Значение Корана в арабо-мусульманской культуре

Древнеримская культура.

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.

Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

В узком смысле понятие «древнеримская культура» включает культуру Италии, а в широком — культуру объединённого римлянами Средиземноморья.

Впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов Древнего Востока, древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины, города-государства до огромной Римской империи.

Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (латинский алфавит, система образования, военное искусство, государственное устройство, римское право, градостроительство и многое другое).

В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования.

Вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки — изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи Римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами.

Главное же, что оставила после себя Римская империя, — это представление о направленной истории и мире — едином целом, где правит разумное начало.

Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливии, Тацит).

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

царский (VIII — начало VI в. до н. э.);
республиканский (510/509гг. — 30/27 гг. до н. э.);
период империи (30/27 гг. до н. э.).

Науки в Древнем Риме были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Центрами научной деятельности были эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знаний внесли географы Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.) и Клавдий Птоломей (83-161 гг.), историк Тацит (58-117 гг.), Тит Ливии (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) и Аппиан (? — 70-е гг. И в.). К этому времени относится и деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.).

Римская культура с самого начала несла в себе черты упадка, вырождения. Даже когда Рим находился в зените славы, т. е. в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до в. э. — начало I в. н. э.), в его искусстве было больше внешней эффектности, нежели настоящего величия.

Овладев греческой культурой, римляне обогатили её замечательными открытиями в области строительной техники.

Они первыми стали использовать в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал — римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко использовали рядом с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод, купол.

30. история культуры России (на приме послевоенного времени)

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится11-летней (правда, в основном теоретически), начиная обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах значительно больше (Европе в целом2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки системы образования,в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем средне специального или высшего образования.

В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены до 3 лет, после войны продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии. В условиях холодной войны перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).

В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне(Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально шок в мире вызвал запуск в СССР14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.

Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.

Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году.СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.

Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф.,были обвинены в преклонении перед Западом.

Подобные проработки в ещё большей степени затронули деятелей художественной культуры. В1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и«Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше.

Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности»Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных» и «непонятных»Хрущёву и его приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых«шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые.

Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт:К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли:А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств,вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971),простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев«Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады.Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев,«Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный»(реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов,П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова«Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов).Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме.Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова«Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются».

В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р.Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский,О.Сулейменов).

С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы,Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева.

Но 70 – 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами.«Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О.Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.

Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте»по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.

В конце 60-х,когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии.Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец,театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым,и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.

31. культура арабо-мусульманского мира.

Для начала хотелось бы сказать пару строк о том, что арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями,а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии,да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину). Ислам это монотеистическаямировая религия. Слово "ислам" имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу»(«покорность Богу»). В шариатскойтерминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие,подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.С точки зрения Корана, ислам —единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки.В окончательном виде ислам был представлен в проповедях ПророкаМухаммеда,получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама,Моисея, Иисуса.Последним Посланником был Мухаммед, принесший человечеству ислам в окончательном виде. По мнению ислама, после пророчества Мухаммеда все предыдущие Законы были отменены Богом, а их основные принципы были усовершенствованы и стали частью ислама. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам- религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.).Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства,догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении,что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммед).

Значение Корана в арабо-мусульманской культуре

В арабо-мусульманской культуре особое значение приобрел культ знания. Коран объявляет человека наместником Божьим на земле, а потому признанным не только изучить мир, но и преобразовать его. Считалось, что знание и образование дает человеку право на власть.

Образование было широко доступным, поэтому перед каждым честолюбивым юношей открывалась реальная перспектива повышения личного социального статуса. Особую ценность представляли собой книги, поэтому появилось огромное количество разнообразных библиотек, в том числе и публичных.

Огромную роль играло и«переводческое движение», начавшееся в VIII веке, причем наибольший интерес арабы проявляли к греко-эллинистической научно-философской литературе. Еще одной особенностью ислама являлось то, что он не стремился к рационализации и концептуализации догматики, поэтому мусульманская цивилизация институционализировала и канонизировала право фикх, но не теологию. Веротерпимость,многонациональность, поликонфессиональность, отказ от аскетизма, необходимость труда, поощрение богатства, отсутствие «церкви», как посредника между Богом и человеком (прежде всего, для суннизма), городской характер и культ знания, вот некоторые важнейшие черты классической арабо-мусульманской культуры,большинство которых сохранилось и по сей день

32. культура европейского средневековья.

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, 102

Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х—ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. — вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых. Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;


  1. сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

  2. Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;


4) отличие православия от католичества, что проявлялось в
своеобразии философско-богословских воззрений православных тео
логов и философов Востока, в системе христианских этических и эсте
тических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

33. типы культурных изменений( прогресс, стагнация, регресс)

Процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного П. были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер, Тайлор), определившими это явление как процесс последоват. усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отд. функциональных подсистем и элементов.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Посмотрим, как в историческом плане разрабатывались концепции культурного прогресса? Уже в античности существовала вера в культурный прогресс. Она нашла отражение в учениях Протагора, Демокрита, Лукреция. Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века - Ж. Кондорсе (1743 - 1794), А. Тюрго (1724 - 1781), И.Г. Гердеру. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума, рост знаний. Культурный прогресс они связывали прежде всего с прогрессом науки, научного познания.
Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры. Иногда классиков марксизма упрекают в том, что они свели все многообразие культуры к пяти формационным типам. Это не совсем верно. В марксистской теории культуры обращается внимание на то, что любая культура существует в рамках того или иного региона, особенности которого (географические, хозяйственные, общие национальные, этнические, религиозные традиции, общность исторической судьбы) в значительной мере влияют на конкретно-историческое развитие входящих в него культур. К примеру, в рамках феодального типа культуры можно выделить существенные различия между византийской и западноевропейской культурами.

В марксизме развитие культуры связывается с материальным производством, с развитием производительных сил и производственных отношений. При этом отмечается, что связь способа производства материальных благ с культурой опосредована рядом промежуточных звеньев, и прежде всего характером политического устройства. В рамках одного и того же экономического базиса формы политического устройства могут существенно различаться по странам и регионам. И это оказывает влияние на своеобразие культуры. Так, античная демократия, гармония интересов гражданина и государства послужила основой для расцвета древнегреческого искусства, в центре которого оказался человек как "мера все вещей". Централизованная теократия, воинственность ислама обусловили слабое развитие индивидуального начала и традиционность ближневосточной и азиатской культур. Централизованная власть, получившая религиозную санкцию, культ императора и империи приводят к унификации и централизации общественной мысли и художественного творчества в Византии. Эти особенности политического развития во многом объясняют строгую регламентированность и канонизацию византийского искусства.

Кроме того, в марксистской теории отмечается, что не только экономический базис и политическая система влияют на культуру, но и все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Все эти факторы обуславливают своеобразие культур, принадлежащих к одной и той же общественно-экономической формации. Например, в рамках рабовладельческой формации, на основе одного и того же экономического базиса развивались такие разные культуры, как греческая, римская, египетская, вавилонская, китайская. Таким образом, понятие общественно-экономической формации позволяет показать единство и многообразие культурно-исторического процесса.

Наши рекомендации