает поддержание негативных проявлений бюрократизма, волюнтаризма, коррупции, извлечения сверхприбыли в этой сфере.
3.Ограниченная возможность доступа к правовой информации широкого круга граждан, обусловленная ведомственной закрытостью информационных ресурсов, принадлежностью, должностным положением и социальным статусом потребителя.
4.Недостаточный уровень, информационно-правового обеспечение органов публичной власти, хозяйствующих субъектов и граждан, несмотря на значительное расширение рынка информационно-правовых ресурсов и продуктов.
5.Не на должном уровне решена проблема доступа к удаленным информационно-правовым ресурсам органов местного самоуправления, особенно отдаленных населенных пунктов.
6.Различие в уровнях спроса на правовую информацию органов публичной власти, хозяйствующих субъектов и физических лиц.
7.В действующих нормативных правовых актах не в полной мере определены правомочия собственника либо лиц, осуществляющих хозяйственное ведение или оперативное управление информационно-правовыми ресурсами.
8.Неоднозначность распределения компетенций собственника или владельца информационного ресурса, что затрудняет организацию их учета в составе имущества структурных подразделений органов власти и информационного обмена между ними.
9.Не в полной мере отражен в нормативной правовой базе правовой статус информационно-правовых ресурсов, создаваемых органами власти без привлечения бюджетных средств или в качестве производных продуктов от использования этих информационно-правовых ресурсов.
10. Недостаточная организация системы распределения информационно-правовых ресурсов в субъектах Федерации с учетом прав собственника и владельца, что затрудняет реализацию их права на обеспечение коммерческой и служебной тайны.
11. Действующие информационные телекоммуникационные системы на территории субъектов Федерации, обеспечивают, в основном, интересы федеральных органов государственных власти, не в полной мере взаимодействуют, имеют признаки ведомственной разобщенности, что затрудняет обмен информацией и доступ к ней, ведет к удорожанию разработок и эксплуатации ИС и их избыточности.
12. Затруднено создание интегрированной технологии управления информационными ресурсами органов власти различных уровней и ветвей.
13. Не в полной степени организовано оперативное, достоверное информирование органов публичной власти, хозяйствующих субъектов и граждан о правотворческой и правореализационной деятельности органов публичной власти.
14. Недостаточный уровень информационно-правовой грамотности населения.
15. Недостаточно развита нормативная правовая база, регулирующая отношения процесса информационно-правового обеспечения органов публичной власти.
16. Недостаточно развиты специальные органы информационно-правового обеспечения.
17. Не в полной мере урегулирован статус информационно-правовых ресурсов различных уровней и ветвей власти, порядок использования, учета, управление информационно-правовыми ресурсами.
18. Не всегда имеется официальное представительство органов публичной власти в сети Internet.
Недостатки научно-технического компонента правовой информатизации:
в силу стихийности рынка средств вычислительной техники и информационно-вычислительных услуг существуют трудности контроля их качества со стороны органов власти;
сложилась явная тенденция преимущественной ориентации на поставку зарубежных программно-аппаратных средств что, в целом, оказывает влияние на качество формируемого информационного ресурса и его информационную безопасность;
монопольное преобладание технической платформы ИС на базе IBM;
информационные сети, в том числе локальные вычислительные (ЛВС) построенные на основе многопроцессорных серверов, функционируют преимущественно в коммерческих структурах;
относительно большое разнообразие используемых программных платформ и систем управления базами данных (СУБД) (MS-DOS, WINDOWS, UNIX, NETWARE, FoxPro , Clipper , Paradox, ACCESS , ORACLE и др.
действующие справочные правовые базы данных и информационные правовые системы различных уровней и ветвей органов публичной власти, особенно субъектного уровня зачастую разобщены, функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов, не в полной степени взаимодействуют между собой, не всегда представляют практические информационные услуги физическим и юридическим лицам;
затруднена организация электронного документооборота в силу существующих организационно-технологических трудностей перевода информационно-правовых ресурсов на электронные носители, обеспечения безопасности информации, недостаточного развития телекоммуникаций;
действующие в субъектах ИТС, использующие системами глобальных сетей передачи данных, корпоративные сети, не в полной мере обеспечивают требования по своевременности, достоверности и безопасности информации и информационных услуг;
затруднено внедрение средств и систем обеспечения безопасности информации действующих сетей, в силу большого разнообразия, разнотипности, дороговизны, недостаточной надежности средств;
затруднен выбор эффективных технических средств ТКС в силу недостаточного и сложного взаимодействия между рынком спроса на услуги связи и новыми информационными технологиями;
моральный и физический износ средств телекоммуникации затрудняет обеспечение качества и номенклатуры информационно–телекоммуникационных услуг;
требует дальнейшего развития территориально-распределенная система инфраструктуры правовой информатизации.
