В системе комплексной защиты информации

С учетом рассмотренного в предыдущих главах содержания информационной безопасности ее обеспечение требует реализации комплексной защиты информации, включающей использование множества способов, средств, методов и мероприятий, применяемых в современных ИС целью полного или частичного осуществления одной или нескольких функций защиты. В ряду этого множества важное место принадлежит организационному правовому регулированию защиты информации.

Организационное правовое регулирование ЗИ ИС – высокоупорядоченная совокупность организационных решений, законов, нормативов и правил, регламентирующих организацию работ по ЗИ, создание и функционирование СЗИ ИС и их компонент.

Особенностями организационного правового регулирования ЗИ являются: 1) многоаспектность содержания, обусловленная включением решений, нормативов, законов и правил; 2) масштабность мер, предполагающая реализацию перечисленных аспектов применительно как к конкретному объекту, компоненту, так и ко всей ИС в целом; 3) принципиальная специфичность определяемая:

· необходимостью, для человека, формы представления информации;

· особой значимостью, важностью управленческой информации ИС, обусловливающей особое вниманием к себе со стороны потенциальных нарушителей и технических разведок;

· наличием большого числа нетрадиционных ДФ, влияющих на ИБ;

· наличием широкого класса ИС, подсистем и их компонент, в том числе, обрабатывающих конфиденциальную;

· недостаточным уровнем развития отечественного законодательства в рассматриваемой сфере.

На организационное правовое обеспечение возлагаются следующие основные функции:

1) определение системы органов и должностных лиц, ответственных за организацию ЗИ ИС;

2) создание полного комплекса нормативных правовых и методических материалов (документов), регламентирующих ЗИ ИС;

3) определение мер ответственности за нарушения правил обеспечения ИБ;

4) определение порядка разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам обеспечения ИБ.

Содержание организационного правового регулирования ЗИ ИС включает совокупность законов, других нор­мативных правовых актов, с помощью которых достигаются цели:

обязательность исполнения и соблюдения всех правила ЗИ всеми лицами, имеющими отношение к конфиденциальной информации;

узакониваются меры ответственности за нарушения правил ЗИ ИС;

узакониваются (приобретают юридическую силу) технико–математические решения вопросов организационного правового регулирования ЗИ ИС;

узакониваются процессуальные процедуры разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.

Рассмотрение организационного правового регулирования ЗИ ИС как единого объединенного направления обусловливается, с одной стороны, тем что нормативные правовые акты, методические документы, регламентирующие вопросы ЗИ, определяют правила обеспечения ИБ, меры ответственности за их нарушения, лиц, ответственных за защиту и т.д., а, с другой стороны, они узаконивают эти правила и меры ответственности.

Широкое использование новых информационных технологий, требует и соответствующего технико–математического обеспечения организационного правового регулирования, которое понимается как совокупность технических средств, математических методов, моделей, алгоритмов и программ, с помощью которых могут быть соблюдены все условия, необходимые для юридического разграничения прав и ответственности относительно регламентов обращения с защищаемой информацией. К таким условиям относятся:

· фиксация на документе, независимо от его вида, персональных идентификаторов, реквизитов;

· фиксация (при любой необходимости) на документе персональных идентификаторов, реквизитов лиц, ознакомившихся с содержанием соответствующей информации;

· фиксация фактов НСД к конфиденциальной информации и средствам ее защиты;

· невозможность незаметного (без оставления следов) изменения содержания информации даже лицами, имеющими к нему санкции на доступ;

· применение криптографических методов и специальных средств защиты, ограничивающих круг лиц, производящих обработку конфиденциальной информации.

