Требования образовательного стандарта
Учебно-методический комплекс дисциплины
история
для подготовки студентов по специальности/направлению
лингвистика
экономика
Волгоград 2013
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и учебным планом по специальности/направлению подготовки лингвистика
Разработал:
Абушахманова Н.З. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории политики
Программа одобрена на заседании кафедры ______________________
«____» ___________2013г., протокол №____
Зав. кафедрой_______________________ /_______________/
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Отечественная истории | 3 - 32 | |
1.1. | Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт | |
1.2.. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | 4 -5 |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | 5 - 32 |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | 33 - 39 | |
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.2. | Рекомендации по работе с литературой | 33 - 35 |
2.3. | Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса | 35 - 37 |
2.4. | Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами | |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | 37 - 39 |
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций | 40 - 65 | |
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) | 66-92 | |
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Требования образовательного стандарта
по учебной дисциплине «Отечественная история»
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Дидактические единицы
по учебной дисциплине «Отечественная история»
ДЕ 1. Теория и методология исторической науки
ДЕ 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях XIII-середины XV вв.
ДЕ 3. Образование и развитие Московского государства
ДЕ 4. Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв.
ДЕ 5. Российская империя во II половине XIX – начале ХХ вв.
ДЕ 6. Россия в условиях войн и революций (1914-1922)
ДЕ 7. СССР в 1922-1953 гг.
ДЕ 8. СССР в 1953-1991 гг. Становление новой российской государственности (1992-1999)