Недостатки системы информационно-правового обеспечения деятельности должностных лиц органов публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации определяются, в значительной мере содержанием существующих и разнообразных информационно-правовых систем, банков и баз справочной информации, в том числе: разнообразием тематики; различием полноты, достоверности информационных фондов, их ведомственной и внутриведомственной разобщенностью; информационной и технической несовместимостью; различной периодичностью обновления информации и др.
Этапы формирования и развития единого информационно-правового пространства:
1) качественный и количественный анализ эффективности процесса обработки правовой информации различных субъектов, регионов;
2) оценка степень обеспечения информационно-правовых потребностей органов публичной власти, населения, хозяйствующих субъектов;
3) оценка экономической и социальной эффективности деятельности органов публичной власти по правовой информатизации области;
4) анализ опыта и действующих программ правовой информатизации федерального, субъектного, регионального и других уровней;
5) разработка концепции правовой информатизации;
6) разработка программы правовой информатизации;
7) практическая реализация программы правовой информатизации.
Структура концепции правовой информатизации включает:
цели и задачи, основные принципы информатизации правовой сферы субъекта;
меры по созданию единой информационно-правовой системы органов публичной власти, предпосылки создания единого информационно-правового пространства;
направления разработки и реализация комплекса нормативных правовых актов, регулирующих правовую информатизацию органов публичной власти.
В качестве организующего и координирующего органа при разработке концепции правовой информатизации могут выступать органы публичной власти.
Основные направления правовой информатизации: 1) информатизация правотворческой деятельности органов публичной власти; 2) информатизация правореализационной деятельности органов публичной власти; 3) правовое обеспечение процессов информатизации; 4) развитие и повышение правосознания и правовой культуры населения.
Первоочередной задачей информатизации правовой сферы является создание эталонной правовой базы, позволяющей:
создать единое информационно-правовое пространство субъекта;
включить информационно-правовые ресурсы и системы информационно-правового обеспечения органов публичной власти в единую Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО).
РАСИПО – общегосударственная совокупность АС правовой информации, эталонных, интегрированных, отдельных тематических банков и баз правовой информации, а также технологий, с помощью которых осуществляется информационно-правовое взаимодействие в общем, правовом пространстве посредством единой телекоммуникационной среды, совместимых программно-технических средств и организационно-технических мероприятий.
Задачи процесса подготовки и реализации концепции правовой информатизации:
определение потенциальных пользователей, выявление их информационно-правовых потребностей;
разработка обязанностей пользователей по актуализации используемой базы правовой информации, порядку передачи своих баз правовой информации в систематизирующий базовый центр правовой информатизации субъекта;
реализация мер ответственности за нарушение норм, определяющих качество и количество представляемой для использования информации;
формирование и представление на рассмотрение потенциальных абонентов вариантов их возможного участия в создаваемой информационно-правовой системе.
Информационно-правовое обеспечение деятельности органов публичной власти – организация массивов правовой информации и правовых информационных потоков, обработка, переработка передача правовой информации с целью подготовки и принятия управленческих решений органами публичной власти, а также анализ полученных откликов от субъектов управления на эти решения.
Первоочередные проблемы организации информационно-правового обеспечения органов публичной власти: организационная; программно-техническая.
Решение организационной проблемы основано на интеграции горизонтального (органы государственной власти субъекта) и вертикального (федерация - субъект - муниципальное образование) уровней информационно-правового обеспечения при их координации соответствующим структурным правовым органа публичной власти. Одной из важных координационных функций является создание и поддержание в актуальном состоянии базового центра правовой информатизации, координация функционирования коммуникационной системы и транзитной транспортировки правовых данных. Основными задачами центра могут быть:
создание эталонного банка правовой информации, унифицированного классификатора законодательства субъекта, который организует и ведет соответствующее подразделение правовой информатизации;
создание и организация функционирования распределенного узла системы правовой информации субъекта на материальной базе действующих подразделений и органов информации;
включение в систему правовой информатизации интегрированного банка правовой информации субъекта;
создание коммуникационной системы транзитной транспортировки правовых данных в пределах субъекта для удовлетворения информационно-правовых потребностей других пользователей на основе действующих телекоммуникационных систем;
создание официального информационно-правового сервера субъекта и включение его во всемирную информационную сеть, с целью активизации деятельности субъекта, его законодательства, привлечения инвестиций;
решение задач развития системы сертификации и лицензирования информационной деятельности на территории субъекта.