Глава 3. ГОСударственная политика России в информационной сфере и сфере информационной безопасности

Вопросы:

1. Права и свободы личности, интересы общества и государства в информационной сфере
2. Направления государственной политики Российской Федерации в информационной сфере и сфере информационной безопасности
3. Защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере


3.1. Права и свободы личности, интересы общества и государства в информационной сфере

Для развивающегося информационного общества актуальной становиться проблема развитие правовой системы информационной сферы деятельности личности, общества, государства. Содержание такой системы, представляющей взаимосвязи и взаимодействия права, правосознания и правовой практики и правовых явлений в целом, определяется содержанием информации, информационных процессов, информационных систем. И здесь особое место занимают вопросы правового регулирования информационных отношений, информационной безопасности личности, общества и государства. Налицо процесс развития содержания общественных отношений, обусловленный интегрированием в них информационной составляющей. Это, в свою очередь, обусловливает особенности развивающейся системы права, включающей нормы права, правовые институты и отрасли права. Она предполагает учет характеристик развивающейся информационной сферы и ее основного свойства – информационной безопасности.

Для обеспечения эффективного развития информационной сферы демократического государства существенное значение имеет развитие правовой надстройки, представляющей совокупность правовых взглядов, норм, отношений, юридических лиц, на основе учета правовых аспектов информации, развития информатизации и системы права в области информационной безопасности. Важным шагом государства в этом направлении является принятие Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9.01 2001 г., в рамках которой определено содержание ИБ Российской Федерации. В нем отражены направления защиты личности, общества и государства в информационной сфере и сфере информационной безопасности.

Конституция России и действующее законодательство в информационной сфере и сфере информационной безопасности гарантируют обеспечение прав личности и защиту совокупности сбалансированных интересов общества и государства, и, в целом, жизненно важные интересы Российской Федерации в информационной сфере. В ней определено, что каждый человек имеет право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственных тайну, определяется федеральным законом. Кроме того, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Кроме этого Конституция России и нормы действующего законодательство, регулирующие отношения в информационной сфере и сфере ИБ коррелируются с рядом зарубежных нормативных правовых актов. К таким нормативным правовым актам можно отнести, прежде всего:

– Всеобщую Декларацию прав человека (провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), ст. 19: "…каждый имеет право искать, получать, распространять информацию…";

– Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 3 сентября 1953 г.), ст. 10, где указано, что свободы получения, и распространения информации реализуются без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов;

– Международный пакт о гражданских и политических правах (от 23 марта 1976 г.), ст. 19, где уточняется, что получения и распространения информации относятся к всякого рода информации, идеям и способам их распространения.

Основой развития отечественного законодательства в искомой сфере является Декларация прав человека и гражданина (от 22 ноября 1991 г.) принятая Верховным Советом РСФСР. Здесь впервые на уровне конституционных норм введен понятие "информация" и в ст. 13 определены права и свободы человека в отношении информации "…каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию…". Современное действующее федеральное законодательство декларирует и обеспечивает открытость и общедоступностьгосударственных информационных ресурсов страны, а также защиту документированной информация конфиденциального характера. В законодательстве определено право граждан и организаций:

– на доступ к документированной информации, представляющей персональные, служебные сведения и данные;

– уточнение ее полноты, достоверности;

– знания о ее целевом предназначении и использовании.

– бесплатное получение, представленной владельцем документированной информации о гражданах по требованию лиц, которых она касается;

– на бесплатное пользование субъектами информацией о себе, представляемой для комплектования информационных ресурсов страны. Отказ владельца информационных ресурсов в доступе к такой информации может быть обжалован в судебном порядке;

– на защиту информации субъектов в области информационных процессов.

В законодательстве предусмотрены также ограничения:

· доступа граждан и организаций к информации на основании действующих федеральных законов;

· бесплатного получения информации граждан и организаций, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Определены права и обязанности собственника или его уполномоченного, владельца и пользователя документов, массива документов, информационных систем.

Собственник: 1) владеем, пользуется и распоряжается в полном объеме информационными объектами; 2) устанавливает порядок представления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур; 3) обеспечивает условия доступа пользователей к информации; 4) может обращаться в организации сертификации средств ЗИ ИС и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

Риск, связанный с использованием не сертифицированных ИС и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

Владелец: 1) владеет информационными объектами; 2) распоряжается информационными объектами в пределах, установленных законом; 3) обеспечивает уровень ЗИ в соответствии с действующим законодательством; 4) оповещает собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем обо всех фактах нарушения режима ЗИ.

Пользователь: 1) обращается к ИС, посреднику за необходимой ему информации; 2) пользуется информацией.

Для обеспечения ИБ страны правовому регулированию защиты подлежит любая документированная информация, НСД к которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу. Правовое регулирование ЗИ осуществляется в рамках нормативно установленных правил, определяющих степень конфиденциальности, порядок документирования, доступа, хранения, распространения ЗИ, а также исключительные права на информацию. При этом режим ЗИ устанавливается в отношении:

Ø сведений, отнесенных к государственной тайне - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

Ø конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации";

Ø персональных данных - федеральным законом.

Органы государственной власти, организации, ответственные за формирование и использование защищаемых информационных ресурсов, разрабатывающие и применяющие ИС и НИТ для формирования и использования таких информационных ресурсов, руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации". Защита прав субъектов в информационной сфере осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

Интересы личности в информационной сфере обеспечиваются следующими конституционными правами человека и гражданина:

q доступом к информации;

q неприкосновенностью своей частной жизни;

q использованием информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности;

q защитой информации, обеспечивающей личную безопасность;

q обеспечением права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Интересы общества в информационной сфере заключаются: 1) в построении информационного общества; 2) защите основных интересов членов общества в этой сфере; 3) обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в целях упрочения демократии; 4) предотвращения манипулирования массовым сознанием; 5) достижения и поддержания общественного согласия; 6) повышения созидательной активности населения; 7) формировании государственно-патриотического мировоззрения; 8) пропаганде национального культурного наследия, норм морали, общественной нравственности.

Интересы государства в информационной сфере состоят:

v в создании условий для укрепления конституционного строя, гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, упрочения суверенитета и сохранения территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законодательства, поддержания правопорядка и защиты государственной тайны;

v развитии международного информационного сотрудничества на условиях партнерства и при соблюдении интересов России.

Основополагающей и приоритетной целью обеспечение интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита жизненно важных интересов личности, соблюдение конституционных прав информационной деятельности человека, свобод граждан в области духовной жизни и обеспечение духовного возрождения России.

Для достижения этой цели требуется обеспечить:

· конституционные гарантии свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры. доступа к культурным ценностям, а также гарантии права на образование;

· конституционные права граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и доброго имени;

· конституционные права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

· запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством;

· получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

· укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

· гарантии свободы средств массовой информации и запрет цензуры;

· защиту национальных духовных ценностей.

Цели защиты жизненно важных интересов общества: 1) развитие отечественной индустрии информации, в т.ч. индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; 2) обеспечение потребностей внутреннего рынка продукцией информатизации и выход этой продукции на мировой рынок; 3) обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Для достижения этих целей требуется обеспечить:

· совершенствование правовой охраны информационных интересов общества;

· государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи;

· интеграцию науки и образования в сфере информатизации;

· повышение эффективности образовательного процесса в информационной сфере и сфере ИБ;

· безусловное повышение уровня образованности трудовых ресурсов для внедрения и использования НИТ;

· развитие производства отечественных конкурентоспособных НИТ, расширение участия страны в международной кооперации производителей НИТ;

· развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства России;

· повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа России;

· совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала России;

· развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективность использования государственных ИР.

Целью защиты жизненно важных интересов государства является обеспечение ИБ информационной среды России от внутренних и внешних угроз.

Для достижения этой цели в первую очередь требуется:

· развитие законодательства в информационной сфере;

· создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны;

· повышение ИБ ИС, в том числе ТКС, ИТКС, прежде всего первичных сетей связи и ИС федеральных органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

· разработка экономических механизмов стимулирования работ в области ИБ;

· интенсификация развития отечественного производства аппаратных и программных средств ЗИ и методов контроля их эффективности;

· обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

· создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства и защиты возникающих при этом жизненно важных интересов России;

· интеграция системы профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российского образовательного пространства в мировую систему образования.

· укрепление безопасности государства в информационной сфере с учетом требований Концепции национальной безопасности, как важнейшей задачи обеспечения национальной безопасности.