Горизонтальный уровень информационно-правового обеспечения органов публичной власти базируется на взаимодействии органа правовой информатизации с пользователями различных органов власти на территории субъекта, путем организации в них абонентских пунктов правовой информации, сопровождения абонентского пункта правовой информации в публичной библиотеке, вузах с целью реализации правопросветительской деятельности.
Вертикальный уровень информационно-правового обеспечения органов публичной власти субъекта основан на взаимодействии органа правовой информатизации с соответствующими структурными подразделениями органов федерального уровня. Взаимоотношения между различными уровнями органов публичной власти должны регулироваться соответствующими нормами права, определяющими исключительные и совместные права ведения, в том числе и на основе договорных отношений.
Направления решения программно-технической проблемы информационно-правового обеспечения органов публичной власти:
1) внедрение новых и совершенствование существующих правовых информационно-поисковых систем (ИПС);
2) унификация программно-технических компонентов центров и абонентских пунктов правовой информации;
3) создание правовой экспертной системы или системы поддержки принятия решений, обеспечивающих возможность формирования альтернатив для лиц принимающих решения, а также позволяющих осуществлять автоматизированную правовую экспертизу подготавливаемых нормативно-правовых актов.
4.4. Программа правовой информатизации |
Правовым базисом разработки Программы правовой информатизации органов публичной власти, является действующее информационной законодательство, в том числе и соответствующие нормативные правовые акты: – Концепция правовой информатизации России (Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. №966); – Программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №808); Концепция правовой информатизации субъекта и др.
С учетом содержания перечисленных выше нормативных правовых актов Структура программы включает ряд разделов:
1) Паспорт Программы: наименование; основания для разработки; заказчик и разработчики; основные направления; основные проекты и программные мероприятия, перечень необходимых подпрограмм и основных мероприятий; важнейшие целевые показатели; ожидаемые конечные результаты; основные исполнители; объемы и источники финансирования; система контроля за исполнением; сроки реализации;
2) Государственная политика в сфере правовой информатизации;
3) Характеристика проблемы в сфере правовой информатизации;
4) Цель и задачи Программы;
5) Принципы правовой информатизации;
6) Механизм реализации программы;
7) Оценка ожидаемой эффективности, в том числе экономической, социальной, политической и др.
1. Паспорт программы.
Наименование "Правовая информатизация субъекта Российской Федерации"
Основания для разработки программы. Программа правовой информатизации субъекта (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных правовых документов аналогичной тематики: федеральными законами, законодательством субъекта РФ, соответствующими указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, с концепциями правовой реформы, информатизации и правовой информатизации России.
Заказчик и разработчики программы. Государственный заказчик Программы - Администрация субъекта РФ. Разработчиком Программы является Правовое управление администрации субъекта РФ (или другая организация). На это же управление как специально уполномоченного органа по информационно-правовому обеспечению органов государственной власти субъекта возложены функции по реализации правовой информатизации субъекта России.
Основные направления программы. Программой предусматриваются разработка и реализация подпрограмм и основных мероприятий по следующим направлениям: правовая информатизация правотворческой, правореализационной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъекта; правовое обеспечение процессов правовой информатизации субъекта; создание предпосылок для формирования единого информационно-правового пространства субъекта; повышение правосознания и правовой культуры населения.
Перечень необходимых подпрограмм и основных мероприятий: проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере правовой информатизации области; формирование узла (центра) правовой информации субъекта (унитарное государственное предприятие) и информационно-правового справочного депозитария (публичная библиотека); создание эталонного банка правовой информации субъекта; создание интегрированного банка правовой информации, включающего законодательство всех уровней: федерального российского законодательства, законодательств субъекта, органов местного самоуправления; использование систем долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов (информационно-правовых ресурсов) правовой информации органов государственной власти и местного самоуправления области в машиночитаемом виде; создание телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти и местного самоуправления с узлом правовой информации субъекта, интегральных баз данных органов государственной власти и местного самоуправления; создание и развитие в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам узла правовой информации; создание предпосылок для формирования информационно-коммуникационной среды единого информационно-правового пространства области.
Важнейшие целевые показателями Программы: 1) создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей органов публичной власти, физических и юридических лиц на основе внедрения прогрессивных совместимых между собой информационных технологий; 2) создание единого информационно-правового пространства органов публичной власти на основе интегрированной системы информационно-правового обеспечения органов государственной власти субъекта; 3) развитие сферы информационно-правовых услуг в условиях рыночной экономики; 4) создание предпосылок для формирования единого информационно-правового пространства субъекта; 5) создание условий и предпосылок для организации и осуществления межсубъектного (федеральные округа) и межведомственного сотрудничества в области правовой информатизации; 6) подключение к первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО).
Ожидаемые конечные результаты. Реализация программы позволит: повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет правовой информатизации правотворческой, правореализационной деятельности органов государственной власти; сформировать официальные правовые информационные ресурсы субъекта в электронном виде; обеспечить оперативный доступ к существующим и создаваемых (в электронном виде) информационно-правовым ресурсам субъекта со стороны органов публичной власти, юридических лиц, граждан; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с центральным узлом правовой информации России НТЦ "Система", узлами правовой информации субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти; вовлечь правовые информационные ресурсы в хозяйственный оборот; обеспечить повышение правосознания и правовой культуры населения субъекта Российской Федерации.
Основные исполнители программы.
Правовое управление, Управление информатизации, другие структурные органы управления субъекта.
Объемы и источники финансирования.
Финансирование подпрограмм и основных мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета субъекта, бюджетов муниципальных образований субъекта, внебюджетных фондов, Фонда правовых реформ России, помощи заинтересованных физических и юридических лиц.
Система контроля исполнения программы. Общий контроль выполнения Программы осуществляют Совет по информатизации и Правовая комиссия при Главе органа государственной власти субъекта. Контроль выполнения отдельных подпрограмм и основных мероприятий осуществляет Правовое управление органа исполнительной государственной власти субъекта.
Сроки реализации Программы определяются конкретными условиями социально-экономического развития субъекта, научными проработками, итогов этапов внедрения, а также условиями финансирования.
2. Государственная политика в сфере правовой информатизации.
Рассматривая правовую информатизацию субъекта как процесс, способствующий росту эффективности в социально-экономической, политической, информационной и других сферах жизнедеятельности общества, политика органов государственной власти субъекта может осуществляться по следующим направлениям: 1) создание предпосылок единого информационно-правового пространства как части информационного пространства Российской Федерации; 2) расширение и совершенствование инфраструктуры правовой информатизации; 3) поддержка предприятий и организаций, специализирующихся в сфере информационных технологий; 4) регулирование информационной деятельности и формирование конкурентной среды на рынке правовых и информационных услуг; 5) правовая информатизация деятельности органов государственной власти субъекта; 6) содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационно-правовых систем; 7) предоставление гражданам информационно-правовых услуг, обеспечение конституционного права на информацию; 8) содействие хозяйствующим субъектам в интеграции своих корпоративных информационных систем в информационно-телекоммуникационную систему органов государственной власти и местного самоуправления области.
Реализация этих направлений предполагает
государственные инвестиции в инфрастуктуру правовой информатизации;
формирование государственного заказа на специализированные информационно-правовые услуги;
содействие (в том числе частичное финансирование) становлению общественных сетей глобальной информационной сети и др.
Формы содействия местному самоуправлению в становлении муниципальных информационно-правовых систем: оказание методической помощи по разработке проектов информационно-правовых систем, баз данных и т.п.; бесплатное предоставление вариантов решений и доступа к правовым государственным информационным ресурсам субъекта.
Приоритетное содействие юридическим лицам, зарегистрированным на территории субъекта, в предоставлении права на участие в выполнении государственного заказа, выполнение работ по правовой информатизации субъекта, оказание информационных услуг для органов государственной власти.
Единое информационно-правовое пространство субъекта РФ представляет структуру многоуровневой системы информационно-правового обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории субъекта, включающую следующие подсистемы: интерактивного информационно-правового и аналитико-правового обеспечения органов государственной власти; интерактивного информационно-правового обеспечения органов местного самоуправления; справочного информационно-правового обеспечения хозяйствующих субъектов; справочного информационно-правового обеспечения граждан.
Рациональным вариантом на этапе формирования единого информационно-правового пространства субъекта является опережающее развитие интегрированной системы информационно-правового обеспечения органов государственной власти субъекта посредством максимального использования, кооперации и координации возможностей существующих информационно-вычислительных систем (ИВС) органов власти (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных). При этом интегрированная система правового информационного обеспечения органов государственной власти субъекта станет ядром системообразующей частью единого информационно-правового пространства субъекта, а также создаст инфраструктурные и другие предпосылки для формирования других подсистем информационно-правового пространства субъекта РФ.
3. Характеристика проблемы в сфере правовой информатизации.
Положительными аспектами деятельности органов государственной власти субъекта РФ в сфере информатизации и ее составной части - правовой информатизации являются: достаточно быстрые темпы расширения парка компьютерной техники и других новых информационных технологий; переход на новые технологии сбора, хранения, анализа и использования больших массивов управленческой информации; применение информационных систем, обеспечивающих поддержку процесса принятия решений на уровне руководства субъекта; активное использование коммерческих и