3.2. Направления государственной политики России в информационной сфере и сфере информационной безопасности

Направления государственной политики в информационной сфере определены тенденциями конституционного развития страны, а обеспечение информационной безопасности рассматривается как составная часть национальной безопасности государства. Неразрывная связь государственной политики и конституционного регулирования в рассматриваемой сфере является непременным атрибутом правового государства и вполне очевидна. Обеспечение информационной безопасности личности является, прежде всего, прерогативой конституции в обеспечении прав и свобод человека в рассматриваемой сфера. При этом одним из направлений государственной политики в сфере ИБ являются соблюдение и реализация конституционных прав человека и гражданина. Это важнейшее направление государственной политики закреплено в действующем законодательстве.

Так, в Законе РФ " О безопасности", определено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Тогда обеспечение ИБ, как составного компонента общей безопасности, является также направлением государственной политики, которая, в свою очередь, определяет основные направления деятельности государства в искомой сфере.

Актуальность определения основных направлений деятельности государства в сфере обеспечения ИБ обусловлена:

– необходимостью развития и совершенствования конституционного законодательства, обеспечивающего оптимальное сочетание приоритетов интересов личности, общества, организаций и, в целом, государства по всем направлениям обеспечения ИБ;

– совершенствованием деятельности государства по реализации своих функций обеспечения ИБ всех субъектов информационных отношений;

– потребностью граждан в защите своих интересов в информационной сфере;

– необходимостью формирования единого правового поля в сфере информационных отношений и др.

В рамках действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в сфере обеспечения ИБ:

§ развитие информационной структуры всех сфер жизни современного общества;

§ развитие национального ИР, как одного из главных источников социально-экономической, научной, военной мощи государства;

§ формирование ИР и информации во всех сферах деятельности государства, как объекта, имеющего политическое, материальное и стоимостное выражение;

§ обеспечение ИБ России как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности;

§ защита информации, как приоритетная государственная задача;

§ обеспечение системы национальных интересов России в области экономики, социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной, пограничной и экологической безопасности через совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства;

§ формирование основных направлений деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в информационной сфере и сфере ИБ.

В рамках этой Концепции определены национальные интересы России в информационной сфере, которые можно представить следующими задачами (направлениями):

- соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею;

- защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

- обеспечение права граждан на получение достоверной информации;

- развитие современных телекоммуникационных технологий.

Решение этих задач обеспечит формирования информационного общества, а также информационные потребности личности, общества, государства, в том числе их защиту от разрушающего воздействия информации, манипулирования массовым сознанием, а также необходимую защиту государственного информационного ресурса.

Основными принципами государственной политики в сфере обеспечения ИБ России являются:

– соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению ИБ страны;

– правовое равенство всех субъектов информационных отношений вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на нормах конституционного права граждан, организаций, государства;

– открытость органов публичной власти, общественных объединений, включающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством страны;

– приоритетность развития отечественных НИТ, ТКС, обеспечивающих совершенствование национальных ТКС, их подключение к глобальным ИС в целях соблюдения жизненно важных интересов России.

3.3. Защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере

1) защита интересов личности

Защита прав гражданин, как субъектов информационных отношений информационной сферы Федерации гарантируется и обеспечивается нормами Конституции России от 1993 года. Для обеспечения защиты этих прав органы публичной власти обязаны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Практическое обеспечение и реализация защиты рассматриваемых конституционных прав осуществляется в рамках действующего законодательства, в том числе указов Президента постановлений Правительства Российской Федерации. Таким документом является указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию". В нем, определены обязанности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц по обеспечению принципа информационной открытости своей деятельности, при реализации права человека на информацию. Принцип информационной открытости предполагает:

ü доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

ü систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях;

ü осуществление гражданами контроля деятельности органов публичной власти, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

ü обязательность доведения информационными программами государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан основных положений правовых актов и решений органов государственной власти по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска.

Обеспечения рассматриваемых прав и свобод человека и гражданина затрудняется рядом обстоятельств[1]: 1) неоднозначностью существующих концепций в области конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина, снижающей адекватность смысла правовой защищенности личности; 2) неоднозначность и сложность содержания прав человека: права вытекают из общих ценностей человечества или же определяются государством и др.; 4) неадекватность теории и практики.

Противоречивость защиты прав и свобод человека в информационной сфере определяется тем, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства. Примером такого обеспечения прав являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в военной сфере.

Обеспечение и защита прав личности на информацию, представляющую результат его интеллектуальной деятельности осуществляется в рамках таких нормативных правовых актов как законов Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и других.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина, соблюдение интересов государства и общества осуществляется по рассмотренным ранее основным направлениям государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности. Защита таких интересов заключается в следующем:

выявлении и прогнозировании угроз жизненно важным интересам личности и осуществлении комплекса мероприятий по их предупреждению и устранению;

реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации;

использовании информации в интересах осуществления деятельности, не запрещенной законом, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

2) основные направления защиты интересов общества

при формировании, использовании и развитии

информационной среды

Учитывая, что интересы общества состоят в упрочнении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении, в интересах защиты нравственности общества, возрождения духовности, формирования гражданского самосознания законом ограничивается распространение периодических изданий или программ, представляющих разрушающую информацию, негативно воздействующую на существующие качества человека и гражданина.

Защищая интересы общества в информационной среде, введен государственный запрет на создание и деструктивную, разрушающую деятельность общественных объединений (насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства и др.). В тоже время запрещена цензура и обеспечивается гарантия свободы массовой информации. Защищается право на поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, если иное не предусмотрено законодательством о средствах массовой информации.

Важное значение для защиты интересов России, ее субъектов, муниципальных образований, защиты интересов, прав и свобод физических и юридических лиц имеет Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене". Дополняющий, в определенном смысле законодательство об авторском праве и смежных правах, в нем определены основные понятия и содержание объектов и субъектов информационного международного обмена, порядок создания условий для эффективного участия России в едином мировом информационном пространстве. Введенные понятия информационного продукта и услуги, владельца и пользователя документированной информации, международного информационного обмена, а также информационной безопасности, позволили, в свою очередь, определить интересы общества и направление деятельности государства по их реализации в сфере обеспечения ИБ общества. Такими направлениями являются:

· обеспечение конституционных прав и свобод личности, личной безопасности;

· повышение качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития;

· разработка соответствующей нормативной правовой базы по защите национальных ценностей.

3) основные направления защиты интересов федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в информационной сфере

Защита рассматриваемых интересов в информационной сфере осуществляется с учетом общих интересов государства, определяемых Концепцией национальной безопасности, в том числе: в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической, социальной стабильности; безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка; развитии равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Государство само выступает в качестве субъекта, также требующего защиты от угроз, охраны государственной тайны, защиты от шпионажа (в том числе промышленного). А широкое использование НИТ в управлении органами публичной власти, предполагает решение ряда проблемы: защиту персональных данных; борьбу с компьютерной преступностью, в первую очередь в финансовой сфере; защиту коммерческой тайны и обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности; защиту государственных секретов; создание системы взаимных финансовых расчетов в электронной форме с элементами цифровой подписи; обеспечение безопасности автоматизированных систем управления от потенциально опасных производств; страхование информации и информационных систем; сертификацию и лицензирование в области безопасности, контроль безопасности информационных систем; организацию взаимодействия в сфере защиты данных со странами–членами СНГ и другими государствами. Эти направления деятельности государства по обеспечению информационной безопасности тесно связаны с направлениями обеспечения национальной безопасности России в целом: защитой конституционного строя; деятельностью государства в экологической сфере; обеспечением военной безопасности; деятельностью государства в пограничной сфере; деятельностью государства в сфере международных отношений и др.

К этому, для защиты государственных интересов Концепцией национальной безопасности России сформулированы задачи обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере:

· установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;

· совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

· разработка соответствующей нормативной правовой базы и координация, при ведущей роли Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения ИБ;

· развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

· защита государственного информационного ресурса, и, прежде всего в федеральных органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.

Глава 4. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Вопросы:

1. Основные направления государственной политики России в сфере информатизации
2. Пути развития правовой информатизации и информационной безопасности
3. Концепция правовой информатизации как основа информационной безопасности личности, общества, государства
4. Программа правовой информатизации

Наши рекомендации